Гайдаровский форум, как первый русский публичный think tank, открывающий год, подводящий итоги прошлого, пытающийся нащупать текущие тренды, озвучивающий намерения крупных корпораций, зарубежных партнёров и, наконец, правительства — нельзя и вредно рассматривать вне мирового контекста. Потому что если так делать — у вас сложится ошибочное впечатление милых семейных посиделок, когда давно не видевшие друг друга родственники чудом вырвались к бабушке на пирожки. Сибирским котом урчит самовар, чай обжигает, в избе тепло, только вот за окном горит деревня и бегают люди… Несуразно (чтобы не сказать — безумно) игнорировать этот факт.
Но давайте по порядку о плохом и хорошем. Главное позитивное ощущение — экономика страны идёт вперёд. Несмотря, невзирая, вопреки — да какая разница? Россия остаётся привлекательным рынком для всех инвесторов, если убрать политические грабли. Например, президент PepsiCo в РФ и странах СНГ Дэвид Манзини заявил о строительстве в 2021 году завода по производству снеков в Новосибирске. Объём инвестиций 12 млрд. рублей. В течение 20 лет PepsiCo в 100 раз увеличила урожай выращиваемого в России картофеля.
Важное место заняла тема газификации регионов. Министр промышленности Денис Мантуров обратил внимание на фантастический, чего уж скрывать, в 2020м 30%-ный рост гражданского судостроения в России. На 10%ное, скромное, сравнительно с Европой (где по разным странам провал колеблется в диапазоне от 20% до 50%, а в среднем речь идёт о 25,3%), падение автопрома. На неуклонный, фиксируемый уже шесть лет подряд, в десятках процентов, рост онлайн-сектора, который продолжится и в 2021м.
Минпром, благодаря ковиду и санкциям, научился "сшивать потребности нескольких отраслей", сделав этот принцип своим modus vivendi. Давно пора. "Если бы нас "накрыло" 10 лет назад, — заявил Мантуров по поводу фармацевтики, — честно, думаю, было бы очень тяжело без помощи изза рубежа справиться с теми вызовами, которые мы получили, пережили в 2020 году".
И ещё одна показательная цитата из выступления главы Минпрома: "Сегодня мы для себя строим перспективу до 2024 года, и в основном она нацелена именно на локализацию компонентов. То есть если мы говорим про автомобилестроение или транспортное машиностроение, или авиапром, или ту же медицинскую промышленность — мы с вами понимаем: где сегодня производятся лекарственные препараты или вакцина, используются те или иные компоненты, оборудование, среды, сырье иностранного производства. С одной стороны, это вопрос национальной безопасности; с другой стороны, это и экономически оправдано. Мы не должны до фанатизма повторять слова "импортозамещение" или "локализация", но мы должны создавать свои компетенции, формировать их, иметь свои собственные независимые технологии, создавать ресурсную, сырьевую базу", — отметил Денис Валентинович.
Не говоря уже о вакцинах, совсем неожиданно Россия наладила и экспорт медицинских масок и защитных костюмов, чего раньше никогда не было, опередив сам Китай в соотношении цена/качество.
Язык требуется дипломату, чтобы скрывать свои мысли. Только этой тактикой можно объяснить содержание и тональность выступлений на форуме всех крупных российских должностных лиц, включая премьерминистра Михаила Мишустина, главу РФПИ Кирилла Дмитриева, руководителя Счётной палаты Алексея Кудрина и т.д. Пожалуй, только председатель Центробанка Эльвира Набиуллина и примкнувший к ней министр финансов Антон Силуанов решились дать прямую и жёсткую оценку западной политике отрицательных ставок, скупки активов и "бесконечного бюджетного дефицита", сказав, что для РФ такое было бы равноценно авантюре.
В этом хоре толерантного благозвучия и кроется принципиальное отличие сегодняшнего истеблишмента от, например, позиции ЗА ПРАВДУ Захара Прилепина и его товарищей. Сейчас российский истеблишмент в реальности воспроизводит мифологическую "растерянность" Сталина в первые дни Великой Отечественной. Значительная и крайне влиятельная часть российской элиты до сих выступает против позиции президента Путина и жаждет возвращения "уютных нулевых", а то и "святых девяностых". Эта тактика напоминает преданного в конце жизни практически всеми недавними союзниками "спасителя" Европы ценой жизни русских солдат (а кто его просил-то?) императора Александра I, который обещал по воцарении своём "вернуть всё", как было во времена его любимой бабушки Екатерины II, да только вот бабушка умерла и не воскреснет. Умер и Запад, которому вожделенно посылают сигналы, протягивают руки и подставляют другие части тела русские либералы.
