Авторский блог Василий Шахов 21:39 9 января 2019

Липецкой области - 65.Литература и культура Русского Подстепья

Архив Липецкого Землячества (Вл.Шахов). Каликинский дистанц-центр краезнания

ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ – 65. ЛИТЕРАТУРА

И КУЛЬТУРА РУССКОГО ПОДСТЕПЬЯ

«Гой ты, Русь, моя родная…»

Есть такая земля,

Что кольцована песней Кольцова,

Синеокой Рязанью,

Соловьиною Курской дугой.

Есть такая земля, -

Пядь от пяди Орла и Тамбова,

Что всевышнею стала

И родиной нам и судьбой.

Лип медовых шатры

И берёз лебединые взлёты,

Дона Тихого омуты,

Мечи Красивой разлив…

Есть такая земля –

Вековечной любви и заботы,

И печали, и веры,

Что сердце берут на разрыв…

Б. Ш а л ь н е в. «Есть такая земля…»

21. 11. 93 г.

В 1994 году, готовя к выпуску приуроченный к 40-летию образования Липецкой области «Липецкий энциклопедический словарь» (издательство «Гэлион» - Рязань, Липецкое издательство), я «перелопатил» краеведческие «закрома» в поисках сочинения, которым бы афористично, воистину заглавно, эпиграфически весомо о т к р ы в а л о с ь бы памятное издание. В конце концов метафорично-«судьбоносное» произведение было найдено: а именно шальневская «Есть такая земля…».

Без преувеличения констатирую, что это стихотворение Бориса Михайловича стало поистине краеведческой классикой (по цитируемости, тиражированию в различных альманахах, по исследовательским откликам, использованию школьниками и студентами). Мне самому довелось многократно обращаться к этому прекрасному тексту в музыкальных радиокомпози-

циях, циклах литературно-художественных телепередач.

Эпически глубокое раздумье настоящего Мастера образного слова о «малой родине»

(«На развилке пути// Честь поклонная предкам бедовым – //Ратоборцам и пахарям, //Зод-чих дел мастерам. //Знак особой любви – //Металлургам (ещё допетровым!), //Кузнецам-огнелюбам, //Солнцеликих богов сыновьям. //От походов Азовских//И Русского флота рожденья //Славы летопись В памяти нашей красна… //Есть такая земля, - //Осенённая светом родненья //И сердец притяженья. //Да будет священна она!// Глубоки родники, //

Не к лицу нам душа-однодневка.//Наши судьбы с Россией// И завтра не будут легки. //

Что содеяно доброго – //Песни хорошей запевка, //Дорогие липчане, //Родные мои земляки!».

Позднее Борис Михайлович «добавил» ещё одну строфу (« И какие бы ветры// Нас в грудь ни встречали, //Предки будут с надеждой// Глядеть нам вослед. //Выше Родины нет// Ни любви, ни печали. //Ни отрады, ни света Без Родины нет»).

1.

В книге академика Д.С. Лихачева «Великое наследие» есть строки, характеризующие «Повесть о разорении Рязани Батыем», входившую в знаменитый свод «Повестей о Николе Заразском»: «…Никогда до того ни одно произведение не было исполнено такой веры в моральную силу русских бойцов, в их удаль, отвагу, стойкость и преданность Родине, как то единственное, которое сохранилось от всей, очевидно, немалой рязанской литературы. Созданное на пепелище, оно сохранило тем не менее тот великолепный «пошиб» и точность стилистического чекана, по которым опознается не только личная одаренность автора, но и принадлежность его к целой школе мастерства».

В одном из списков свода «Повестей…» сохранились слова: «Сии написа Еустафей второй Еустафьев сын Корсунскова. На память последнему роду своему.

Сочинения Евстафия Второго донесли до нас легендарную весть о «неистовом» Евпатии Коловрате, князе-патриоте Федоре и его супруге Евпраксии.

ПЕРВЫМ РЯЗАНСКИМ ПИСАТЕЛЕМ считают автора этой « Повести…».

Обращаясь к «Повести о разорении Рязани Батыем», выдающийся романист В.А.Чивилихин

в своей «Памяти» заметил: «Мы с детства восхищаемся великими поступками древних, чаще всего греческих да римских мужей и жен, а чем, скажите, уступает любому легендарному деянию чужеземки поступок Евпраксии - этот лебединый порыв навстречу смерти, крайнее доказательство супружеской любви и преданности?..».

В «Липецком энциклопедическом словаре», трёхтомной «Липецкой энциклопедии», цикле альманахов «Родники липецкие», «Родное и близкое», краеведческих изданиях разных жанров («Липецкий венок А.С. Пушкину», «Липецкий край, Русское Подстепье - прародина А.С. Пушкина», «И звезда с звездою говорит… М.Ю. Лермонтов и Липецкий край», «Коренев-щино», «Кропотово») раскрывались страницы ранней истории литературной жизни региона.

Перелистаем некоторые новые краеведческие страницы…

Негасимый свет лампады «солунских братьев» Кирилла и Мефодия (Е.А.Болховитинов)

О подвижнической просветительской деятельности митрополита Киевского и Галицкого Евгения (в миру Евфимия Алексеевича Болховитинова) уже говорилось ранее; уроженец Подстепья прекрасно знал историю Липецка, Задонска, Ельца.

Энциклопедически образованный, прекрасно знающий церковно-духовную и светскую культуру, Е.Болховитинов внёс неоценимый вклад в развитие литературных, историко-художественных, философско-публицистических жанров.

Г.Р. Державин, с которым Е.Болховитинов был дружен многие годы, посвятил ему «роман

в стихах» - «Евгению. Жизнь Званская».

Краеведам ещё предстоит освоить духовное наследие «великого воронежца». Древнюю историю нашего края ( в особенности - его южных территорий) раскрывает болховитиновское «Историческое, географическое и экономическое описание Воронежской губернии».

