Авторский блог Клим Подкова 21:12 17 мая 2014

Львовский анекдот 1941 года

Каждый год 30 июня в Западной Украине проходят торжества в память о принятии в этот день в 1941 году во Львове «Акта провозглашения украинского государства». Но при внимательном изучении события того дня предстают в таком неприглядном виде, что возникает вопрос, а собственно говоря, чем тут гордиться? То, что во Львове представляют как событие исторического значения, больше напоминает анекдот. Впрочем, судите сами.

Каждый год 30 июня в Западной Украине проходят торжества в память о принятии в этот день в 1941 году во Львове «Акта провозглашения украинского государства». Но при внимательном изучении события того дня предстают в таком неприглядном виде, что возникает вопрос, а собственно говоря, чем тут гордиться? То, что во Львове представляют как событие исторического значения, больше напоминает анекдот. Впрочем, судите сами.

ОУНовский «Союз меча и орала»

Рано утром 30 июня 1941 года в оставленный Красной Армией Львов вошли войска вермахта. Вместе с бравыми вояками в городе появились бойкие молодые люди, говорившие по-украински, которые обосновались в здании общества «Просвiта». Их кипучая работа была сродни деятельности основанного Остапом Бендером «Союза меча и орала»: «Крепитесь! Великая Германия нам поможет!» Ничем не управляя, ничего не контролируя, они спешно делили портфели, назначали друг друга министрами, писали воззвания и прокламации.

К вечеру в здании «Просвiти» было собрано (а точнее согнано) около 100 человек львовской интеллигенции. Многие из присутствующих с удивлением узнали, что они – делегаты украинского народа (кем делегированы? когда?) и присутствуют на Большом Сборе украинцев, главной и единственной целью которого является провозглашение украинского государства и создание правительства.

Робкие предложения перенести мероприятие на сутки–двое и провести его в более торжественной обстановке, приличествующей такому торжественному событию, пресекались на корню. Затейники акции не скрывали своей поспешности: бегом, бегом, хватай мешки, вокзал отходит! Часть делегатов думала не столько о значимости события, сколько о необходимости как можно скорее уйти отсюда: уже вечерело, на улицах постреливали, на столбах висели приказы о введении комендантского часа.

Как все происходило

Собрание открыл Ярослав Стецько, заместитель проводника ОУН Степана Бандеры, от которого он передал делегатам братский привет. После краткой речи, с балкона был зачитан Акт и состав новообразованного правительства. Далее выступили: капеллан батальона «Нахтигаль» о.Гриньох, представитель Краевого Провода ОУН, посланец митрополита Андрея Шептицкого Иосиф Слипый и представитель немецкой армии. Собрание передало приветствия Бандере (которого немцы перехватили и отправили обратно в Краков), славному непобедимому германскому вермахту, и (ну конечно же!) Адольфу Гитлеру.

Не испортило организаторам настроение даже выступление представителя германского командования гауптмана Ганса Коха, заявившего, что пока идет война, со всякими политическими акциями надо повременить, да и судьбу Украины решит фюрер в Берлине.

Собрание закончилось пением национального гимна.

Многие из участников этого действа разошлись в недоумении. Что несет Украине «новый порядок»? Как представляет себе новое правительство свою деятельность? Чем оно собирается заниматься? Как оно будет взаимодействовать с немецкими властями? Ни на один из этих вопросов ответа на Собрании не прозвучало. Сами же организаторы шоу ломанулись на львовскую радиостанцию, где дважды зачитали Акт в прямом эфире.

(Описание действа основано на воспоминаниях непосредственных участниках события: доктора богословия Гаврилы Костельника и Константина Паньковского, получившего в правительстве Стецько пост зам. министра внутренних дел. Их воспоминания заслуживают большего доверия, чем «труды» современных украинских историков)

Что было в Акте

Многие Интернет-ресурсы, воспроизводя на своих страницах текст Акта, стыдливо укорачивают его, изымая пункт 3, и на это есть причины. В этом пункте провозглашается будущее тесное взаимодействие с Великой Германией, руководимой Адольфом Гитлером, в создании нового порядка в Европе и совместная с немецкой армией борьба против московской оккупации. Интересно, рвущие на груди рубашки приверженцы ОУН-УПА читали когда-нибудь полную версию этого документа?