"Заканчивается (я бы сказал даже утвердительно — закончилась) глобальная эпоха длиной в пару столетий — эпоха капитализма и всех производных: либеральных демократий, доминирования европейской цивилизации, модерна, выродившегося в постмодернизм, постправду и постнравственность. Всё это заканчивается, и никто не знает, в каком мире мы будем жить завтра", — так описывает реальность первый заместитель председателя партии ЗА ПРАВДУ Александр Казаков.
Попробую развить мысль Александра Юрьевича: да, чёткие контуры нового мира нам до конца неведомы, но мы точно знаем и зрим перерождение западного капитализма в либерально-цифровой фашизм, его нетерпимость и агрессию. Причём не абстрактную агрессию, а чётко направленную против нашей страны.
Запад впал в кому идеологии нетерпимости, автоматически (а иначе нельзя) ликвидировав фундаментальные основы любого свободного общества — свободу слова и совести.
Почему — совести? Потому что новые "демократические" США — мировой камертон прочей "оголтелой своры" (даже странно писать такие слова про самосписанный в течение полугода прежний эталон и идеал терпимости и света! — авт.) намерены уничтожить право собственных граждан на консервативные убеждения. Уже уничтожают. Выпиливание из соцсетей, снос альтернативных медийных площадок (вспомним Parler), запреты и увольнения в профессиональной сфере по причине "неправильных" убеждений сотрудников…
Ещё раз вспомним слова Дениса Мантурова: "Мы должны создавать свои компетенции, формировать их, иметь свои собственные независимые технологии, создавать ресурсную, сырьевую базу". Это хорошо узнаваемый, лавровский стиль нашего МИДа. Если перевести с русского на русский — мы, Россия, вынуждены создавать свои компетенции вследствие запретов и санкций Запада. Я бы сказал: во многом — и воссоздавать, вспоминая разрушенный колониальным безденежьем 90х промышленный и инженерный потенциал. А также "безвозмездную передачу", с пьяных глаз, огромной части этого потенциала какойнибудь "братской" Украине, под прямое кураторство наших западных "партнёров". А ведь не только Украине. Вспомните большие промышленные центры Риги: Альфа, Радиотехника, ВЭФ и т.д.
Следует отметить, что общая тональность выступлений подавляющего большинства российских спикеров была чрезвычайно конструктивной, позитивной, пропитанной энергией развития.
Так, например, глава Якутии Айсен Николаев указал на важность цифровизации для жителей отдалённых поселений республики. "Цифровая трансформация Якутии абсолютно необходима. Она позволяет преодолеть исторически сложившиеся транспортное и природное неравенства. Якутия сегодня является лидером Дальнего Востока в ITтехнологиях, люди имеют возможность работать в ведущих ITкомпаниях Якутии, получать достойную заработную плату и участвовать в реализации амбициозных планов", — сказал он.
И очень хорошо, что у нас получается. Я просто предлагаю не прятаться за вежливыми формулировками. Не пускать пыль в глаза. Правда — она както лучше.
А пыль вредных иллюзий на форуме летала активно. Некое повторение недавней истории на уровне фарса: давайте заключим пакт о дружбе, жвачке, объединении, но одновременно будем усиленно готовиться к войне.
"Автономное существование государств, даже крупных и стабильных, ведёт в тупик. Миру необходимы некие наднациональные объединения для обмена лучшими практиками и совместного решения общемировых проблем", — едва ли не главный тезис, озвученный Западом и его отечественными единомышленниками на Гайдаровском форуме. Отражение Давоса в российских реалиях. Лишь бы ужом заползти, там оглядимся.
