Судьба этого большого художника не столь уж и удивительна для его динамично шагавшего по просторам необъятной страны времени. Но было в ней и то, что иначе как везением не назовешь. Согласитесь, ну разве не благоволила простому украинскому хлопцу из глухого села Херсонской области, грезившему театром доля, когда он в далеком 1939 году, попав в профессиональную труппу областного театра, играя там небольшие роли, вдруг, случайно, на спектакле «Бесталанна», в массовке, где играл роль молодого музыканта, время от времени самозабвенно ударявшего в бубен, – предстанет перед очами самого Николая Черкасова? Да не просто предстанет, а будет ему и представлен?
Впрочем, добрая доля выбрала тогда в свои попутчики парня действительно необычайно талантливого, яркого, одаренного и отмеченного, как говорят в народе, искрой Божью. К совету же прославленного артиста, рекомендовавшего ему заняться актерским образованием, семнадцатилетний Евгений Матвеев отнесется предельно серьезно, восприняв его буквально, как руководство к действию.
Совсем мало пройдет времени и Евгений, после некоторых поисков, направлявших его в Одессу и Харьков, осложненных к тому же фактом незнания русского языка, попадет в Киев, где и поступит в актерскую школу при киностудии. Там то в 1940 году он и встретится с Александром Довженко – первым учителем, который и сыграет в его жизни одну из решающих ролей…
«Двое смотрят вниз. Один видит лужу, другой звезды». Этот афоризм великого режиссера Евгений Семенович Матвеев, чей столетний юбилей со дня рождения приходится на 8 марта текущего года, запомнит на всю свою большую творческую жизнь, по существу звездную, богатую на яркие, неповторимые, судьбоносные события.
Но видеть и ощущать звезды, причем не только те, далекие, светящие на небе, а и вполне себе земные, воплощенные в конкретных людях, дано отнюдь не каждому. Такой дар, бесспорно, редкий, штучный, индивидуальный. И надо признать, народный артист СССР, заслуженный и народный артист РСФСР, лауреат Государственной премии СССР и Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых, кавалер двух орденов Ленина, ордена Октябрьской Революции, орденов «За заслуги перед Отечеством II и III степеней, Золотой медали имени А.П. Довженко (этой наградой, кстати, актер и режиссер очень гордился, так как она была связана с именем его дорогого учителя) Евгений Матвеев им обладал сполна. Какое-то особое, обостренное чутье имел артист и режиссер на людей. Он умел в них, как участливый педагог, наблюдать не только таланты явные, неоспоримые, не вызывающие сомнений, но и лишь искорки таковых, еще совсем незначительные, неосознанные даже их обладателями. При этом, опять же, не просто наблюдать, а и помогать им, вдохновлять их на поиск собственного «я» в искусстве.
Разумеется, не сразу Матвеев стал тонким, проницательным и дальнозорким художником, снявшим потрясающие картины, давно и основательно вошедшие в золотой фонд отечественного кинематографа. К ним, к его «Цыгану», «Почтовому роману», «Смертному врагу», «Любови земной», «Судьбе», «Особо важному заданию», «Бешеным деньгам», «Победе», «Времени сыновей», «Чаше терпения», «Любить по-русски», «Любить по-русски-2», «Любить по-русски-3: Губернатор» он шел поступательно, приобретая жизненный и профессиональный опыт, постоянно совершенствуя свое актерское мастерство и постигая премудрости творческого процесса, благодаря которому и создаются художественные фильмы.
Однако и этих знаний, навыков настоящему режиссеру недостаточно. Без гражданской позиции, без патриотического настроя, без стремления к постижению больших, нравственных и духовных высот, без внутреннего, глубинного стержня, основанного на народности, режиссером, то бишь организатором всего съемочного многосложного действа, стать, наверное, невозможно, или, точнее, не было возможности сделаться именно тогда, в советское время, выведшее Матвеева на советский кинематографический олимп.
Все эти морально-нравственные характеристики у Матвеева имелись. Да и вообще, он был, вне всякого сомнения, сыном своего времени и карьера его творческая складывалась по тем писаным и неписаным законам и правилам, которые бытовали в советском обществе. Были ли они идеальными? Вряд ли. Но дело то не в этом, а в том, что времена не выбирают, а если уж вдаваться в существо тех духовных ориентиров, которыми руководствовался Евгений Семенович в своем творчестве, то давайте будем объективны и откровенны – они были на порядок выше нынешних, все более высвечивающих низменные человеческие начала и отводящие в сторону человеческие достоинства, прежде всего такие, как героизм, мужество, доблесть, преданность высоким идеалам.