И не надо рассказывать сказки, что по замыслам ОУН Украина должна была стать независимым государством, построенном на демократических принципах, проводящего свою независимую политику. Надо было выбирать: или со Сталиным против Гитлера, или с Гитлером против Сталина, никакого третьего варианта быть просто не могло.

Лидеры ОУН видели возрожденную Украину как верную союзницу Германии и как государство откровенно фашистского толка. Знали они, что представляет собой режим восхваляемого ими Гитлера? Знали! Почти два года, с сентября 1939, по июнь 1941 «борцы за независимую Украину» жили на территории оккупированной Польши и своими глазами видели нацистский режим в действии. Знали они и про уничтожение евреев, и про гестапо, и про СД. Но ничего против этого ни Бандера, ни Стецюк, ни Мельник не имели, и все это они готовы были, и стремились ввести на Украине.

Следующим утром

На следующий день УГП (Украинское государственное правление) продолжило свою деятельность. Львов был объявлен временной столицей державы (до взятия Киева), были образованы Львовское городское и областное управления, Станиславское облуправление. 4 июля УГП послало приветствия братьям по борьбе и соратникам по духу (список стоит того, чтобы его привести полностью): Адольфу Гитлеру, Иоахиму Риббентропу, Герману Герингу, Франциско Франко, Бенито Муссолини и Анте Павеличу (главарь хорватских усташей).

Во все концы оккупированной Украины помчались представители УГП, чтобы нести благую весть о воссоздании украинского государства (и заодно взять власть на местах в свои руки). Как сообщают украинские источники, в провинциальных городах Галиции и Волыни состоялись многотысячные митинги, на которых украинцы выражали свою горячую радость по поводу обретения независимости.

(Как вы себе это представляете? В только что захваченном городе на центральной площади собирается многотысячная толпа, а немцы на это никак не реагируют? Честно говоря, слабо в это верится: в той ситуации все собрания численностью больше трех человек могли проводиться только с согласия немецких властей, а многотысячные митинги - только под контролем немецких солдат и при присутствии пары пулеметов – для обеспечения порядка. Оккупационный режим, знаете ли.)

Да и в самом Львове деятельность державостроителей опиралась на конкретную военную силу, батальон «Нахтигаль» - сформированное из украинцев структурное подразделение полка абвера «Бранденбург». Именно эти ребята в форме солдат вермахта захватывали государственные учреждения для будущих органов власти новой Украины, радиостанцию, типографию, обеспечивали охрану Собрания и самих государственных мужей, разрешали возникающие мелкие недоразумения с немецкими солдатами.

Шоу длительностью 6 дней

А потом пришли немцы и все закончилось. Нет, они были и раньше, но части вермахта не интересовались политикой. Солдаты занимали военные объекты, склады вооружения и топлива, их задачей было дальнейшее продвижение вперед, их ждали Киев, Москва. А вот когда вслед за вермахтом пришли гестапо, СД и назначенный фюрером глава оккупационной администрации, шоу под названием «Независимая украинская держава» сразу же закончилось.

Приехавшие из Берлина чиновники вникли в ситуацию, сначала очень изумились, а затем просто взъярились. Значит, доблестные немецкие солдаты бьются с большевиками, кладут свои головы, и когда политая их кровью территория должна перейти под контроль немецких властей, неизвестно откуда появляются хлопцы и говорят: «Це наше!»