"Ни одна сверхдержава не сможет существовать в одиночку. Европа — это не просто 27 государств, составляющих Евросоюз. Я не исключаю Англию, и Россию также называл бы европейской страной… Европейским странам очень важно создать систему альянсов за пределами ЕС: со странами Африки, с Россией. Наша экономическая модель выигрывает на контрасте с Китаем и США, а система альянсов значительно её укрепит. При этом важно не забывать о собственных интересах и каждой страны", — это слова независимого члена совета директоров "Лукойла", эксканцлера Австрии Вольфганга Шюсселя.
"Европейцы и члены НАТО должны подтолкнуть США к тому, чтобы новый президент подумал о том, стоит ли нам рисковать, если СНВ3 не будет продлён в 2021 году? Мы хотим сотрудничать, почему бы нам не договориться о стратегии сокращения опасных ядерных вооружений?" — эксминистр иностранных дел Италии Франко Фраттини.
Посол Евросоюза в России Маркус Эдерер: "Чтобы разрешить затянувшуюся паузу в отношении двух стран, необходимо сесть за стол переговоров и понять, чего мы действительно хотим друг от друга".
Всё это так чудесно, плакать хочется. Уважаемые, действительно уважаемые, без иронии, господа Эдерер, Фраттини, Шюссель и сотоварищи, ступайте же быстрее к главе Еврокомиссии Урсуле фон дер Ляйен или к министру обороны ФРГ Аннегрет Крамп-Карренбауэр — людям, осуществляющим реальную политику ЕС по отношению к России, и скажите им, что санкции нужно отменить, что призывы "разговаривать с Россией с позиции силы" выглядят даже не открытым хамством со стороны представителей страны, прямо повинной в гибели 27 млн. граждан СССР, а чистой воды попыткой неонацистского реванша. Так зачем же нам в такой ситуации витать в облаках? Это, собственно, в чьих интересах? Либеральной тусовки?
400 тысяч граждан РФ хранят на 700 тысячах счетов в зарубежных банках 13 трлн. рублей — заявил на форуме заместитель главы Федеральной налоговой службы России Дмитрий Вольвач. Это без совокупных данных по США и Великобритании. Те не делятся. Умные. И будут конфисковывать имущество наших идиотов в последний момент "потихому". А ведь там, полагаю, спрятано/реструктурировано ещё столько же, если не больше. Для сравнения — доходная часть бюджета России на 2021 год запланирована в размере 18,8 трлн. рублей. То есть за границей, под прямой угрозой конфискации, о чём не раз говорил Путин, наши сограждане хранят ещё один бюджет страны или даже чуть больше. Как вы думаете, сколько из них, оказавшись перед дилеммой: сдать страну, сохранив нажитые пару миллионов долларов, или бороться с врагом, — выберут второе?
Поэтому, когда партия ЗА ПРАВДУ требует последовательной и немедленной национализации элит, она говорит о жизненно необходимых профилактических мерах в условиях, когда наши западные "партнёры" прямо называют Россию врагом.
Нет, понимание этой реальности на Гайдаровском форуме тоже присутствовало. Например, в реплике Александра Аузана, вспомнившего экспертов Deutsche Bank, полагающих, что эпоха глобализации закончилась. На смену "старой" глобализации приходит эпоха беспорядка и индивидуализма в экономике. И если "отшкурить" лавровский стиль, то участники констатировали разрушение мирового доверия как прямое следствие разрушения мировых институтов.
И Алексей Кудрин, с одной стороны, признавал реальность угрозы кибервойн (я бы даже сказал — как минимум, кибервойн), а с другой — он же выражал надежду на то, что Байден будет способствовать возврату мира от конфронтации к всеобщему консенсусу, что хорошо. Но, Алексей Леонидович, позвольте, вы же невероятно умны и знающи — а каков нынешний консенсус западного мира в отношении России? Мы же все любим свою Родину и хотим ей добра, верно? Так каков он, этот западный консенсус в отношении нас? Подсказать или догадаетесь?
И ещё две важные цитаты о реальном кризисе. Кармен Рейнхарт, вицепрезидент, главный экономист Группы Всемирного банка прямо сказала о падении уровня доходов и в развитых, и в развивающихся странах: "В 90е… уровень доходов не догонял 80е, я жду подобного и сейчас, восстановление доходов будет очень долгим". То есть получается, что в течение всего, обычно считающегося "золотым" (во всяком случае, для Запада точно) периода его жители не богатели. "Условно через пять лет, когда закончится кризис, мы будем иметь пропасть между бедными и богатыми", — вторит ей профессор экономики Гарвардского университета Кеннет Рогофф.