Краевед Виктор Будаков в «Воронежском епархиальном вестнике»

(1998,№ 2) в очерке «Историк и духовный пастырь» справедливо полагает: «Болховитинов первым дал нашему краю историческую, в слове запечатленную память, первым начертал его протяженный во времени образ… Историческое былое - краевое, но сказавшееся и на судьбах страны, - не за горами таилось… Своими глазами видывал он и Святителя Тихона Задонского

и даже в великой скорби присутствовал на его похоронах; и позже, когда он работал над «Полным описанием жизни преосвященного Тихона…», в помощниках у него оказались не только записки очевидцев, устные предания, но и собственные впечатления и переживания. Изданное в 1800 году «Описание Воронежской губернии» надолго стало местной краеведче-ской хрестоматией».

Тамбовский губернатор и крупнейший поэт России Гавриил Романович Державин со вниманием следил за литературно-историческими изысканиями Евфимия Алексеевича, знатока древностей. Болховитинов - автор ценнейшего словаря русских писателей, как светских, так и духовных. По представлению Державина он принят в члены Российской Академии. Знаменитый русский историк Погодин видел в Болховитинове одного из «вели-чайших собирателей, которые когда-либо существовали». Высокий иерарх, член святейшего Синода, историк церкви, видный славянский археограф, значительный культуролог и литера-тор, Е. А. Болховитинов своими трудами поддерживал и усиливал негасимый свет духовной лампады, зажженной «солунскими братьями» Кириллом и Мефолдием, создателя-

ми славянской письменности.

« СТАРИК ДЕРЖАВИН НАС ЗАМЕТИЛ…». Тамбовско-липецкие

тропы к Г.Р. Державину.

Лесостепь и Подстепье, помнят Гавриила Романовича Державина (1743-1816), значительнейшего русского лирика. «Ум и сердце человечье были Гением моим», - один из главнейших его нравственных уроков. «Эпоху губернаторства своего в Тамбове» (с декабря 1785-го до 1788-го) вспоминал Державин. В «Записках из известных всем происшествиев и подлинных дел, заключающих в себе жизнь Гаврилы Романовича Державина» он рассказы-

вает о приезде в «нововверенную ему Тамбовскую губернию»; в крае произошли (при деятельном и заинтересованном участии Державина) благотворные изменения («О сем дол-

гое время сохранялась, да и поныне сохраняется память в тамошнем краю»).

В Липецке Державин останавливался в доме городничего Павла Тимофеевича Бурцева (1711-1826). Заметим, что П.Т. Бурцев - дед Петра Ивановича Бартенева, известного просветителя, основоположника пушкиноведения, основателя знаменитого «Русского архива» (уроженца села Королевщина под Грязями). П.И. Бартенев в своих мемуарах свидетельство-

вал: «Державин, в восьмидесятых годах бывший губернатором Тамбовским, останавливался

в Липецке у моего дедушки. Тётка моя Надежда Петровна любила вспоминать про него и

про его первую супругу Екатерину Яковлевну (рожденную Бастидонову, дочь португальца Бастидона и кормилицы великого князя Павла Петровича). Тётка вспоминала также, как… дожидались Гаврилу Романовича… Стихи Державина стали мне известны с самого младен-

чества. В гимназии я читал наизусть… оду «Водопад».

О Державине в Липецке сохранились добрые воспоминания («Он ласково обращался с жителями Липецка…»).

В мемуарах данковчанина С.П. Жихарева имеется документальное свидетельство от 5 дека-

бря 1806 года: «Был у Державина - и до сих пор не могу прийти в себя от сердечного восхищения. С именем Державина соединено было всё в моём понятии, всё, что составляет достоинство человека: вера в бога, честь, правда, любовь к ближнему, преданность к госуда-

рю и отечеству, высокий талант и труд бескорыстный…». Как «внука старинного тамбовско-

го приятеля» и подающего надежды юношу, Державин приблизил к себе Степана Жихарева, получившего возможность часто видеть «домашнего» Гаврилу Романовича, заботливого, чуткого, отзывчивого, но принципиального в вопросах духовности и гуманизма.

Старшая современница А.С. Пушкина: «русская Сафо» А.П. Бунина.

Анна Петровна Бунина (1774-1829), уроженка села Урусово Ряжского уезда Рязанской губернии (ныне Чаплыгинский район Липецкой области).

И.А.Бунин сообщил важную автобиографическую подробность: «Я происхожу из старинного дворянского рода, давшего России немало видных деятелей как на поприще государственном, так и в области искусства, где особенно известны два поэта начала прошлого века: Анна Бунина и Василий Жуковский…».

Анна Бунина прожила жизнь трудную, с трагическими изломами, но исполненную творческого горения, беззаветного служения прекрасному, доброму, духовно значимому. Лишилась матери на втором году своей жизни. Рано ушел из жизни отец. Воспитывалась в до-

ме тети. Тяжелая болезнь семнадцать лет терзала молодую женщину. Поэтическое творчество захватило романтическую натуру, одухотворило жизнь, наполнило особым смыслом дни и го-

ды. Благосклонно встретила читающая Россия её сборники: «Неопытная муза» (в двух частях), Собрание стихотворений(в трех частях), «Сельские вечера».

Портрет Буниной был помещен в зале заседаний Академии. Российская императрица Елизавета Алексеевна пожаловала ей золотую лиру, осыпанную бриллиантами, для ношения

в торжественных случаях на плече. Талант Буниной был замечен В.Г. Белинским, В.К. Кюхельбекером. Высоко ценил лирику Буниной Г.Р. Державин. В 1811 году было создано литературное общество «Беседа любителей русского слова». Инициатором его создания выступил А.С. Шишков. Собрания проходили в доме Г.Р. Державина. Анна Бунина стала активной участницей чтений, дискуссий.

Деятельность этого общества подвергалась резкой критике со стороны «Арзамаса».