О львовских событиях 5 июля доложили фюреру, и тот приказал Гиммлеру «навести порядок». Гиммлер арестовал всех, до кого смог дотянуться и упаковал схваченных в концлагерь, куда, кстати, попадали не только политические противники режима. За колючую проволоку отправляли уголовных преступников, солдат вермахта, изменивших присяге, и даже верных членов партии и СС, нарушавших законы рейха. (Именно из таких заключенных набирал Дирлевангер пополнение в свою команду душегубов)

Так что не стоит ставить Бандере и его соратникам в заслугу пребывание в концлагере: они попали туда не за свою борьбу против гитлеровского режима, а за банальное нарушение немецкой трудовой дисциплины. Чуть попозже в тот же лагерь попал и Мельник, попытавшийся провернуть подобную аферу в Киеве. Заклятые враги оказались в соседних камерах.

За что?

Оказавшиеся в Заксенхаузене ОУНовцы наверняка часто задавали себе этот вопрос. Ведь они постоянно заявляли о своей готовности к сотрудничеству с Германией и готовы были сотрудничать, так почему?! С высоты прошедших лет то, над чем они ломали голову, для нас очевидно. Гитлеру не нужна была сотрудничающая Украина. Судьба оккупированного государства – полное и беспрекословное подчинение, даже без какого- либо намека на самостоятельность. Украина должна была стать для Германии поставщиком даровых хлеба, сала, молока, угля, полезных ископаемых и пушечного мяса.

И никого не должны обманывать привлечение украинских коллаборантов в абвер, СД и формирование целой украинской дивизии СС. Англичане и французы, воюя друг против друга в Северной Америке, тоже заключали союзы с индейскими племенами, но при этом не считали их равными себе и по окончанию боевых действий вырезали подчистую.

Отсидка по-бандеровски

Концлагерь – это не санаторий, скажем откровенно. Но если кто-то думает, что Степа Бандера и иже с ним махали в лагере кайлом, так он глубоко ошибается. Условия содержания в спецблоке Заксенхаузена сильно отличались от общих. Заключенные могли ходить друг к другу, общаться, имели свидания с родственниками, разрешались продуктовые посылки. Вместе с ОУНовцами в спецблоке сидели: бывший канцлер Австрии Шушниг, бывший премьер-министр Франции Даладье, сын маршала Италии Бадольо, лидер румынских фашистов Хория Сима (чем-то не угодивший генералу Антонеску) и политическая плотва помельче. Из 300 ОУН-кацетников (так называли сидельцев) на свободу вышли 299. У сидевших в Заксенхаузене красноармейцев статистика смертности была совсем другая.

Почему выпустили?

В сентябре 1944 года сидевшие в лагере ОУНовцы были освобождены. Простили немцы ОУН? Да ничего подобного! Просто им понадобились «индейцы» для партизанской войны на оставляемой ими Украине. Потребовался сильный лидер, способный организовать вооруженное сопротивление в тылу Красной Армии. Вот и вспомнили про Бандеру, ненавидевшего Советскую власть, расстрелявшую его отца и сославшую сестер. (Правда двух братьев, замученных гитлеровцами в Освенциме, он немцам простил, видимо их он любил не так сильно) Дальнейшая судьба Бандеры и деятельность ОУН с 1944 года уже выходят за рамки статьи, это тема для отдельного разговора.

Так чем гордиться?

Могут ли события 30 июня 1941 года считаться гордостью Украины? Группа авантюристов, не имея на то никаких полномочий, пользуясь моментом (пока хозяин в отъезде), самопровозгласили себя руководством страны, территорию которой они не контролировали. Видимо, они надеялись, что гитлеровцы, как шубу с барского плеча, скинут им Украину. А за это ОУНовцы открыто провозглашали себя фашистами и готовы были на правах равноправных партнеров принять самое активное участие в деятельности, которую в Нюрнберге квалифицировали как «преступления против человечества».

Только третьему рейху не нужны были союзники и сателлиты, а нужны были рабы и холуи. Поэтому провозглашенная 30 июня независимая украинская держава просуществовала ровно 6 дней, пока не пришел истинный хозяин и не навел в доме порядок.
Так стоит ли этим гордиться?

1.0x