Чем, кем можно удивить современного человека? Пресыщенного зрелищами, игрищами, забавами. Что может заставить и взрослых, и детей искренне смеяться или сопереживать, одобрительно восклицать или осуждающе улюлюкать?
Новогодние представления в Байк-центре! "Ночные волки" не оставят равнодушными никого, впечатлений — на дни, месяцы. Рассказы — на все аудитории, о таком действе интересно узнать всем.
Всякий раз, посещая новогодние праздники, "ёлки" в Байк-центре, удивляешься умению сделать постановку такой, чтобы дети разных возрастов, сопровождающие их родители, бабушки и дедушки стремились попасть на представление, не страшась ни лютых холодов (а бывали представления и в 30-градусный мороз), ни дождя (в этом году накрапывал).
Стремятся, потому что знают: будет много радости, эмоций, чудес, увидишь то, чего не видел нигде и не увидишь больше никогда. Каждый год здесь новая тема представления, новые идеи, новый сценарий, новые герои. Но неизменны — Дед Мороз и Снегурочка, волки — круглосуточные, а не только ночные. Неизменно столкновение добра и зла, света и тьмы. Неизменна победа героев, поражение подлецов. Неизменно: "Сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок".
Творец, художник важен обществу не только как человек, отражающий в своих произведениях жизнь, но как предвестник, улавливающий настроения, образы будущего, вырисовывающий контуры грядущего. Он слышит гулы времени (как бы банально это ни звучало), нарастающие или затихающие. Читаешь книги не только фантастов-футурологов, но и писателей-реалистов, и поражаешься: они задолго до того, как проблемы вставали в обществе, говорили о них. Смотришь картины художников: Боже, да они из своего прошлого предугадали сегодняшний день.
Вот и лидер "Ночных волков" Александр Хирург много лет тому назад, ещё до того, как государство спохватилось и стало говорить о необходимости воспитания детей, о привитии им тех качеств, которые и делают человека человеком, гражданином, стал со своей мотоватагой устраивать в Байк-центре, что в Нижних Мнёвниках, новогодние представления для детей. Не просто развлекая их, а воспитывая, зримо показывая, что такое хорошо и что такое плохо. Более 20 лет в Байк-центре — уникальном социальном и организационном явлении — проходят новогодние спектакли, грандиозные красочные зрелища под открытым небом.
Наступивший год объявлен в России Годом защитника Отечества. Но и здесь мототворцы в авангарде: основной идеей всех новогодних представлений в Байк-центре, под какой бы темой они ни проходили, было "Родина превыше всего". Её надо защищать от супостатов. Делать это может и должен каждый.
В этом году темой "Русской сказки" стала легенда о трёх холмах. Не первый раз Хирург, автор идеи, соавтор сценариев, режиссёр, делает героями своих мистерий нашу природу — леса, холмы. И это само по себе — воспитание поубедительнее лекций экологов: не только животный мир надо оберегать, но и реки, горы леса. Они — наша радость и услада в час отдыха, они — наша опора и защита в час нужды и испытаний.
Перед началом представления — игра-викторина. Ведущий — маг-волшебник, спрашивает у зрителей, каких героев русских сказок они знают, каких писателей-сказочников. Дети тянут руки, выкрикивают, гомонят. И вот уже и Емеля, и Спящая царевна, и королевич Елисей, и Баба-яга, и серый волк, и лиса Патрикеевна, и Колобок, и три медведя, и Соловей-разбойник, и царевна-лягушка, выкликанные, словно прибыли на праздник. Атмосфера сказки создана.
Погасли огни, зазвучала музыка, и чарующий, колдовской голос откуда-то с небес: "В некотором царстве-государстве жил холм-отец".
На плазменном экране — силуэт Изборского холма с распятием на вершине. Изваяние этого холма и на высокой площадке.
"Великий холм был велик, потому что стоял на том месте, где родилась Русь, где родилась Земля русская, и в этом холме таилось русское бессмертие. Именно там, на холме свила гнездо таинственная, непостижимая, неподвластная огню птица русской истории, птица русского бессмертия".