В полемику включился Александр Пушкин. О том, что А.Пушкин знал Анну Бунину, сле-

дил за её творчеством, свидетельствует его полемическая поэма «Тень Фонвизина» (1815). Ирония Пушкина уязвляет А.С. Шишкова, основателя «Беседы любителей русского слова»; вместе с Шишковым саркастические стрелы направлены на его «невинную другиню» Анну Бунину.

Анна Петровна жила в Урусово, Денисовке, Липецке. Владея французским, английским, немецким языками, она много переводит. Наиболее значительный перевод с английского - проповеди Блэра «Нравственные и философские беседы».

«АРЗАМАС», «АРЗАМАССКОЕ БРАТСТВО»: ЛЕТОИСЧИСЛЕНИЕ

ОТ ЭПОХИ «ЛИПЕЦКОГО ПОТОПА»

«Урок кокеткам, или Липецкие воды» - эта комедия Александра Александровича Шаховского (1777-1846) известна в истории отечественной драматургии. Премьера этой пьесы в петербургском Малом театре (сентябрь 1815 года) вызвала общественный резонанс и полемику.

Князь Шаховской посещает «державинские вечера» (примечательны его контакты с Анной Буниной), знакомится с будущими деятелями «Беседы любителей русского слова». В 1810-ом избран (по предложению Державина) в Российскую Академию.

Александр Александрович - активный участник Отечественной войны 1812 года; историче-

ские события той героической эпохи поэтически отразились в его поэме «Москва и Париж в 1812 и 1814 годах».

Особое место в наследии Шаховского занимают его «Липецкие воды». Академическая «История русской литературы» (АН СССР – ИРЛИ (Пушкинский Дом) констатирует: «Особенно громкую славу Шаховскому принесла его пьеса «Урок кокеткам, или Липецкие воды» с характерными для комедии тех лет злободневными намеками и нападками на «личности», точно уловленными бытовыми реалиями, патриотическими - в тесной связи с воспоминаниями о войне 1812 г. - тирадами, хорошо скроенной интригой, достаточно бой-

кими и остроумными стихами».

В истории отечественной культуры появление «Липецких вод» Шаховского связано с истоками крупного художественного объединения «Арзамас». В той же «Истории русской литературы» ( АН СССР. Л., изд. «Наука», 1981) читаем: «Поводом к созданию «Арзамаса» послужла премьера комедии А.А. Шаховского «Урок кокеткам, или Липецкие воды»… Известный своими выпадами поротив Карамзина и его молодых сторонников (комедия «Но-

вый Стерн», ирои-комическая поэма «Расхищенные шубы»), Шаховской на этот раз высмеял балладника Жуковского, приобретшего широкую известность в литературно-читательских кругах». И далее: «В окружении Жуковского появление «Липецких вод» было воспринято как объявление открытой войны карамзинистам и вызвало мобилизацию всех «внутренних резервов» этого лагеря. Для организации отпора «Беседе» было решено создать свое литературное общество, используя мотивы памфлета Д.Н. Блудова «Видение в какой-то огра-

де, изданное обществом ученых людей», адресованного Шаховскому и его приверженцам.

Под видом тучного проезжего, заночевавшего на постоялом дворе в г. Арзамасе Нижегород-

ской губ., Блудов изобразил автора «Липецких вод», ополчившегося на «кроткого юношу» (Жуковского), блистающего успехами».

«Липецкие воды» Шаховского заняли свое место в полемике той эпохи. Вместе с тем значе-

ние этого «липецкого» сочинения гораздо весомее и масштабнее.»В истории русской литературы эта пьеса преимущественно вспоминается в качестве прямого повода, спровоцировавшего создание общества «арзамасских литераторов» - из круга литературных друзей Жуковского, выведенного в этой пьесе в виде карикатурного «балладника» Фиалкина, однако «Липецкие воды» имели заметное влияние на общее развитие русской комедии тех лет. От высокой комедии Шаховского, развивая ее различные стороны, ведут свою родословную

две основные разновидности русской комедии этого времени: бытовая, морализующая (Загоскин) и салонная, ироническая (Хмельницкий)…» («История русской литературы». т. 2,

с. 218-219).

Участниками «Арзамаса», связанного своим «рождением» с европейски знаменитыми «липецкими водами», были Василий Андреевич Жуковский, Константин Николаевич Батюшков, Пётр Андреевич Вяземский, Александр Иванович Тургенев . Позднее в это нравственно-духовное сообщество примут данковчанина Степана Петровича Жихарева. Собеседники-сотоварищи одобрительно воспринимали остроумные и темпераментные выступления Василия Львовича Пушкина.

Ритуал заседаний «Арзамаса» пародиен. Каждый член общества имел шутливое прозва-

ние. Велись пародийно-иронические протоколы (часто писанные секретарем «Светланой»,

т.е. Жуковским). А.С. Пушкина нарекли «Сверчком», П.А. Вяземского - «Асмодеем», К.Н. Батюшкова - «Ахиллом», А.И. Тургенева - «Эоловой арфой», «Д.Н. Блудова - «Кассандрой», Д.В. Дашкова - «Чу», М.Ф. Орлова - «Рейн», В.Л. Пушкина - «Вот, я вас».. Данковчанин Сте-

пан Жихарев обрёл кличку «Громобой».

У «арзамасцев» имелась своя система летоисчисления - от эпохи

«л и п е ц к о г о п о т о п а». Неизменным атрибутом дружественных застолий-собеседова-

ний являлся жареный «арзамасский гусь». Звучали убийственные пародии, едкие эпиграммы, саркастические послания, всесокрушающие сатиры.

От эпохи «липецкого потопа», от задушевно-требовательных застолий, полемически заостренных критических баталий арзамасцев, одухотворенных присутствием Жуковского, Батюшкова, Вяземского, - романтический пафос пушкинской оды «Вольность» («Хочу вос-

петь Свободу миру, На тронах поразить порок…»).

Сопутник А.С. Пушкина ( С.Д. Нечаев).

