Сообщество «Экономика» 00:00 11 апреля 2013

Люди

Мы жи­вем на­мно­го ху­же, чем ра­бо­та­ем. До­ля рос­сий­ско­го ра­бот­ни­ка в ВВП не вы­ше 25%, а в раз­ви­тых стра­нах — 50-60%. Ми­ни­маль­ная зар­пла­та во Фран­ции за вы­че­том на­ло­гов со­став­ля­ет 1100 ев­ро про­тив 130 в Рос­сии. Да­же в Ве­не­су­э­ле ми­ни­маль­ная зар­пла­та — 450 долл. про­тив 170 у нас. Мы от­ста­ем от раз­ви­тых стран по зар­пла­те зна­чи­тель­но силь­нее, чем по про­из­во­ди­тель­но­с­ти тру­да

20-21 мар­та в Мос­ков­ском го­су­дар­ст­вен­ном уни­вер­си­те­те им. М.В. Ло­мо­но­со­ва про­шёл пер­вый Мос­ков­ский эко­но­ми­че­с­кий фо­рум, в ра­бо­те ко­то­ро­го при­ня­ли уча­с­тие вид­ные оте­че­ст­вен­ные и за­ру­беж­ные уче­ные-эко­но­ми­с­ты, по­ли­ти­ки, об­ще­ст­вен­ные де­я­те­ли, пред­ста­ви­те­ли ре­аль­но­го сек­то­ра эко­но­ми­ки на­шей стра­ны, они под­вер­г­ли жё­ст­кой и кон­ст­рук­тив­ной кри­ти­ке дей­ст­вия пра­ви­тель­ст­ва, уду­ша­ю­щие про­из­вод­ст­во в Рос­сии то­ва­ров и ус­луг, пре­вра­ща­ю­щие стра­ну в сы­рь­е­вую ко­ло­нию гло­баль­но­го рын­ка. Не­ко­то­рые вы­ступ­ле­ния уча­ст­ни­ков фо­ру­ма мы пред­ла­га­ем вни­ма­нию чи­та­те­лей «Завтра».