Эта диковинная птица парит на экране. А потом она же крылами машет, выезжая на площадь, посреди которой стоит главная героиня всех русских новогодних праздников — ёлка, увенчанная звездой — копией рубиновых звёзд Кремля.
Чарующий голос сказочника-баюна далее ведёт рассказ, который сопровождается лазерным действом. "И было у отца-холма три сына, три холма. Один холм — Мамаев курган, второй сын — Сапун-гора, и третий сын — Саур-могила". Они на экране, и они же — искусно выполненные макеты — взмыли высоко над площадью, как и подобает холмам.
И далее баюн вещает о том, как росли на тех холмах дивные цветы, яблони с молодильными яблоками, текла живая вода, и "жила там птица русского бессмертия, таинственная сила которой дарила людям счастье, исцеляла, воскрешала в час беды…"
Перед зрителями счастливая народная жизнь — гулянье, песни, танцы, игра в снежки. Тут и царевич Елисей, и Данила-мастер, и Иван — крестьянский сын. Парад чудо-техники: избушка на курьих ножках, ступа с Бабой-ягой.
Но вот Баба-яга забила тревогу. "Времени до Нового года мало осталось. Чую, опять супостаты-вороги на Русь-матушку лезут, обложили родимую. Вновь пора браться за вековечное русское дело. А в помощь вам, Иван, Елисей да Данила-мастер, клубочек покатится". Баба-яга — тоже защитница Руси, своего дома родного — избушки на курьих ножках, берегиня, собирающая ополчение, снабжающая его путеводной нитью.
А почему обрываются радость и веселье? Потому что, вещает баюн: "Однажды на эти холмы пошла страшная чёрная гора, у которой на вершине, за железными вавилонскими стенами стоял не храм, как у отца-холма, а зловещая крепость с бойницами, пушками, катапультами, в которой восседал трёхголовый змей-дракон, и решил он взять в полон птицу русской истории. И гора та родила мышь — злобного чёрного карлика, шута-кровопролитника".
И вот уже спешит русская печь, готовая везти защитников земли русской на бой с супостатом, а в дороге и обогревать, и кормить спасителей птицы русской истории.
Всех нас возмущает то, что в нынешние времена, чуть было приумолкшие весельчаки из шутовских телепрограмм опять пируют во время войны и беды. Но как объяснить детям, что смех не всегда уместен, что смех бывает и недобрым, а юмор — чёрным.
Это становится понятно, когда появляется зловещий хохочущий шут.
"Чёрный клоун трясётся от чёрного смеха,
Он по смеху добрался до самого верха.
Он построил из хохота суперкарьеру,
Он придумал свою, смехотворную эру.
Он народы смешит, и в отчаянном смехе
Забывают народы про даты и вехи.
И теряют народы историю предков,
А в душе — ничего, кроме смехообъедков.
И когда он, хохмя, переходит на хохот,
То невинные головы рубит для хохмы.
И, смеясь над гримасами боли и страха,
Он толкает народы на чёрную плаху".
Действительно, его смех не веселит, а ужасает.
А как растолковать, что широкая душа не всегда должна быть распахнута, что не все, кто идёт к тебе с объятьями, твои друзья? Да сам чёрный карлик цинично признаётся:
"Помни, Россия, широкие объятия удобны для распятия".
За час, в течение которого разворачивается действие, перед ребятами прошли и герои русских сказок, и современные персонажи — трубадур из "Бременских музыкантов", байкеры. На зрителей обрушивается мировое зло — загребущая рука, принёсшая на Русь и вытолкнувшая на нашу землю зловещего кровопролитника, и чёрная смерть-череп, и дракон с чёрной горы. Здесь живая и мёртвая вода, поражения и победы. И всё это в постоянном движении.
В Байк-центре есть те самые Данилы-мастера, которые ваяют такую чудо-технику, за изготовление которой не возьмётся ни один завод. Из чего, например, можно сделать огромную анаконду, которая хочет сжать в кольцо героев сказки, олицетворяющих Россию? А эта огромная змея ползёт-едет, извивается. Вот прекрасная Царевна-лебедь машет белыми крылами. Вот загребущая рука разжимается, выпуская злобного шута, а вот тянется к трибунам, пытаясь захватить детей.
