В нашей культуре сложилось неприязненное отношение к бизнесу. Заслуженно ли? Наверняка. Годы дикого капитализма после распада СССР в общественном сознании прочно связаны с разграблением общенародного достояния. Печальная и позорная страница в истории нашей страны по тяжести последствий сравнима со Смутным временем и с Отечественной войной. Нам важно запомнить этот урок, навеки записать его в генетической памяти.
То, что у нас называлось бизнесом, по сути, им не являлось, а было, скорее, разновидностью криминальной деятельности. С тех пор бизнес воспринимается как нечто неприличное, незаконное и вряд ли уже отмоется от негативных коннотаций, слишком глубока рана в теле народном, слишком велик ущерб.
С самого высокого политического уровня звучат трюизмы о бизнесменах. Общественные деятели, разномастные квазиэксперты и, самое главное, простые люди, не стесняются в выражениях, характеризуя коммерсантов.
Но народ порой просто повторяет вербальные штампы, не задумываясь об их истинном значении и влиянии на нашу повседневную жизнь. Между тем времена меняются, и на наших глазах рождается совершенно иной тип «людей дела».
В последние годы, в полном соответствии с законом диалектики, из толстого коммерческого слоя стали вырастать прекрасные цветы и плодовые деревья, потихоньку меняя российский предпринимательский ландшафт. Однако массовое сознание упустило из внимания этот факт — первое поколение бизнесменов, которые умели лишь стервятничать и спекулировать, уходит со сцены. Ему на смену идёт совершенно иной тип людей, новый вид, поэтому называть его мы будем не бизнесменами, а предпринимателями.
В общественном сознании бизнесмен ассоциируется не только с обманом, но и с показным потреблением. Обратите внимание: бизнес, особенно крупный, как и бизнесмен, — он не только безликий и безличный (объект), но и за гранью морали. Поэтому его характеризуют отвратные поговорки вроде: «Бизнес есть бизнес», «Ничего личного — просто бизнес».
Предприниматель — это другое. Прежде всего, это конкретный человек, это субъект. Человек с идеей, деятельный, даже неугомонный. Постоянно чем-то занят, предпринимает усилия, работает. Конкретный человек с конкретным характером, индивидуальность — он не может быть вне морали.
Предприниматель — это образ позитивный. Это человек труда, человек дела, ответственный, инициативный. Сегодня он делает сыр и печёт хлеб, поставляет бытовые товары и шьёт одежду, кормит в ресторане и занимается грузоперевозками, производит оконные рамы и двери, строит дома. Сегодняшний предприниматель — важная часть жизни страны. Это 6 миллионов человек — целая армия людей, которые каждый день что-то созидают в материальной и гуманитарной сферах. Эти люди рассчитывают на себя, свою способность противостоять хаосу и непредсказуемости — это совершенно иной уровень зрелости. В нашей стране, так исторически сложилось, это ещё требует личного мужества. Вместе с ними работают ещё десять миллионов — пятая часть трудоспособного населения России. Это малые и средние предприятия.
И в теле этого многомиллионного сообщества уже созревает своя элита, на них мне хотелось бы обратить особое внимание. Именно этой касте предстоит сыграть, на мой взгляд, решающую роль в построении нового общества, в ближайшие десятилетия найти новые формы организации власти и собственности, потому что покорность неблагоприятным обстоятельствам, читай — неправде жизни, не в их натуре. А ещё потому, что время к тому пришло.
О ком идёт речь? Что это за люди? Это классические пассионарии и носители «длинной воли» XXI века, творцы, вооружённые знаниями и правдой, одухотворённые идеалами, это предприниматели-воины, настоящие стоики.
Воин-предприниматель — это не про деньги, это про мечту, поэтому он сам создаёт свою работу. Это основатель, организатор. Он предчувствует возможности и строит полезную работу прежде неразумно используемых ресурсов: материальных, финансовых, информационных, человеческих, прочих. А основной бенефициар — общество, и результат — прогресс.