Вот им, подвергнутым в «лихие 90-е» годы остракизму идеалам, и служил Матвеев, служил всем своим сердцем, сознанием. И, что самое главное, служение это не было узколобым и посредственным, Матвеев никогда не позволял себе быть ремесленником, бравшимся за абы что, лишь бы не наблюдалось творческого простоя, отражавшегося и на заработке. Такой примитивный подход был ему чужд. Собственно, равняясь на своих учителей и старших товарищей по сцене, он всегда стремился творить, экспериментировать, находить новые интерпретации в показе сценических героев, казалось бы, известных зрителю до мельчайших подробностей. В этом отношении хотя бы один его Нагульнов из «Поднятой целины» режиссера А. Иванова чего стоит!
Кстати, коль уж речь зашла о Матвееве, как режиссере, то скажу, что стать им ему помогли и определенные обстоятельства. В жизни Евгения Семеновича они, так уж сложилось, не раз будут о себе заявлять и вынуждать его играть по их правилам.
На съемках «Поднятой целины», проходивших в самом начале 60-х годов прошлого столетия, после падения с норовистого коня, актер сильно ушибется. Затем случится у него и очередное падение, а Евгений Семенович, как все мы помним, был мужчиной крупным, высоким, сбитым, дородным, и такие акробатические фокусы для него не могли оказаться бесследными. Так и произошло – позвоночник актера получил серьезное повреждение и полтора года Матвееву пришлось стать заложником этих досадных обстоятельств, приковавших его к доскам.
Физические страдания, тем не менее, не могли заретушировать душевных переживаний – неведение дальнейших творческих перспектив причиняло ему куда большие тяготы. Но паники и уныния Матвеев, человек во всех отношениях сильный, целеустремленный, напористый, не испытывал. Искусство, как главный смысл его жизни, нацеливало актера на работу, пускай и лежачую, позволившую, в результате, когда появилась возможность стать на ноги, попробовать свои силы и в кинорежиссуре.
Первой режиссерской работой Матвеева стал фильм «Цыган» по первой части одноименной повести А. Калинина, снятый на киностудии имени А. Довженко. Главную роль цыгана Будулая сыграет в нем сам Евгений Семенович, который дабы лучше узнать быт, нравы и язык цыган поселится в цыганском поселке под Киевом, где и сможет получить первые впечатления и определенную информацию, использованную им потом в раскрытии этого образа на экране. А партнерами его в фильме станут замечательные актеры Л. Хитяева, В. Емельянов, И. Переверзев, Е. Максимова, Л. Марченко.
Фильм этот критики посчитают во многом созвучным с фильмом М. Ершова по сценарию Ф. Кнорре «Родная кровь», где Матвеев сыграет одну из лучших и любимых своих ролей – бывшего солдата Федотова, человека доброго, чуткого, способного любить и берущегося воспитывать чужих детей.
Режиссер М. Ершов как-то сразу отметил актера, его дарования и способность играть сильных личностей: «Пригласил я Матвеева в свою картину на роль Федотова, увидев его в роли Нагульнова. Он был – порыв, революционность, идейность и в то же время – мягкость, любовь к людям».
В том прекрасном, но порядком подзабытом фильме партнершей Матвеева станет блистательная В. Артмане, сыгравшая главную героиню – паромщицу Соню. Работа их совместная на съемках фильма складывалась непросто, слишком разными были они людьми и актерами. «У Матвеева долго не получалось творческого контакта с Вией Артмане – вспоминал Ершов, – исполняющей роль Сони. Она – актриса из рижского театра, где играют несколько холодновато, рационально. И Матвееву, с его повышенной эмоциональной манерой исполнения, Вия Артмане казалась слишком холодной. Он же в свою очередь шокировал Вию своей простоватостью, мужиковатостью (первой репетировали сцену в избушке у Сони, где Федотов, сидя в ватнике за столом, закуривает). Актеры долго репетировали, и ничего у них не получалось. Я пообещал, что если они не договорятся, заменю их другими исполнителями… Но Матвеев так влюбился в эту роль, что ни под каким видом не хотел с ней расставаться… Не знаю, как им это удалось. Знаю только, что актеры долго о чем-то договаривались. И вдруг, смотрю, начали постепенно находить общий язык».