Степан Дмитриевич Нечаев (1792-1860), уроженец Данковской земли, в студенчестве дружил с А.С. Грибоедовым. Талант Нечаева был замечен В.Л. Пушкиным, В.А. Жуковским, Ф.Н. Глинкой, Н.И. Гнедичем, И.А. Крыловым, К.Н. Батюшковым. Пушкинский друг Виль-

гельм Кухельбекер приветствовал «довольно новую мысль» талантливого данковчанина. Не-

чаев входил в «пушкинское окружение»; его знали и ценили Вяземский, Рылеев, Мицкевич,

А. Тургенев, Якубович, Капнист, Дельвиг, Н. Тургенев, Полевой, Д. Давыдов, Мордвинов.

30 ноября 1821 года Степана Нечаева приняли в Общество любителей российской словес-

ности при Московском университете; в 1829 году в это Общество приняли А.С. Пушкина.

Из агентурного донесения Бенкендорфу: «…Гостей было 62 человека: все Литераторы, Поэты, ученые и отличные любители Словесности… Под конец стола один из собеседников, взяв бокал в руки, пропел следующие забавные куплеты, относящиеся к положению Греча и

его Грамматики… Трудно вообразить, какое веселие произвели сии куплеты, но приятнее

всего было то, что куплеты Государю повторены были громогласно всеми гостями с востор-

гом и несколько раз. - Куплеты начали тотчас после стола списывать на многие руки. Пуш-

кин был в восторге и беспрестанно напевал, порохаживаясь:

И так, молитву сотворя,

Во-первых, здравие царя!

Он списал эти куплеты и повез к Карамзиной. Нечаев послал их в Москву».

Выдающийся пушкинист Б.Л. Модзалевский установил, что восторгавшие Пушкина сти-

хи принадлежат Степану Дмитриевичу Нечаеву («Пушкин под тайным надзором»).

По инициативе С.Д. Нечаева построен памятник героям Куликовской битвы 1380 года.

Бережно хранится портрет Нечаева кисти великого русского живописца Василия Андре-

евича Тропинина(1776-1857), автора известного портрета «А.С. Пушкин» (1827).

«С т а р и н н ы е п р и я т е л и» (С.П. Жихарев)

Известный литератор, драматург, переводчик Степан Петрович Жихарев (1788-1860), уроженец Данковщины, любил подолгу бывать в Липецке; среди курортников заводил знакомства со знатоками культуры, искусства; заядлого охотника влекли живописные окрестности города на берегах Воронежа.

Дядя Жихарева - известный тамбовский «вольтерьянец» И.Г. Рахманинов. Дедушка его - «старинный приятель» Г.Р. Державина. Жихаревы были также «старинными приятелями»

И.А. Загряжского - деда Натальи Николаевны Гончаровой-Пушкиной.

Подлинной страстью его было увлечение театром, он переводит французские оперы, сам сочиняет пьесы, внимательно следит за театральными новостями. В сделанной в Липецке дневниковой записи от 13 июля 1806 года он говорит о приезжающей в курортный город труппе актеров, «принадлежащих» лебедянскому помещику Танееву(«Если это именно та, которую я видел некогда в моём детстве на лебедянской ярмарке, то сердечно буду рад взглянуть на неё и сравнить тогдашние мои ощущения с нынешними, - пишет Степан Пе-

трович. - Эта труппа давала тогда в Лебедяни оперу»).

Философско-эстетические воззрения талантливого данковчанина претерпели серьезную эволюцию. Его привлекли настроения, которые разделяли участники «Беседы любителей русского слова» (среди них была Анна Бунина); однако позднее он «переметнётся» в «Ар-

замас» ( к Жуковскому, Батюшкову, А.С. и В.Л. Пушкиным, будущим декабристам Н.И. Тургеневу, М.Ф. Орлову). По существовавшей традиции в «Арзамасе» новопринятому участнику присвоили кличку «Громобой».

Литературные и театральные пристрастия Жихарева сочетались с увлечением конно-заводством, конным спортом. Он часто бывает в Лебедяни, где было основано скаковое общество; сотрудничает с «Журналом коннозаводства и охоты». В «Северной пчеле» по-

явились его художественно-документальные зарисовки «Московские скачки 1841 года», «Лебедянские скачки 1841 года».

А.С. Пушкин навещал Жихарева в Москве. Шеф жандармов получал информацию осведомителей: «Дома, которые Пушкин наичаще посещает, это дома кн.Зинаиды Волкон-

ской, поэта кн. Вяземского, бывшего министра Дмитриева и прокурора Жихарева. Разгово-

ры там вращаются преимущественно по литературе»

Заслугой Жихарева. является создание оригинальных художественно-документальных, очерковых жанров. Это прежде всего «Дневник студента за 1805 год», «Дневник чиновника

за 1806 год», «Дневник чиновника за 1807 год»; эти «дневники» вошли позднее в «Записки современника». Особняком стоят его «Воспоминания старого театрала». Жихаревская проза была одобрительно встречена крупными деятелями культуры. В письме к П.В. Анненкову (1853) И.С. Тургенев делился своими впечатлениями от прочитанного: «Дневник студента»

в «Москвитянине» прекрасная вещь, и продолжение его я жду с нетерпением…».Биографы Л.Н.Толстого констатируют, что в процессе подготовительной работы над «Войной и ми-

ром» он внимательно проштудировал «дневники» Жихарева.

Документально-художественные жанры С.П. Жихарева - серьёзный источник для изу-

чения быта и бытия жителей Липецкого Подстепья.

«Где Дон, вспоивший нас, светлеет…» (М.В. Милонов).