Настоящий воин-предприниматель учитывает долгосрочные последствия своей деятельности: социальные, экономические, экологические и даже политические. Главное для него, альфа и омега всего, — это люди. Живые люди с живыми потребностями, их качество жизни. Поэтому он помогает школам и детским садам, открывает спортзалы и стадионы, делает дороги и игровые площадки, благоустраивает территорию, делится знаниями и опытом с молодёжью.
Это человек воли, неукротимый и мятежный дух которого проявляет себя в разных сферах, не только в экономике, но и в науке, политике, культуре, спорте. Социальный предприниматель — как раз из этой семьи, представитель новой формации.
В чём главное отличие торговца и бизнесмена от воина-предпринимателя? Как узнать его? Очень просто. Торговец зарабатывает деньги, а воин-предприниматель служит. Прежде всего служит Богу, стране, людям, идее, делу, семье, коллективу. Каждый по-своему, но все по-настоящему, самоотверженно. Долг, честь, достоинство — атрибуты жизни воина-предпринимателя, поэтому для него честь всегда выше прибыли.
Да, пока их немного в России, этих пионеров нового времени, вероятно, сотни, возможно, тысячи. Пока это ещё не стало модным, и нет пошлых в своей примитивности прямоугольных видео в сетях. Сейчас это по-настоящему. Потом будут подражатели-фальшивки, и от них за километр будет нести тщеславием и гордыней. А сегодня первые солдаты — строители нового мира уже несут вахту на необъятных просторах матушки-Родины. И даже шире, поскольку явление это международное, хотя и со своей спецификой.
Можно возразить, что всё сказанное о воине-предпринимателе противоречит самой сути капиталистического общества, и я с радостью соглашусь, но не стану пока развивать эту тему. Моей главной целью было только провозгласить появление на сцене истории нового человека, истинного зодчего этого века, а дальше будут говорить их дела, стократ красноречивее моих слов.
А ещё будет несправедливо не сказать о тех самых шести миллионах наших братьев и сестёр, трудолюбивых предпринимателей, на чьи головы сыплется бесконечный шквал упрёков с разных социальных этажей. Я хочу заступиться и за них.
Новое поколение предпринимателей России — это творческие, талантливые и трудолюбивые люди. Их главное достоинство — умение брать на себя ответственность, в том числе за будущее страны. Во времена рождения и становления бизнеса было совершено много серьёзных ошибок. Приватизация — одна из них. Последствия этих ошибок, словно родовая травма, ещё много лет будут давать о себе знать. Но, к счастью, мы умеем учиться, и мы учимся.
Наш предприниматель, выживая в крайне агрессивной среде, не только не потерял свой моральный облик, не упал духом, не отчаялся, но в кратчайшие по историческим меркам сроки прошёл огромный путь и серьёзно эволюционировал.
Современный российский предприниматель — это воин! Он постоянно находится на передовой. В условиях отсутствия главного источника роста — финансирования, при нестабильности национальной валюты, избыточного налогового бремени и банковской кабалы, бесправный, он защищает своё дело и своих людей от нападок контролёров, ураганов финансовых кризисов, рискуя утратить всё и попасть под уголовное преследование, при этом выполняет обязательства перед своей страной, семьёй, сотрудниками и партнёрами и несмотря ни на что строит, созидает и мечтает о будущем.
Больше того, современный российский предприниматель — носитель социальных идей. Мы все прекрасно осознаём опасность и вредность неравенства, несправедливости. Явления коррупции и олигархии омерзительны! Это раковая опухоль любого общества. Они подрывают самые основы государства и социальной стабильности, развращают правящий класс, демотивируют и деморализуют большинство населения. Современный российский предприниматель мечтает о справедливой стране, он готов работать и жертвовать ради этой мечты, искать и найти свой путь, оптимальный баланс индивидуальных и общественных интересов, материального и духовного начал.
Мир перевернулся. Сегодня в государственных кабинетах сидят торговцы, а каста торговцев породила воинов. Может быть, пора поменяться местами? Тысячелетний народ, устав от смуты и лихолетья, ждёт своих Мининых.