Что и не удивительно, так как язык общий Матвеев действительно находил со всеми, не будучи при этом человеком простым и легко идущим на уступки. Да и безотказным он в искусстве не был. Свои взгляды и подходы Евгений Семенович умел отстаивать и защищать, а если требовалось, то за них и бороться.
Везением следует назвать и тот факт, что в театре и кино Матвеева окружали одни из самых лучших и заметных актрис своего времени. Его партнершами в киноработах в разные годы были народные артистки РСФСР и СССР, Российской Федерации Т. Конюхова, В. Телегина, Н. Фатеева, Р. Нифонтова, Л. Хитяева, Т. Семина, В. Артмане, Л. Соколова, Н. Ургант, Е. Солодова, М. Володина, Ж. Прохоренко, А. Роговцева, В. Заклунная, Н. Сазонова, З. Кириенко, Г. Польских, Е. Соловей, О. Остроумова, Л. Удовиченко.
Большим творческим успехом Матвеева, как режиссера и актера одновременно, ознаменовалась его совместная работа с недавно ушедшей из жизни народной артисткой РСФСР Зинаидой Кириенко в великолепных фильмах «Любовь земная» и «Судьба», снятых по мотивам романа П. Проскурина «Судьба» и в которых сам Петр Лукич выступил в качестве автора сценария.
За создание этих фильмов, редко ныне показываемых по телевидению, Евгений Семенович в 1978 был удостоен Государственной премии СССР. Этой же награды за работу в «Любови земной» и «Судьбе» удостоятся З. Кириенко, В. Заклунная, О. Остроумова и Ю. Яковлев, сыгравшие в данных фильмах главные роли.
Образ Захара Дерюгина – потомственного хлебороба, председателя колхоза, строителя новой жизни был воплощен Матвеевым в данных фильмах с особым мастерством. Пожалуй, это были одни из лучших его работ.
Необходимо сказать и о том, что, бравшись за создание фильмов по роману-эпопее П. Проскурина «Судьба» и за показ в них главного героя Захара Дерюгина с его трудной историей любви, Матвеев прекрасно понимал, как всю сложность этой комплексной режиссерско-актерской работы, так и то, что раскрытие образа Дерюгина потребует от него максимальной артистической отдачи, ведь в образе этом по мысли писателя отобразилась целая эпоха, ставшая судьбоносной в истории нашей страны. «Образ Захара – своего рода символ целого поколения – писал Матвеев в ноябре 1974 года в газете «Московская правда», – в деяниях и судьбах которого нашли отражение социальные сдвиги и преобразования целой эпохи».
В книге «Евгений Матвеев», вышедшей в 1980 году в московском издательстве «Искусство», автор книги, исследователь его творчества К. Исаева очень точно и проницательно оценив эту работу Евгения Семеновича писала: «В Захаре Дерюгине сочетается мужество и лиризм, острота пытливой, ищущей, беспокойной мысли и стихийность чувств, уверенность мужской повадки и душевная ранимость. Многое роднит его с Макаром Нагульновым – незаурядность, цельность натуры, сила веры, обстоятельства жизни и борьбы, время действия, определившее исторический контекст обеих судеб. Родственными оказались и способы раскрытия характеров, истинно народных по складу и темпераменту, – ясность и простота языка, полнозвучие эмоций, сочетание серьезного и смешного, трогательного и сурового, драматического и комического. Но если в Макаре шолоховский материал давал простор для философского осмысления, то в Захаре, показанном в чрезвычайно сложных обстоятельствах личной жизни, преобладал аспект психологического и типологического исследования.
Все заботы, мысли Захара о колхозе, о жизни, о людях пронизаны особым воодушевлением от величия задач, которые ставит перед ним жизнь, от предчувствия больших перемен к лучшему, от грандиозности перспектив. Все ново, все впервые. У людей другого склада это может вызвать растерянность. Захар Матвеева понимает, что необходимо осваивать новые формы жизни. Надо учиться руководить людьми…
«Только учиться не у кого, – делится Захар со своим другом секретарем райкома Брюхановым. – Я у соседнего председателя хотел поучиться, так он такой же дурак, как и я…». Матвеев произносит эти слова с таким озорством и одновременно с достоинством, что видишь: ему очень интересно и жить, и учиться руководить, и поднимать людей на штурм все новых и новых высот. Простая фраза помогает раскрыть необычайно важную черту Захара – его исторический оптимизм».