В Придонском Ключе (Задонский уезд) родился Михаил Васильевич Милонов(1792-1821), талантливый литератор, деятель культуры. Он обладал скромным, но самобытным дарованием. В одном из писем А.С. Пушкин, интересуясь о «новостях нашей словесности», обращался с вопросом: «Что такое «Сотворение мира» Милонова?..» ( письмо Л.С. Пушкину и О.С.Пуш-

киной 27 июля 1821 г. из Кишинева). Великий поэт следил за творческой судьбой Милонова (письмо из Одессы 7 июня 1824 г., письмо из Михайловского в сентябре 1825 г.). В пукинских «Статьях и заметках» подвергнут «шлифовке» анекдот о взаимоотношениях Гнедича и Милонова. «Истинным поэтом» считал Милонова В.Г. Белинский. Кондратий Рылеев исполь-зовал некоторые милоновские мотивы и образы в своем знаменитом стихотворении «К времен-

щику». «Потаенная поэзия» Милонова распространялась в списках, горячо обсуждалась, влива-лась в поток оппозиционной лирики. В неполные шестнадцать лет Милонов публикуется, его стихотворения печатаются в журналах («Утренняя заря», «Благонамеренный», «Вестник Ев-ропы», «Цветник»). В 1810-ом увидело свет сатирическое стихотворение Милонова «К Рубе-ллию», привлекшее внимание любителей и знатоков отечественной словесности.

Родному Дону, Русскому Подстепью посвятил Милонов признательнвые строки любви и воспоминаний.

Выдающийся ревнитель российских древностей (К.Ф. Калайдович).

В письме М.П. Погодину А.С. Пушкин просит: «Извините меня перед Калайдовичем; у меня чисто ничего не осталось после здешней альманашной жатвы, а писать еще некогда».

Авторитет Константина Фёдоровича Калайдовича (1792-1832) - признание его незаурядных способностей, серьезных заслуг в сфере просветительства, науки, культуры. Уроженец древнего Ельца удостоился занесения на «золотую доску» Московского университета (куда он переведен из Киевской Академии). Неугасающий интерес к российским древностям привёл его в первое научное историческое общество, членами которого были Карамзин, Мусин-Пушкин, Бантыш-Каменский, Болховитинов, Востоков.

« Общество истории и древностей российских» поручило Калайдовичу составление сбор-ника «Русские достопримечательности». Прерванное Отечественной войной 1812 года соста-вительство было затем успешно продолжено: каждый новый выпуск «Русских достопримечательностей» становился событием в культурной жизни государства. Геройски сражавшийся в ополчении «Московской военной силы», Константин Калайдович награждён боевой медалью. Плодотворна его деятельность в Комиссии печатания государственных гра-

мот и договоров при архиве Министерства иностранных дел. Четыре солидных тома включи-

ли около тысячи уникальнейших документов по русской истории 1265-1659 годов.

К.Ф. Калайдович обследовал монастырские библиотеки Московской, Рязанской, многих других губерний; им открыты древние тексты, старинные жанры, фольклорные произведения. Им обнаружен и прокомментирован драгоценный памятник древнерусской письменности «Изборник Святослава» 1073 года.

В 1817-1818 гг. Калайдович (вместе с членом Комиссии печатания государственных грамот

и договоров . П.М. Строевым) осуществляет экспедиции по изучению монастырских библиотек Московской и Рязанской губерний; были обнаружены ценнейшие для культурологии и исторической науки памятники(«Изборник Святослава», 1073; сочинения известного писателя Х11 столетия Кирилла Туровского, «Слово Даниила Заточника» и др.).

Калайдовичем изучены и введены в научно-просветительский обиход сведения о крупных археологических памятниках; ему принадлежат публикации об открытиях первых русских кладов. В частности, в 1822 г. Константин Федорович обследовал значительный клад золотых вещей, тайну которых до того времени скрывало городище Старая Рязань.

В. Палабугин в статье о Калайдовиче («Липецкая энциклопедия», т. 2) пишет: « Калайдович участвовал в раскопках, исследовал ряд старых городищ, в том числе Воргольское и Липецкое, и сделал выводы, принятые в современной науке: «Старые городища - это не святилища древних славян-язычников, а ограждения городов, селений и крепостей».

Внимание Пушкина не могла не привлечь этнографическая, археологическая деятельность Калайдовича. В 1818 году им были изданы «Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым». Двухтомное «Краткое начертание Российской истории» высоко ценится историками-культурологами. Археологические исследования (в том числе изучение Воргольского и Липецкого городищ) дали интересные результаты. Он оказывал активную помощь Карамзину в его работе над монументальной «Историей государства Российского».

К.Ф. Калайдович вошёл в историю русской культуры как замечательный ученый пушкинской эпохи, историк, археограф, фольклорист, выдающийся знаток российских древностей.

«Прославит Русь грядущий гений…» ( М.А. Стахович)

Уроженец Пальны-Михайловки под Становлянкой, Михаил Александрович Стахович (1819-1858) - замечательный лирик, публицист, собиратель народных песен, этнограф, музыкант, общественный деятель.

Экспозиция стихотворения «Пальна»(1853) художественно «документирует» столь дорогие сердцу и душе картины «малой родины»(«В придонских краях есть деревня средь гор и полей: Там лес зеленее, ночная звезда веселей! Там коршуны стаей кружат над березой густой, Там, сказке ровесник, орел солетается с ними порой; И в роще шумят бесконечно разгульные ветры степные, И дружно с волной говорят берега, осокой увитые; А в небе лазурном, играя как волны, бегут облака, И горы рокочут ключами, и вьется меж ними река»).

М.Стахович - удивительный знаток деревенского быта, того, что Глеб Успенский назовет позднее «поэзией земледельческого труда». «Ноябрь, 1853, с. Пальна» - значится под циклом стихотворных этюдов-зарисовок «Станция» («Выезд», «Роздых»). Родные края. Родные просторы(«Степь открылась перед нами,-Любо в даль ее глядеть! Любо ровными полями С вихрем взапуски лететь. Славно, братцы, в поле чистом Слушать песню ямщика Вместе с звуком серебристым Голосистого звонка»).М. Стахович - превосходный лирик-пейзажист(«Степь как море волновалась И цветами и травой. И безоблачной зарею вечер яс-

ный заиграл, Колокольчик под дугою Приутих и приустал». Конечно, лирический повествователь в чем-то, может быть, излишне сентиментален, даже наивно романтичен; но нарисованная кистью незаурядного мастера степная идиллия подкупает искренностью, незамутненностью, свежестью восприятия родной природы(«Вечер русский! вечер дивной! Сумрак в синей тишине, А вдали бесперерывной Небо с степью наравне!»).

