Авторский блог Владимир Галочкин 14:59 5 апреля 2013

Люди Исфахана

Вечером, когда спадает жара, площадь Имама открывает еще одно качество души иранцев - коллективизм. Сотни семей - большие, включая детей и внуков, молодожены, просто друзья и подруги, идут и едут сюда отдыхать, наслаждаться неповторимой атмосферой площади. На траву стелятся ковры и покрывала, раскладывается угощение - орехи, фрукты, чай...

Вечером, когда спадает жара, площадь Имама открывает еще одно качество души иранцев - коллективизм. Сотни семей - большие, включая детей и внуков, молодожены, просто друзья и подруги, идут и едут сюда отдыхать, наслаждаться неповторимой атмосферой площади. На траву стелятся ковры и покрывала, раскладывается угощение - орехи, фрукты, чай... Кое-где вьется дымок самовара, а изредка и дымок кальяна...Бегают, играют дети, а взрослые ведут свои неторопливые беседы... А за площадью, на центральных улицах, исфаханцы вечерами гуляют. Тоже семьями, парами, с детьми. До позднего вечера гостеприимно открыты двери магазинов, сверкают витрины - все становится объектом внимания - одежда и обувь, посуда и украшения, фрукты и соки из этих фруктов, которые приготовят прямо на глазах. Свежевыжатый сок граната, манго, дыни, банана, апельсина, арбуза, яблока, моркови - всего 20000 реалов, менее доллара за пол-литра. А прекрасные иранки предпочитают порцию мороженного, залитого соком в стакане с трубочкой... Город Исфахан расположен на берегах реки Заяндеруд, в переводе - "Река, дающая жизнь". Река не глубокая, но широкая, а в последние годы летом пересыхает: меняется климат, растет население. Заяндеруд берет начало в горах Загроса, течет через центр Ирана, образует Исфаханский оазис и исчезает в безводных песках пустыни Кевир. Среди 11 мостов Исфахана самый красивый - мост Хаджу, в котором вот уже четыре сотни лет идеально сочетаются архитектурное изящество, благородство отделки и функциональность. В центре моста устроен павильон - для возведшего мост шаха, который любил здесь останавливаться, отдыхать и размышлять о делах государства под мерное течение реки.

Кроме мусульман в Иране проживают христиане, иудеи и зароастрийцы (огнепоклонники), образующие общины с широкой автономией. Не в пример нам, обычаи и традиции "иноверцев" защищает государство на уровне конституции. Например, последователи "нетитульных " религий "полностью свободны в выполнении религиозных обрядов согласно своим религиозным нормам, они могут заниматься религиозным воспитанием и образованием, решать гражданские и личные дела (брак, развод, наследство, завещание) и на основании их обращаться в суд" (Ст. 12 Конституции ИРИ).

Я это к тому, что на другом берегу Заяндеруд расположился армянский квартал, в котором армяне живут со времен шаха Аббаса I. Сегодня здесь действуют армянские церкви, открыты армянские кафе (в кафе"Ахтамар" мы с удовольствием зашли, памятуя, что в далекой Риге "обитает" старший брат - ресторан "Ахтамар") и рестораны, дети могут учиться в армянских школах. Несколько лет назад исполнилось 75 лет, как издается газета иранских армян "Алик", которая кроме Ирана распространяется ещё в 40 странах мира. Ее главный редактор Дереник Меликян, в частности, утверждает: "В этой исламской стране отношение к христианской общине гораздо лучше, чем в союзных Западу Турции, Пакистане, Саудовской Аравии, Израиле. Факт пятисотлетнего благополучного проживания здесь иранского армянства говорит сам за себя". Ему, как говорится, виднее. То, что армянские архитектурные памятники в Исфахане находятся в превосходном состоянии, чего не всегда можно сказать о памятниках персидской культуры, могу подтвердить и я... Поразительный факт автономии армянской общины. Прежде чем войти в армянскую церковь, надо доказать, что ты христианин - перекреститься. Мусульманам и даже персам - титульной нации, в армянские церкви вход запрещен. В мечети же вход свободен для верующих всех конфессий.

