Летать - это не работа. Летать - это состояние души!
(Владимир Александров, 125 лётный отряд)
Лётчики. Наверное, каждый с малых лет знает, что есть такая профессия. А вот каковы лётчики не только в работе, но и в повседневной жизни, мы знаем мало. И почти ничего мы не знаем о том пути, который надо пройти, чтобы стать лётчиком. Чаще всего мы слышим о лётчиках в связи с катастрофами, авариями или какими-то происшествиями. И тогда нам показывают обгорелые шасси и фюзеляжи и произносят фамилии пилотов, управлявших летательным аппаратом. А вот сам человек при этом остаётся за кадром. Один мой знакомый, известный писатель, как-то говоря о лётчиках, воскликнул со злобой:
- Да все они трусы, эти лётчики! Идут на вылет и трясутся от страха!
Только потом, в разговоре с ним, я понял, что он им просто им завидовал. Завидовал как высококлассным профессионалам и смелым людям.
Наблюдая в детстве за полётом птиц, мы смотрим им вслед, желая хоть раз в жизни вот так же пролететь над землёй, посмотреть на неё сверху вниз и испытать ни с чем несравнимое чувство свободного полёта. Можно сказать, что мы завидуем птицам, для которых доступна неведомая для человека стихия – небо!
Лётчики – это люди неба. Но, как ни покажется странным, несмотря на все сложности этой нелёгкой, а порой опасной профессии, у нас в России это какие-то обезличенные существа. Их редко вспоминает пресса, и мало показывает телевидение. Эта когда-то героическая профессия в настоящее время если и не игнорируется полностью, то явно не получает должного внимания со стороны общественности. А ведь каждый из нас, садясь в кресло авиалайнера, искренне верит в мастерство пилотов и их высочайший профессионализм.
Лётчик… С чего он начинается? Наверное, с детской мечты обрести крылья и взмыть вместе с птицами в небо. Желание летать захватывает детскую душу и не покидает её никогда. Виртуозный пилот, мастер лётного дела 125 отряда ТУГА (Тюменского Управления Гражданской Авиации) Владимир Александров так сказал про лётчиков и их профессию:
- Летать – это не работа. Это потребность души.
Величаво и грациозно рулят российские лайнеры с национальным флагом на борту по рулёжкам международных аэропортов, демонстрируя собой величие и силу нашей страны. И пилоты в тех самолётах, мастера лётного дела – это преданные сыновья матушки России, достойные представители её технической элиты и интеллектуального потенциала.
Но давайте отвлечёмся от видимой вершины пилотского мастерства и посмотрим на его истоки, невидимое основание. Значительная часть отечественных лётчиков – это выпускники Краснокутского лётного училища, кузницы современных авиационных кадров.
Как приходит человек в авиацию? Окончив школу, мальчишка (но может быть и отчаянная девчонка) решает стать лётчиком и начинает штурм непростой вершины. Обычно с папой (реже с мамой) за ручку кандидат в лётчики проходит тщательный медицинский отбор. Он заканчивается собеседованием с психологом, предлагающим шестьсот сорок тестов на профпригодность. Увы, далеко не каждому удаётся их одолеть. Последний и решающий этап – конкурс.
… Я гулял по аллеям Краснокутского лётного училища, смотрел на гудевшие в небе учебные самолёты и ругал руководство страны за то, что курсанты учатся летать на иностранных самолётах. Почему? В эру возрождения российских лайнеров и рождения таких передовых моделей как Супер Джет и МС-21 курсанты должны обучаться на отечественных машинах! Но… их сажают в иностранные самолёты. Размышляя об этом, я вспомнил, что говорил мне на эту тему мой старший коллега Александр Анатольевич Караман, начальник Краснокутского лётного училища гражданской авиации.
- В нашей авиации в самостоятельный полёт в качестве командиров авиалайнеров допускаются только те лётчики, которые прошли трёхэтапный процесс подготовки, давший им знания, опыт и мастерство. Не последнюю роль в формировании специалиста-авиатора играют его морально-психологические качества. Поэтому в нашем училище будущие лётчики получают не только знания и умение управлять авиационной техникой, но и учатся действовать в самых сложных ситуациях. Тут нам хотелось бы, чтобы они учились, а потом летали на российских самолётах.
Наше училище делает из курсантов, не только классных специалистов, но и настоящих граждан, полезных членов общества, которые уважают старших, прислушиваются к опытным коллегам и безоговорочно соблюдают служебную и гражданскую дисциплину. Руководящие предписания в авиации написаны кровью, и лётчик должен им следовать неукоснительно. По окончанию обучения в нашем училище выпускник должен знать лётную технику и уметь на ней летать самостоятельно.
Такому аспекту обучения как воспитание морально-волевых качеств и гражданской ответственности в Краснокутском лётном училище уделяется особое внимание. Для этого в штатное расписание введены соответствующие должности, такие как заместитель начальника училища по воспитательной работе, воспитатель курса, воспитатель группы. Для чего? На этот вопрос мне ответил заместитель училища по воспитательной работе Михаил Юрьевич Даниелян.
- Воспитание – это один из основных элементов в подготовке будущих лётчиков. Для выработки чувства дисциплины курсанты носят форменную одежду, ходят на занятия строем, принимают и сдают дежурства, докладываются в соответствии с предписанной процедурой. И так – в течение трёх лет обучения. Мы не выпускаем из вида ни одного курсанта, наблюдаем за его моральным обликом, психологическим состоянием, отношением к событиям в стране, стремлением к знаниям, готовности перенимать опыт старшего поколения. В процессе учёбы мы следим за тем насколько логично рассуждает и действует курсант, как быстро он может переключиться из рабочего режима в критический, какова его способность оперативно принимать верные решения. Нарушители дисциплины и внутреннего распорядка отчисляются. При отсутствии вышеперечисленных качеств курсант не сможет окончить наше училище и получить свидетельство и диплом пилота. В процессе учёбы мы показываем курсантам такие отечественные фильмы как «Повесть о настоящем человеке», «Баллада о солдате», «Они сражались за родину». Считаем, что они способствуют воспитанию патриотизма у наших учащихся.
