Авторский блог Екатерина Глушик 16:40 2 сентября 2020

Лодки Русской Мечты

наши «Стражи подводных глубин»

"Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины…". А что сейчас нам — поддержка и опора, помимо нашего великого, могучего, правдивого и свободного русского языка? Каждый день — горестные или трагические вести. И вдруг — буквально дар судьбы: книга-фотоальбом "Стражи подводных глубин. Подводные лодки с дизель-электрическими и атомными энергетическими установками, построенные, проходившие ремонт и модернизацию на заводах № 402 АО "ПО "Севмаш" и № 893 АО "ЦС "Звёздочка" (Северодвинск, 2019. — 236 с.). Издание, посвящённое 80-летию Северного машиностроительного предприятия, в хронологическом порядке представляет эволюцию подводного флота нашей страны на примере работы "Севмаша" и "Звёздочки". 

С упоением и гордостью перелистываешь страницы: это делали мы! Рассказы о подлодках, фотографии, технические характеристики (водоизмещение, главная энергетическая установка, скорость хода, дальность плавания, глубина погружения, навигационное оборудование"), краткая история строительства/ремонта. 

Открывает книгу рассказ о дизель-электрическом подводном минном заградителе типа "Л" XIII-38 серии: "Л-20. Заложена 25 июля 1938 года в Ленинграде на Балтийском судостроительном заводе № 189. В апреле 1940 года спущена на воду. В начале Великой Отечественной войны находилась под командованием капитана 3 ранга — впоследствии капитана 2 ранга Таммана Виктора Фёдоровича в составе 14-го дивизиона… 14 боевых походов (145 суток), 4 торпедных атаки, в результате которых потоплено 2 судна. 11 минных постановок". 

Характеризуя ту или иную лодку, авторы также касаются вопросов решений об их строительстве, пишут о конструкторах, спроектировавших машину. В статье о тяжёлом атомном подводном крейсере проекта 941 говорится: "При создании нового корабля была выполнена задача расширения зоны его боевого применения подо льдами Арктики вплоть до предельных широт за счёт совершенствования навигационного и гидроакустического вооружения. Для запуска ракет из-под арктического льда лодка всплывала в полынье, проламывая ограждением рубки ледовый панцирь толщиной до 2,5 м… Строительство подводной лодки проекта 941 осуществлялось на ПО "Севмаш". Для этого пришлось соорудить новый, самый большой крытый эллинг в мире, известный на заводе как цех № 55. Подводная лодка проекта 941 — самая большая в мире. Всего было построено шесть тяжёлых подводных лодок". 

"АПЛ К-420 проекта 667А была модернизирована по проекту 667М для испытаний стратегических сверхзвуковых крылатых ракет с дальностью более 5000 км. АПЛ проекта 667М позволяла избегать захода в зону противолодочной обороны противника и поражать его территории на достаточно большую глубину". 

Отличительные особенности каждой боевой машины. Исключительный фоторяд. Всплытие, погружение, ход, погрузка торпеды, запуск ракеты, боевое дежурство, в заводском цеху… Любая из фотографий по качеству съёмки и сюжету достойна главных призов на каком угодно фотоконкурсе. Произведения искусства! Причём это касается и архивных фотографий. И они — великолепного качества: "Л-23. Возвращение из боевого похода. 1942 год", "Носовое орудие гвардейской подводной лодки М-17 под командованием В.Г.Старикова. 1943 год", "С-15 возвращается из похода. Полярный. 1944 год". 

Какие люди на фотографиях! Члены экипажей во время похода ("АПЛ проекта 627А во льдах Арктики". 1966 год"), во время торжеств ("Поднятие флага на АПЛ "Северодвинск"). 

И прекрасный, просто эпический снимок: выстроенные на палубе, в парадной форме, молодцы — один к одному. "Члены экипажа АПЛ "Курск", военно-морской парад в Североморске, крайний справа — командир АПЛ капитан I ранга Г.П. Лачин". А уже 12 августа они погибли. 

Есть и фотографии терпящей бедствие в районе Бермудских островов атомной подводной лодки К-219. Фотография матроса С.А. Преминина, который "ценой своей жизни вручную заглушил реактор правого борта, предотвратив катастрофу". 

Наша Родина — страна героев. Герои проектируют корабли, сутками не выходя из конструкторских бюро. Герои строят, ремонтируют лодки в непростых условиях. Герои выходят на боевые задания во время войны и на боевые дежурства в мирное и не совсем время. 

Мне посчастливилось побывать на "Севмаше" в цехе № 55, где тогда достраивался ракетный подводный крейсер стратегического назначения "Князь Владимир", не так давно спущенный на воду и уже пополнивший 31-ю дивизию подводных лодок Северного флота. 

Эта поездка, увиденный завод — настоящее событие в жизни, оно прекраснее и более впечатляюще, чем любой круиз к экзотическим островам. Рабочие, инженеры, генеральный директор АО "ПО "Севмаш" Михаил Анатольевич Будниченко, начинавший трудиться на родном предприятии  учеником слесаря-монтажника — герои нашего времени, сохранившие свой завод в лихие девяностые, подвижники, создающие рукотворное чудо — подводные лодки, которые не только защищают нас от западных демократов, готовых бороться за демократию до последнего русского, до последнего россиянина. Но эти чудеса техники — ещё и локомотив науки и производства высоких технологий нашей страны. "Севмаш" одно из высокотехнологичных производств, сохранённых трудом и самоотдачей каждого корабела. 

Кораблестроители трижды ордена Ленина, ордена Трудового Красного знамени, ордена Октябрьской революции завода "Севмаш" — гордость России. И "во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах нашей Родины" — думайте о них, о том, какие прекрасные люди живут в нашей стране, какие величественные лодки-стражи подводных глубин они создают. 

 двойной клик - редактировать галерею

 

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!

Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»

Комментарии Написать свой комментарий

К этой статье пока нет комментариев, но вы можете оставить свой

1.0x