Вот крутится колесо истории — немыслимой смелости акробаты в вертящемся колесе выделывают пируэты, взмывая на высоту пятиэтажного дома. И это не просто аттракцион, а "ход загадочного колеса истории, то опрокидывающего Россию в небытие, то вновь выносящего её к величию". Но когда колесо замерло в своей верхней точке, ты понимаешь, что надо что-то предпринимать: "Такая вот служба, такой вот народ. И мир без нас не настанет. И если мы не пойдём вперёд, история мира встанет". Акробаты — русские мужики — вновь запускают колесо истории.
И вся замысловатая машинерия демонстрирует, что в основе любого движения — колеса ли истории, русской ли печи, избушки ли на курьих ножках, саней ли Деда Мороза и Снегурочки — человек, его энергия, его воля, его дерзновение, его смекалка.
Чудесный звон настоящих колоколов, которые пленяют не только звуком, но и льющимся из них светом.
На пасхальный звон колоколов, как на звук рынды, на смену старому, покрытому тиной кораблю выплывает грандиозный сверкающий корабль — Россия.
"И повернулся тяжко вал гребной,
И в тело корабля вернулась сила.
И на борту, омытое волной,
Воскресло имя гордое — "Россия".
На бой со злобным карликом выходит бесстрашный волк. Одолевает его, и в могилу поверженного супостата вбивают кол не осиновый, а из орешника.
Говорят, можно бесконечно смотреть на огонь, воду. Кто бывал на байк-шоу, добавит: и на фристайл — летающих мотоциклистов. Филигранная точность движений, ухарство на грани безрассудства. Рождённые ездить умеют летать!
После летающих волков-мотоциклистов на сцену вылетела-выехала золотая жар-птица. "Россия возрождается после невзгод. Она — суть птица-феникс, которая выносит на своих огненных крыльях к свету тех, кто ищет у неё защиты".
Любое массовое мероприятие для детей, с участием детей сложно подготовить и воплотить. Во-первых, это большая ответственность за безопасность, за создание необходимых бытовых условий, во-вторых, нелегко держать внимание этой непоседливой публики. А здесь чувствуется отлаженная работа всех и каждого байкера, здесь нет первых и вторых ролей. Важны люди на входе, осуществляющие контроль, — чтобы не пропустить неадеквата, к примеру. Важны те, кто стоит по периметру трибун, чтобы разгорячённые зрители, желающие и сами вступить в борьбу со злом или пуститься в пляс, не выбежали на площадь. Такая возможность им представится после спектакля — стать частью сказки, пообщаться с персонажами. Важна работа артистов, часть которых — тоже байкеры, скинувшие свои кожаные куртки и примерившие наряды действующих лиц представления, шута например.
И вот зло повергнуто, кувшин с живой водой добыт — счастливое завершение противостояния света и тьмы, дети дружно скандируют: "Раз, два, три, ёлочка, гори!" На огни новогодней ёлки, её немеркнущее сияние Хирург выводит мотосани, в них с внучкой Снегурочкой — Дед Мороз, он обращается ко всем:
"Россия ни в чём пораженья не знает.
Держава победы она.
Россия всегда и во всём побеждает.
Такая уж это страна.
И я вам желаю со сказочной силой,
Ребята, во все времена,
Гордитесь Россией, любите Россию,
Как любит вас наша страна".
В представлении сошлись все музы: и Терпсихора — в представлении много движения, танцев, даже у злого шута — отточенные жесты, и Клио — экскурсы в историю на протяжении всего действа, и Эвтерпа — звучит музыка и классическая, и эстрадная, и рок.
В финале на сцену выходит офицер, Герой России, участник СВО, лишившийся обеих рук. Он говорит детям, что Родину всегда надо защищать, и добро всегда побеждает. А враг всегда будет разбит, и победа будет за нами.