В стихотворной автобиографической повести «Былое» М. Стахович размышляет: « О жизнь отрадная, простая! Кто ознакомит нас с тобой? И где пробьет, страна родная, Родник всей жизни вековой? И кто, о русская природа, О быт великого народа, Постигнет образ твой и звук? Да будет это дело рук Певцов грядущих поколений! Вы, предизбранные судьбой! Я верю, правдой и хвалой Прославит Русь грядущий гений И, орлий зря ее полет, И он, как Пушкин, воспоет!».

Илья Муромец нового времени (А.С. Хомяков)

Осенью 1860 года в своём данковском имении скончался Алексей Степанович Хомяков(1804-1860), выдающийся литератор, публицист, философ, знаток отечественной словесности.

В грозные 1812-ые годы семья Хомяковых переехала в село Круглое Данковского уезда. Там проживала тогда дочь М.И. Кутузова - П.М. Толстая, от которой Хомяковы узнавали о событиях на фронте. А.С.Хомяков был знаком с К.Ф. Рылеевым, А.И. Одоевским, А.А. Бестужевым; его стихи появлялись в «Полярной звезде». Он - участник русско-турецкой войны в 1829 году. А.С. Пушки отмечает в предисловии к книге «Путешествие в Арзрум»: «Из поэтов, бывших в турецком походе, знал я только об А.С. Хомякове и об А.Н. Муравьеве. Первый в то время написал несколько прекрасных лирических стихотворений…».

П.И.Бартенев, проявлявший глубокий интерес к личности Хомякова, свидетельствовал, что Алексей Степанович «знал наперечет своих дедов, лет за 200 в глубь старины». Бартенев публикует биографические сведения о Хомякове: военная служба в Петербургском конно-гвардейском. Белорусском гусарском полках, жизнь за границей. Ранние литературные опыты. В «Трудах Общества любителей российской словесности при императорском Московском университете» за 1821 год им опубликован фрагмент из перевода «Германии» Тацита. Общение с «любомудрами». «Немецкая школа» и творческое содружество с Тютчевым, Жуковским, Шевыревым. Василий Андреевич Жуковский в июле 1847 года «триумвиратствовал» в Эмсе с Н.В. Гоголем и А.С. Хомяковым. Об этом времени - воспоминания Жуковского, где есть строки о Хомякове: «…Добродушный, приятный собеседник, он мне всегда был по нутру; теперь я впился в него, как паук голодный в муху: навалил на него чтение вслух моих стихов, это лучшее средство видеть их скрытые недостатки…».

Нам, липчанам, особенно дорого то, что многие важные страницы жизни Хомякова связаны с Данковщиной. Село Круглое, донские берега, близость Куликова поля…. Хомякова заботят судьба человека, его предназначение в жестоком мире несправедливости(«Тут вечно горе, тут глубоко Страданье в сердце залегло; И под десницей тяжкой рока Все сердце кровью изошло»). Лирический герой хомяковских философско-психологических импровизаций жаждет перемен, ищет гармонии в жизни природы и человека. Показательны мотивы его «Вечерней песни»(1858). А.С. Хомяков чутко улавливал веяние перемен: в своём данковском имении, в окрестных селениях - ожидание изменений к лучшему («Ты вставай во мраке, спящий брат! Освяти молитвой час полночи… Пусть зажжется дух твой пробужденный…»).

Философско-полемические стихотворения Хомякова будоражили умы, вызывали подражания, споры; его страстное лирическое обращение «России»(23 марта 1854 года) звучало на вечерах любителей словесности, ревнителей свободы и справедливости (« Тебя призвал на брань святую,

Тебя господь наш полюбил… Вставай, страна моя родная…»).

Нравственно-этическая программа Хомякова находила живейший отклик у россиян(«Былое в сердце воскреси, И в нем сокрытого глубок Ты духа жизни допроси! Внимай ему - и все народы Обняв любовию своей, Скажи им таинство свободы, Сиянье веры им пролей!»). А.С. Хомякова особо выделяли из «славянофилов» как поистине человека Возрождения, энциклопедически образованного, талантливого историка, вдумчивого филолога, оригинального философа, богослова, медика, блестящего политико-экономиста, удачливого охотника-спортсмена, рачительного помещика. К Хомякову часто обращался Н.Я. Данилевский в своей «России и Европе».

«Не легендарный, а живой Прометей» ( Д.И. Писарев)

Дмитрий Иванович Писарев (1840-1868), великий русский критик, публицист, культуролог, родился в селе Знаменское (ныне с. Писаревка Задонского района Липецкой области).

Корни рода Писаревых уходят в седую древность. Юный Писарев с живейшим интересом внимал повествованиям домашних о былом, любил рассматривать герб рода Писаревых.

В декабре 1851 г. Дмитрий прощается с родным домом. Было решено, что он продолжит образование на берегах Невы. Гимназия в Петербурге. Гимназист с темно-карими глазами, светло-русыми волосами, румянцем во всю щеку. Жадно ловятся известия о баталиях Крымс-кой войны; чтение прозы Цицерона, стихов Пиндара затуманивается воспоминаниями о род-

ных краях: Знаменское, плакальщики-чибисы над Доном, Грунец, восторженное обожании

Раи Кореневой… Затем - университет. С 1859г. Писарев ведет отдел критики и библиографии

в «журнале наук, искусств и литературы для взрослых девиц» - «Рассвете». Лето 1859 г. он проводит в родных краях

В детстве его называли «хрустальной коробочкой» за искренность и честность; он останется искренним, порой шокирующе прямым в оценках и суждениях. Яркая страница его деятельности связана с журналом «Русское слово», возглавляемом им.