В отличие от прошлого, мо­дер­ни­за­ция XXI ве­ка ба­зи­ру­ет­ся на раз­ви­тии че­ло­ве­че­с­ко­го по­тен­ци­а­ла. В этой свя­зи стран­но то, что мы слы­шим, ска­жем, на ра­дио "Эхо Моск­вы" в про­грам­мах Ла­ты­ни­ной, ко­то­рая ут­верж­да­ет, что в по­ли­ти­ку нуж­но до­пу­с­кать толь­ко граж­дан, ко­то­рые пла­тят на­ло­гов боль­ше, чем по­лу­ча­ют де­нег из бю­д­же­та. То есть ли­шить по­ли­ти­че­с­ких прав пен­си­о­не­ров, ин­ва­ли­дов и ин­тел­ли­ген­цию.
Это не толь­ко ан­ти­гу­ма­ни­с­ти­че­с­кая и эли­тар­ная идея: она ос­но­ва­на на без­на­деж­но ус­та­рев­ших пред­став­ле­ни­ях. Ведь имен­но учи­тель, врач, ра­бот­ник куль­ту­ры, уче­ный, со­ци­аль­ный ра­бот­ник со­зда­ют че­ло­ве­че­с­кий по­тен­ци­ал — ба­зу мо­дер­ни­за­ции.
В Рос­сии уро­вень раз­ви­тия че­ло­ве­че­с­ко­го по­тен­ци­а­ла го­раз­до ни­же, чем мог и дол­жен был бы быть. Ког­да слы­шишь про на­ши ус­пе­хи в этом на­прав­ле­нии, вспо­ми­на­ет­ся шут­ка, как ба­буш­ка про­сит в ре­ги­с­т­ра­ту­ре по­ли­кли­ни­ки: "Мне ну­жен врач ухо­глаз". — "А по­че­му?" — "По­то­му что я все вре­мя слы­шу то, че­го не ви­жу".
В кон­це 80-х го­дов мы вхо­ди­ли в де­сят­ку луч­ших стран ми­ра по че­ло­ве­че­с­ко­му по­тен­ци­а­лу. В 1992 го­ду мы бы­ли на 32 ме­с­те, в 1999 — на 55, сей­час — на 66 ме­с­те. При та­ком че­ло­ве­че­с­ком по­тен­ци­а­ле труд­но рас­счи­ты­вать на ус­пех мо­дер­ни­за­ции. Рос­сия име­ет худ­шие по­ка­за­те­ли раз­ви­тия че­ло­ве­че­с­ко­го по­тен­ци­а­ла по срав­не­нию с уров­нем ВВП: это зна­чит, что эко­но­ми­че­с­кие воз­мож­но­с­ти не ис­поль­зу­ют­ся в долж­ной ме­ре для раз­ви­тия че­ло­ве­ка.
Мы жи­вем на­мно­го ху­же, чем ра­бо­та­ем.
До­ля рос­сий­ско­го ра­бот­ни­ка в ВВП не вы­ше 25%, а в раз­ви­тых стра­нах — 50-60%. Ми­ни­маль­ная зар­пла­та во Фран­ции за вы­че­том на­ло­гов со­став­ля­ет 1100 ев­ро про­тив 130 в Рос­сии. Да­же в Ве­не­су­э­ле ми­ни­маль­ная зар­пла­та — 450 долл. про­тив 170 у нас. Мы от­ста­ем от раз­ви­тых стран по зар­пла­те зна­чи­тель­но силь­нее, чем по про­из­во­ди­тель­но­с­ти тру­да.
25 лет на­зад сту­ден­че­с­кая сти­пен­дия в ву­зе бы­ла впя­те­ро вы­ше про­жи­точ­но­го ми­ни­му­ма, в тех­ни­ку­ме — в 8 раз, в ПТУ — в 11,5 раз вы­ше. Сей­час об этом не при­хо­дит­ся и меч­тать, а ведь де­ше­вая ра­бо­чая си­ла не­ква­ли­фи­ци­ро­ва­на, и здесь то­же есть об­рат­ное вли­я­ние со­ци­аль­но­го раз­ви­тия на эко­но­ми­ку.
На­ше стар­шее по­ко­ле­ние об­де­ле­но при рас­пре­де­ле­нии на­ци­о­наль­но­го бо­гат­ст­ва. Пен­сия ни­же со­вет­ских вре­мен в 1,5-2 ра­за. Ми­ни­маль­ная пен­сия — 150 ев­ро, а во Фран­ции — 750. Раз­ни­ца в про­из­во­ди­тель­но­с­ти тру­да зна­чи­тель­но ни­же раз­ни­цы в пен­си­ях. На­ря­ду с дру­ги­ми фак­то­ра­ми это вли­я­ет на про­дол­жи­тель­ность жиз­ни, по ко­то­рой мы в ми­ре на 97-м ме­с­те.
Клю­че­вой фак­тор раз­ви­тия че­ло­ве­че­с­ко­го по­тен­ци­а­ла, а сле­до­ва­тель­но, и мо­дер­ни­за­ции — об­ра­зо­ва­ние. По уров­ню на­чаль­но­го школь­но­го об­ра­зо­ва­ния мы еще вхо­дим в чис­ло ми­ро­вых ли­де­ров, но даль­ше по­ка­за­те­ли ухуд­ша­ют­ся. 20% стар­ше­класс­ни­ков функ­ци­о­наль­но не­гра­мот­ны, то есть не по­ни­ма­ют про­чи­тан­но­го: та­ко­го не бы­ло ни­ког­да.
За­кон об об­ра­зо­ва­нии с 1 сен­тя­б­ря ухуд­ша­ет по­ло­же­ние мно­гих граж­дан, вклю­чая ро­ди­те­лей до­школь­ни­ков, сту­ден­тов, де­тей-си­рот. Но глав­ный его смысл — пе­ре­да­ча всех пол­но­мо­чий пре­зи­ден­ту, пра­ви­тель­ст­ву и Ми­нобрна­у­ки.
"До­рож­ная кар­та" в об­ла­с­ти об­ра­зо­ва­ния и на­уки на­це­ле­на на мак­си­маль­ную ин­тен­си­фи­ка­цию тру­да пе­да­го­га и не­ко­то­рое по­вы­ше­ние зар­плат за счет это­го. В Рос­сии сред­няя зар­пла­та в ву­зах ни­же сред­ней по стра­не, что уни­каль­но для ми­ра, и долж­на к 2018 го­ду стать вдвое вы­ше сред­ней зар­пла­ты по стра­не. При этом пред­по­ла­га­ет­ся уво­лить по­ряд­ка 44-45% ву­зов­ских пре­по­да­ва­те­лей. Ме­ха­ни­че­с­кая ин­тен­си­фи­ка­ция тру­да сни­зит ка­че­ст­во пре­по­да­ва­ния — и под­го­тов­ки сту­ден­тов — по срав­не­нию да­же с со­вре­мен­ным уров­нем.
Ана­ло­гич­ная си­ту­а­ция по школь­ным учи­те­лям (их на­ме­че­но уво­лить по­ряд­ка 90 тыс.чел.) и по пре­по­да­ва­те­лям на­чаль­но­го и сред­не­го про­фес­си­о­наль­но­го об­ра­зо­ва­ния.
Лю­бая власть гор­дит­ся вы­со­ко­тех­но­ло­гич­ны­ми ра­бо­чи­ми ме­с­та­ми, нам обе­ща­ют со­здать их 25 млн., но за­чем со­кра­щать тех, кто со­зда­ет че­ло­ве­че­с­кий по­тен­ци­ал, не­яс­но.
Вы­во­ды про­сты:
1. Для мо­дер­ни­за­ции как воз­дух ну­жен ле­вый по­во­рот.
2. Од­ной из его ос­нов долж­на стать но­вая об­ра­зо­ва­тель­ная по­ли­ти­ка.
3. Для обес­пе­че­ния пе­ре­мен нам ну­жен ши­ро­кий блок ле­вых и па­т­ри­о­ти­че­с­ких сил. Вклю­чая пред­ста­ви­те­лей и ра­бот­ни­ков и вы­со­ко­тех­но­ло­гич­но­го, со­ци­аль­но ори­ен­ти­ро­ван­но­го биз­не­са.
Мы по­мним ло­зунг Фрэн­си­са Бэ­ко­на: "Зна­ние — си­ла", но эко­но­ми­ка XXI ве­ка под­тверж­да­ет, что бо­лее глу­бо­ки сло­ва древ­не­го Еван­ге­лия: "Зна­ние — сво­бо­да".

1.0x