Наверное, роль Захара Дерюгина была одной из самых удачных и запомнившихся массовому зрителю актерских работ Евгения Семеновича. Но, само собой, были и другие замечательные роли, о которых в рамках небольшого очерка всего не расскажешь, как невозможно здесь подробно описать и все его режиссерские работы.
Постараюсь сделать акцент на другом. В жизни Матвеева, как и у его Захара Дерюгина присутствовал большой, подлинный исторический оптимизм, сопровождавший его в советское время. Собственно, именно в нем он и раскрылся в полную мощь как творец и гражданин, создав большинство своих фильмов и ролей. Но был то ведь и постсоветский период его творчества, к сожалению, в силу возраста мастера, не столь продолжительный по времени.
Новые капиталистические времена Матвеев воспринимал весьма критично и настороженно, хотя политиком он никогда и не был. Но и наблюдать спокойно за «лихими 90-ми» ему было крайне непросто. Тогда-то в 90-е он и создаст свою кинотрилогию «Любить по-русски», где, не изменяя своему правилу, выступит в роли главного героя – Валериана Петровича Мухина, бывшего секретаря обкома партии.
В этих фильмах можно наблюдать о любви и ненависти, о порядочности и беспринципности, о честности и бесчестии, о возделывании земли и преступной деятельности, ну и, конечно, о том, как бывший партийный руководитель вновь пытается побороться за власть, правда за власть не для себя, а для людей, которым желает добра и счастливой жизни.
Сегодня кто-то, в первую очередь люди совсем молодые, могут воспринять эти фильмы как некую идиллию о положительном герое, бесстрашно противостоящем злу. Но это не так. Фильмы снятые Матвеевым реалистичны. Особенно выделяется в этом отношении третий фильм – «Любить по-русски 3: Губернатор», где Валериан Петрович становится народным губернатором и пытается заключить соглашение с Белоруссией на строительство совместного моста.
Перед взором зрителя Матвеев предстал в этом фильме как олицетворение той народной власти, которую тогда ждали в постсоветской России, и которая в отдельных регионах в ходе непростых избирательных кампаний стала появляться, образуя таким образом «красный пояс».
У этого фильма, бесспорно, закрученный сюжет. Мы увидим в нем губернатора, не признающего вызывающей роскоши и продолжающего ездить на губернаторском «уазике». Увидим мафию и ее методы борьбы с губернатором, где будут попытки его физического устранения, запугивания, шантаж и различные методы психологического воздействия. Увидим и то, как Валериан Петрович Мухин не побоялся и пошел на встречу с криминальными авторитетами для вынужденного, но серьезного разговора. Будем наблюдать мы и милицейского генерала Рубашкина, покончившего жизнь самоубийством, предварительно написав записку с единственным словом: «Простите». В конце концов будем мы лицезреть и то, как губернатор, желающий добра народу, одерживает верх в схватке с мафией, подписывает всем нужное соглашение с Белоруссией, благодаря которому и возводится мост, бывший таким неугодным криминалу…
Фильм Матвеева о народном губернаторе в свое время был широко обсуждаем. Кто-то ругал, кто-то хвалил. Впрочем, не это сегодня следует ставить во главу угла. История о народном губернаторе важна тем, что показывает, какой должна быть власть, если она действительно служит народу. Да и не стоит забывать, что в этой истории Матвеев, как настоящий патриот Отечества, отобразил свои взгляды на события тех лет и тревогу за судьбы страны и народа, переживавших тогда тяжелые, смутные времена. И уже за это ему стоит быть всегда благодарными.
Большой мастер советского и российского кинематографа, рожденный на Украине, ныне, по воле своих правителей, беснующейся в своей ненависти к России, он был предельно русским, советским человеком, искренне любившим жизнь, людей, искусство и верившим в то, что людьми должно руководить добро, духовность, нравственность, патриотизм. Таким ему и суждено остаться в нашей памяти.