Современники видели в нем не легендарного, а живого Прометея. Он выл властелином дум молодежи.

Могила его - рядом с могилами Белинского и Добролюбова.

«Не начало ли перемены» ( Н.В. Успенский и Г.И. Успенский)

Своей «малой родиной» считал Николай Васильевич Успенский(1834-1889) село Шипово (ныне Становлянского района Липецкой области). Здесь прошло детство, здесь протекли отроческие и юношеские годы знаменитого русского писателя-прозаика.

Липецкие краеведы обратили внимание на автобиографическую прозу Н.Успенского, в частности, на его рассказ «Декалов», где довольно прозрачно просвечивают документальные реалии. Шиповские впечатления своеобразно откристаллизовались в поэтике таких (тоже автобиографических) произведений, как «Ночь под светлый день», «Брусилов», «При светлом дне».

«Это был типичный представитель эпохи 60-х годов, взявшийся за изображение народного быта. Он сочувствовал народу именно по-своему, то есть как «просветитель», то есть как человек, не чувствующий никакой надобности в идеализации отсталой массы»,- говорил об Н.Успенском Г.В. Плеханов.

Николай Успенский… На историко-культурной карте нашего края особое место принадлежит всему, что связано с его творческой индивидуальностью, его трагической судьбой.

В 1890 году газета «Орловский вестник» поместила заметки двадцатилетнего Ивана Бунина «К будущей биографии Н.В. Успенского».

«Старою, но в то же время постоянно юною историей стала печальная участь многих русских писателей. Судьба Никитина, Решетникова, Помяловского, Надсона, Левитолва и подобных им несчастливцев, которым словно на роду написано «что-то роковое», всем известна. Одни из них были подавлены нищетой, другие - с чуткою до болезненности душою - не вынесли окружающей их обстановки, третьи… третьи унесли с собой в могилу тайну своей ненормальной тяжелой участи, - писал Бунин. - К последним, я думаю, более всего можно отнести недавно зарезавшегося Николая Васильевича Успенского. Его оригинальная и печально своеобразная жизнь положительно ставит в тупик. Я говорю, собственно, про себя а не про публику, потому что собственно мне и еще очень немногим пришлось узнать некоторые удивительные факты из его интимной жизни». Бунин размышляет: «Публика же, наверное, до сих пор не имеет никаких хотя бы голых, но полных биографических данных одного из первых и крупнейших народных писателей, совершенно особой своеобразной школы, зародившейся в шестидесятых годах. Впрочем, последним, то есть передачей полной биографии Н.В., не задаюсь и я. Я передам только кое-какие очень характеристические факты его интимной жизни».

Факты, сообщаемые Буниным, имеют для нас, земляков автора «Антоновских яблок» и писателя-«народника» середины Х1Х века, особое значение. Они дают представление о подлинной жизни земляков-степняков . Знавшие и понимавшие Н.Успенского, близкие к нему люди говорили (это особо акцентирует Бунин), что Николай Васильевич был «слишком недюжинный человек, слишком глубокая натура». Ново-Михайловское (Шипово), Троицкое, Лобаново - тульские селения, помнившие происходившего из духовного звания незаурядного отрока. Бунин воссоздает по крупицам биографию Николая Васильевича (учебу в духовном училище, университете, краткое учительство в Яснополянсколй школе Л.Н.Толстого, попытку И.С. Тургенева помочь начинающему автору).

Николай Успенский знаменит своими «Очерками народного быта». Н.Г. Чернышевский посвятил им вызвавшую широкий общественный резонанс статью «Не начало ли перемены?». Высоко оценит талант Н.Успенского Г.В. Плеханов.

На литературной карте Липецкого края отмечены «тропы», ведущие к Глебу Иванови-

чу Успенскому (1843-1902). талантливейшему прозаику и публицисту эпохи 60 - 70-х годов.

«…Липецк мне нравится… заметен некоторый порядок, чистота, а главное широта… Все здания разбросаны на далекое расстояние друг от друга - это я встречаю в 1-м русском городке, и мне приятно. Особенно Дворянская улица, - прелесть…» - из письма Гл. Успенского (1869).

О пребывании в Липецке Гл. Успенского сообщают в своих публикациях краеведы (К. Огрыз-ков, А. Курков). Газета «Липецкий летний листок» сообщила: «Глеб Иванович Успенский из Москвы. Остановился в гостинице «Золотой лев».

Липецк предстал перед московским литератором (к тому времени он был уже автором нашумевших «Нравов Растеряевой улицы») чистым, опрятным, более прочих похожим на европейский, городком. Понравилась совершенно в европейском стиле отделанная гостиница. О железистых водах, целительность которых подтверждена с времен неуемного Петра Первого, ходили легенды.

В письме от 1 июля 1869 г., всячески расхваливая Липецк, Глеб Иванович несколько обидел Елец, противопоставив его Липецку в пользу последнего: «Нету той каменной тесноты, как в Ельце, которая давит с боков и мучает рубцами камней ноги».

Из письма Н.А.Долганову: «Липецк - городок чистенький, просторный; тесноты и навоза не-

ту никакого, везде зелень и новенькие домики. Тут, недалеко от меня, есть памятник Петру Великому, ценой в грош и фигурой, так что он известен под именем зубочистки Петра Великого…». Простим же Глебу Ивановичу, соратнику сатириков, юмористов-шестидеся-тников, да самому тоже сатирику-забияке, его несколько неуважительное мнение о петров-

ском памятнике!

В Липецке, в «Золотом льве» Гл. Успенскому нравилось все больше. Под окнами добро-

душно, по-деревенски невестились вишни. Ещё одно письмо Н.А. Долганову:»…не могу до сих пор отдохнуть и поправиться; я весь слаб и если похожу порядком по городу, то не мо-

гу ни думать, ни взяться за перо… Если еще поживу месяц, то я думаю, что отдохну наконец

и в августе явлюсь в Питер с окрепнувшими силами для того, чтобы вновь уложить их в «Разоренье». Но теперь пока не могу написать строки…».