Рабочий день педагогов училища начинается рано. В семь утра я сидел в кабинете заместителя начальника училища по учебной работе Николая Алексеевича Ануфриева. Доброе лицо с внимательным целеустремлённым взглядом. Про таких говорят: «Знает жизнь». Не дожидаясь моего вопроса, он начал рассказывать о курсантах, об учебной программе, о том, как начиналось училище и чем оно стало.
- Когда-то, - рассказывает Николай Алексеевич, - в училище приходили семнадцатилетние мальчишки. Бывали среди них и «деды», то есть, ребята, отслужившие в армии. Учить их приходилось с самых азов. При этом мы уделяли огромное внимание воспитанию. В настоящее время возрастной ценз отменён, и в училище приходят абитуриенты с двумя, а то и тремя высшими, обычно техническими, образованиями. Среди них бывают даже выпускники МГТУ имени Баумана, Ульяновского лётного училища, Санкт Петербуржской академии гражданской авиации и других вузов. Обучать такой контингент легче. Одно из требований к ним – знание английского языка не ниже четвёртого уровня сложности. Стандартные приборные доски и устаревшая техника заменены на новые. Наше училище значительно модернизировало свою техническую базу. Теперь навигационная аппаратура оснащена цифровой техникой и цветными дисплеями, как в самолётах, так и на имитаторах в учебных классах. Курсанты проходят самую тщательную наземную подготовку на тренажёрах воздушных судов. Преподавателям тоже пришлось многому переучиваться, овладевать новыми технологиями, изучать английский язык.
Николай Алексеевич вспоминает с улыбкой недавний эпизод из жизни училища.
Приехал однажды профессор из Германии, стали ему показывать материально-техническую базу училища. Он с каким-то скепсисом рассматривал то, что ему показывали и, морщась, приговаривал: «Летаю и буду летать только с пилотами Люфтганзы!» Но когда он зашёл в тренажёрный класс и увидел, как и на каких тренажёрах тут обучают летать будущих российских лётчиков, то непроизвольно воскликнул: «Высший пилотаж! После таких тренажёров, да с такими инструкторами невозможно плохо летать! Этим лётчикам можно доверить самые современные самолёты!»
Я попросил Николая Алексеевича и Михаила Юрьевича разрешить мне посетить экзамены курсантов, послушать их ответы по билетам, попереживать за них, но … Караман не разрешил. А, ладно! В коридоре училища на лицах курсантов я видел и радость, и волнение, и огорчение. На мой вопрос – о чём вы мечтаете, курсанты единогласно отвечали, что хотят поскорей окончить училище, придти на предприятие и начать хоть и полную волнений, но увлекательную работу пилота судов гражданской авиации.
Наверное, без проблем сегодня не живёт ни одно образовательное учреждение страны. Есть они и в Краснокутском училище. Проблемы разные, и большие, и малые. Например, руководство училища и курсанты мечтают о новой взлётно-посадочной полосе. Сейчас самолёты училища взлетают и садятся с грунтовой поверхности. В дождь она превращается в месиво, на котором проблематично освоить приёмы взлёта и посадки. А ведь курсантов готовят к управлению большими самолётами, работающими на соответствующих площадках. Но курсанты не унывают. Они поведали мне, что спикер Государственной Думы РФ Вячеслав Володин, посетивший училище в сентябре, обещал выделить средства на строительство взлётно-посадочной полосы. Кроме того, будет построен современный спортивный комплекс.
Крепкие, жизнерадостные парни, в сияющих белизной уставных рубашках, серьёзно, совсем по-взрослому, рассказывали мне о проблемах училища. Вглядываясь в их пропитанные небом глаза, я вспоминал сказанные кем-то полные оптимизма слова «мечты сбываются».
Слова начальника училища Александра Карамана о том, что курсанты станут полезными членами общества – это не дежурное заявление чиновника на своей должности. Молодые люди уже сейчас размышляют как зрелые граждане нашей великой страны и её патриоты. Рассказывая о них, заместитель начальника училища Ануфриев не может сдержать слёз гордости за своих ребят.
От них не отстают и девчонки! Мало что понимая в материальной части самолёта, они зазубривают её и идут на экзамен как в бой. Не беда, что при этом они превращают шестерни в шестёрни, а угол тангажа путают с углом рыскания. Самые важные дисциплины в лётном училище это авиационная метеорология, самолётовождение, аэродинамика, основы конструкции самолёта и английский язык. Они должны быть усвоены самым основательным образом и остаться в сознании лётчика на протяжении всей его лётной карьеры.
Покидая училище, я постоял у доски почётных выпускников, посмотрел на их лица. Это люди, которых знают вся страна и весь мир. Среди них – герой России Владимир Шарпатов, улетевший из афганского плена на самолёте ИЛ-76. Есть и другие лётчики, проявившие мужество и героизм при исполнении служебного долга и награждённые высоким званием Героя России.
По территории сновали курсанты, сосредоточенные, озабоченные своими курсантскими делами. Я смотрел им вслед, желал им мирного неба, мягких посадок и по-доброму завидовал. Перед ними – большая жизнь лётчика, долгая и интересная служба, которую, я уверен, они будут нести с честью. Я чувствовал уверенность, что эти ребята – наша достойная смена. По приказу Родины, по зову сердца они, поднимутся в воздух, чтобы выполнить свой служебный и гражданский долг.