Концентрация капитала через насос бирж только увеличивает расслоение общества. Сегодня состояние 1% богатейших людей больше, чем всех остальных. Вот в чём реалии капитализма. Для дальнейшей концентрации — а полностью насытить богатых нельзя! — и требуется новый либеральный фашизм.
Та же госпожа Рейнхарт заявила, что независимость центробанков будет постепенно размываться. А это автоматически означает и размытие национальных государств, с их сложившимися системами социальных и медицинских гарантий. Такова первая часть ответа Запада тем представителям российской власти, которые пытаются играть с ним по уже не существующим правилам.
А вторую часть ответа озвучил уже упомянутый выше Рогофф. Комментируя ситуацию в мировой экономике, вызванную локдаунами из-за коронавируса, он недвусмысленно сказал: "Происходящее похоже на экономику военного времени. На войне не спрашивают, на какие шиши будем воевать? Так и сейчас не стоит вопрос, нужно ли вмешательство государства. Оно нужно".
"Экономика военного времени", логика военного времени, Россия — враг. Мы и дальше можем делать вид, что ничего этого нет.
И по-прежнему (в складывающихся обстоятельствах — особенно) одной из главных уязвимостей России является инвестиционное малокровие, о чём давно говорит член экспертного Совета ЗА ПРАВДУ Андрей Подойницын и вся партия. Комментируя дискуссию форума о намерениях ЦБ РФ в конце 2021 года в том или ином виде перейти к практическим шагам по введению цифрового рубля, он сказал: "Прекрасно, что блокчейн кратно, в смысле скорости, и адресно поможет отстроить программу контроля за госинвестициями и реализацией национальных проектов. Однако, чисто техническое введение цифрового рубля, как ещё одной формы, наряду с наличным и безналичным, не поможет рестарту полномасштабного обновления инфраструктуры страны. Для этого требуется введение двухконтурной финансовой системы".
И ещё: "Сегодня именно государственная машина толкает развитие бизнеса вперёд, а не бизнес является мотором прогресса", — заметил Денис Матуров. Давайте соотнесём это с концепцией возрождения Госплана 2.0, выдвинутой ЗА ПРАВДУ. Частный бизнес не может осуществлять комплексный план стратегического развития России в отрыве от государственного финансирования, он этого нигде и никогда не делал!
"У России имеется свой, уникальный опыт строительства социалистического общежития, в самом широком, включая экономику, смысле", — ранее заявлял первый заместитель председателя партии ЗА ПРАВДУ Александр Казаков. Давайте будем отталкиваться от этого опыта.
Суровые кризисные и "постковидные" реалии резко контрастируют с благодушием и раздвоением сознания, широко продемонстрированными на Форуме. Пора сдавать розовые очки в утиль, и делать это немедленно. Потенциал для роста, энергия и бойцовский дух в стране — есть. И мы не можем позволить себе растерять их. Дальнейшее следование либерально-капиталистическим курсом чуть позже превратит Москву в Вашингтон. Нам просто повезло, что Россия вступила на эту гиблую дорожку позже других.
А свежая выверенная, коллективная, агрессивная реакция Запада на закономерный арест гражданина РФ Алексея Навального за нарушение им уголовного законодательства страны, новые крики о санкциях и прочем, — всё это ставит жирную точку на либеральных надеждах "конструктивно" сотрудничать с западными "партнёрами", — надеждами, традиционно широко представленными на Гайдаровском форуме.
И это прекрасно! Времена — они меняются. Азия наследует Западу и Европе, становясь главным мотором нового тысячелетия. Гайдаровскому форуму уже в следующем, 2022 году, следовало бы обратить внимание на этот очевидный поворот в мировой экономике. Проиллюстрировать нацеленность российской политики на новые рынки, на новых партнёров, если старые выжили из ума или решили заняться саморазрушением. Лучше иметь дело со странами и людьми без спрятанных за спиной кинжалов. Без кинжалов, знаете ли, всем спокойнее.