Иран - совершенно безалкогольная страна. Спиртное здесь под запретом. Для всех, кроме христиан и иудеев, которые могут употреблять его в религиозных целях. И употребляют - те же армяне. Однажды, в беседе с молодой парой, нас спросили - пили ли мы вино? За моим ответом: "Пили не только вино, но и водку, и коньяк", последовал еще один, еще более удививший нас вопрос: "А что это такое - водка и коньяк?" Нам рассказали, что в первые годы после Исламской Революции практиковалось битье палками выпивох. Но делали это не государственные карательные органы, а сами члены общин и соседи. Народ не хотел больше терпеть разврат и попрание норм ислама Во имя создания справедливого общества. Сегодня результат налицо: молодое поколение в Иране растет нравственно и физически здоровым. Иран - это страна абсолютно трезвых людей! Где еще в мире можно увидеть такое?! Вернувшись домой, я спросил знакомую - вдову, потерявшую мужа-алкоголика и в одиночку "поднимавшую" детей о "лечении" алкашей палкой. Так вот, она признала в этом великое благо и высший гуманизм - по отношению к детям и матерям. Я с ней полностью согласен!

Есть в Исфахане место, которое вызывает трепет. Это кладбище шахидов Голестан - э - Шохада.

Наши СМИ создали образ шахида, как террориста-смертника. Может где-то так и есть, но в Иране шахид - это доброволец, воин, герой, отдавший жизнь за свободу и независимость Родины. Гранит и мрамор могил, огромное количество цветов, идеальная чистота и ухоженность - все это необыкновенно величественно и красиво. Но трепет вызывают фотографии на могилах - юношей, мужчин, девушек, молодых женщин, порой с ребенком на руках. Все они не по приказу, а по велению сердца добровольцами ушли на войну и погибли героями. Согласно представлениям ислама герои-шахиды не мертвы, они живы. Поэтому Голестан - э - Шохада в переводе - Сад Цветов Героев. Живых героев!

Когда мы с женой покинули кладбище, нас поджидала машина. Молодой мужчина, ранее узнавший, что мы из России, предложил отвезти нас в центр или к отелю. Разумеется, бесплатно. Мы разговорились. Али, как он представился, служащий, женат, растет сынишка. Я объяснил, почему мы здесь - в прошлом я военнослужащий. А он открыл мне еще одну грань прекрасной души своего народа. Вот его слова: "Мы не всегда и не во всем соглашаемся с правительством. Но если тронут нашу страну, наш Иран, все мужчины возьмутся за оружие". "А как же семья, жена, ребенок? - спросил я. "Меня жена и родители в дом не пустят, если я не буду со своим народом",- услышал я в ответ.

Иран - это целая цивилизация - древняя, самобытная, загадочная. Технологии 21 века здесь уживаются с обычаями и традициями тысячелетней давности. Таким является национальный вид спорта "Варзеше-Бастани" - "Спорт Древности", о котором даже историки не могут однозначно сказать - сколько ему тысяч лет. Тренировки проходят под "живую" игру на барабане и пение героических стихов (например, из "Шахнаме", Фирдоуси), причем играет и поет, нередко, тренер ("муршед"). Спортсмены используют деревянные палицы ("миль"), щиты ("санг") и имитацию боевого лука ("каман"). Занимаются этим спортом и молодежь, и старшее поколение в традиционных залах - "Зурхане" - "Дом Силы", напоминающих цирковое помещение с ареной ("гоуд") - в центре, и местами для зрителей и музыкантов - вокруг. Главное требование к спортсмену - его духовная и моральная чистота, честность и доброта. В Исфахане много садов и парков. Есть Парк Цветов. Самый же необычный - это Сад Птиц. Здесь территория в 5 гектаров накрыта сеткой на высоте нескольких десятков метров, построены водоемы, домики - все для пернатых, которых здесь сотни. А для людей - дорожки. Так все и гуляют - люди по дорожкам, а птицы - где хотят...

Промелькнули 10 дней нашего пребывания в красивейшем городе Ирана - Исфахане. Мы едем дальше - в город Язд. Прощаемся с отличным отелем "Малек", который рекомендуем гостям Исфахана. И получаем "подарок" от которого, как говорится, хоть стой, хоть падай: нам возвращают часть денег за проживание в отеле. Как оказалось, за время нашего проживания изменился обменный курс доллар - реал. Поскольку мы оплатили за проживание в долларах, а доллар стал дороже, нам вернули разницу. И это не единственный случай тотальной честности подавляющего большинства иранцев. В Иране в магазинах, на рынках все цены указываются на ценниках. Но на фарси. Мы, непривычные к многонулевым купюрам, делая покупки, просто протягивали продавцу пачку денег, и он сам отбирал нужное за покупку количество. И ни разу не было случая, чтобы нас обсчитали...

1.0x