То ли уют «Золотого льва», то ли железистые воды, то ли тенистая ласка Нижнего парка, то ли все в совокупности пробудили жажду писательства. Оформлялась. вызревала повесть «Ти-

ше воды, ниже травы» - часть трилогии «Разорение2,

Из письма Н.А. Долганову: «…от времени до времени работаю чуть-чуть…,вторая повесть сложилась в голове почти совершенно, нужно к осени, и я напишу ее скоро…».

Из июльского письма невесте А.В. Бараевой: «…остаюсь в Липецке… до конца лета. Здесь будет матерьял. Он и теперь уже есть, но не определился как следует - это сделается в Петербурге самор собой… Я буду жить в Липецке и писать исподволь».

Из письма Н.А. Долганову: «Еще я думаю написать очерк «Липецкие воды» для «Отече-ственных записок», небольшой, но не знаю, как собраться. Прищучит крайность в деньгах, напишу скоро…».

Освоив Липецк, Успенский стал основательно изучать его окрестности. В семи верстах от города квартировало Липецкое егерское училище. Здесь готовился стать лесничим среднего звена его младший брат - Александр (двухэтажное кирпичное здание училища существует до сих пор; теперь это начальная школа). Глеб Иванович часто навещал брата.

Десятки верст исходил он пешком, дивясь незамысловатой, скромной, но удивительно гармоничной природе здешних мест. Беседовал с крестьянами, осмысливая не только их тяго-

ты, но и подлинную поэзию земледельческого труда. Глеб Иванович обратил внимание на то, что в сознании земледельца даже святые и чудотворцы как бы «переведены» на крестьянское положение: святой апостол Онисим переименован в Онисима-овчарника; Иов многострадальный - в Иова-горошника; отсюда же - Герасим-грачевник, Ирина-рассадница,

«на Кузьму - сей свеклу», Лукерья-комарница, Леонтий-огуречник, Акулина-гречишница.

Труд был для земледельца жизненным интересом, источником работы мысли, источником взглядов на все окружающее.

Не только Липецк, но и Елец, село Богословское (ныне Калиновка Становлянского района), другие села и деревни Подстепья помнят автора «Власти земли».

«Какое возвышенное, прекрасное создание

эта женщина!..» (Марко Вовчок)

«Я прожила весь свой век, идя по одной дороге и не свертывая в сторону. У меня могли быть ошибки, слабости… как у большинства людей, но в главном я никогда не осквернила себя отступничеством», - писала незадолго до своей кончины сыну Борису Мария Александровна Вилинская (1833-1907), получившая большую известность под псевдонимом Марко Вовчок.

Будущая популярная писательница родилась в селе Екатерининском под Ельцом. Воспи-тывалась она в семье Писаревых (в имении Знаменском под Задонском).

Роль Марко Вовчок в развитии и становлении русской и украинской литературы значи-тельна. Тарас Григорьевич Шевченко говорил: «Какое возвышенное, прекрасное создание эта женщина! Необходимо будет ей написать письмо и благодарить ее за доставленную радость чтением ее вдохновенной книги». «Особую прелесть и поэтическую грацию» писательницы отметил И.С.Тургенев, осуществивший перевод с украинского её рассказов. Взыскательный критик Н.А. Добролюбов отмечал, что в рассказах М.Вовчок «слышится уже не раздраженный озлобленный памфлетизм, не страстная борьба, а спокойный, нелицеприятный, торжественный суд истории над самой сущностью, над принципом крепостного права». «Народни оповидання» («Народные рассказы»), 1857; «Рассказы из народного русского быта» (1859) получили сочув-ственные отклики Н.А.Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Н.Г. Чернышевского. «М. Вовчок приближается к народной поэзии не только внешнею формою своих рассказов, но и своими литературными приемами»,- констатировал Д.И. Писарев.

Во время пребывания заграницей она познакомилась с Герценом, Огаревым, Г.Флобером, Ж. Санд. Культурологи и историки литературы отмечают вклад её как талантливой пере-

водчицы ( переводы «Происхождения видов» Ч.Дарвина, «Жизни животных» Брема). Фан-тастика Жюля Верна во-многом пришла к русскому читателю в поэтической интерпретации М. Вовчок.

Трудно и сложно складывались отношения Писарева с Марией Александровной, его трою-родной сестрой. Дмитрий Иванович испытывал к ней большое и чистое чувство. Трево-жась за сына, Варвара Дмитриевна пишет ей: «Ой, Маша… умоляю тебя, сделай Мите жизнь легкой и счастливой… Ради бога, если ты не смогла осветить радостью его жизнь, полюбить его, то сохрани хотя бы его от безумия… Ох! Зачем все это так случилось. Он счастливее был

в крепости».

Строки писаревских писем Марко Вовчок: «…хотелось бы сесть за работу, и наработать

как можно больше, отчасти для того, чтобы очистить себе несколько свободных дней ко времени твоего возвращения…»; «…Мне очень хочется Вас видеть, так хочется, что даже пло-хо верится в ваше возвращение…»; «…Как тебе это выразить: мне грустно, но вокруг меня все как будто полиняло. Вся краска, вся позолота жизни, весь смысл и весь смех - все это слезло и уехало в Москву… …береги себя»; «…чувства все одни и те же: жду тебя… жду и желаю посредством тебя, прочного, хорошего и живого счастья…».

Трагическая смерть Д.И. Писарева. Н.А.Некрасов в дни прощания обратился к Марии Александровне с проникновенными словами сочувствия

(« Не рыдай так безумно над ним…»)

Русскому читателю полюбились её произведения: «Живая душа»(1868), «Записки причетника» (1869-1870), «Путешествие во внутрь страны» (1871), «Теплое гнездышко»(1873). «В глуши»(1875).

1.0x