10 июля 2016 г. исполнится ровно 10 лет как был уничтожен террорист №1 в России – Шамиль Басаев. К сожалению, это звание он заслужил. Самые чудовищные и кровавые террористические акты в современной истории России были совершены при участии Басаева. Будённовск (захват больницы, 1995 г.), Москва (захват театра на Дубровке, 2002 г.), Грозный (взрыв Дома правительства, 2002 г.), Грозный (убийство президента Чечни Ахмата Кадырова, 2004 г.), Беслан (захват школы, 2004 г.) – в ходе этих зверских и бесчеловечных преступлений погибли сотни российских мирных граждан.
Кроме двух Чеченских войн (1994-1996 и 1999-2009) и Дагестанской кампании (1999), Басаев принимал участие в азербайджанско-армянской войне (1991-1994) на стороне Азербайджана и грузино-абхазской войне (1992-1993) на стороне Абхазии. Басаев оказался жестоким, авторитетным, беспощадным и к тому же обладающим звериным чутьем на опасность главарем. Был и еще один важный момент. Басаев был родом из села Дышне-Ведено, это родовое гнездо Басаевых. Это не простое горное село. Во время Кавказской войны 1817-1864 гг. в 1840 г. по приказу имама Шамиля аул Дышне-Ведено основали русские солдаты. Но не те, кто попал в боях в плен к горцам. Аул строили русские дезертиры и перебежчики, добровольно переметнувшиеся к врагу (таких было несколько сотен). После принятия ислама «новые чеченцы» с особым остервенением воевали против своих бывших товарищей по оружию. Русские предатели приложили немало сил, чтобы стать вайнахами. Но до сих пор жители «породистой» Чечни насмешливо называют уроженцев Дышне-Ведено «чеченцами с русскими хвостами». Так, что Басаев стремился самоутвердиться среди главарей террористов, доказать, что он настоящий вайнах.
Жестокий и беспощадный по отношению к мирному населению и пленным, Басаев, как правило, терпел поражения в столкновениях с регулярными вооруженными силами.
3 июля 1992 г. в боях за село Кармраван в Нагорном Карабахе, Басаев потерпел сильное поражение от армянских войск. Из 400 его боевиков многие были убиты, а 120 попали в плен, после чего Басаев больше не вернулся в Карабах.
В ходе боев за Грозный в 1994-1995 гг. «Абхазский батальон» Басаева (1.200 боевиков) был полностью уничтожен Российской Армией.
Полным поражение закончилось вторжение Басаева в Дагестан в августе 1999 г. В боях с российским войсками и дагестанским ополчением погибли, по разным данным, от 2.500 до 5.000 террористов. Дагестан захватить не получилось.
Провалилось нападение Басаева и на Нальчик (Кабардино-Балкария) 13 октября 2005 г. Были уничтожены 97 террористов, 70 были арестованы.
Предпринимались попытки уничтожить и самого Басаева.
Первая возможность была уничтожить Басаева еще в 1995 г. в Будённовске. Спецназ ФСБ «Альфа» мог несколько раз уничтожить Басаева, но каждый раз, когда оставалось сделать последнее усилие, спецназ получал приказ остановиться. Из-за трусости тогдашнего российского политического руководства, Басаев остался не только живым, но и получил статус «победителя России».
В ходе Второй чеченской войны Басаева пытались уничтожить не однократно.
В ходе штурма Грозного, в феврале 2000 г., окруженным террористам «подставили» офицера военной разведки под видом предателя. «Предатель» продал Басаеву «коридор» для выхода из окруженного Грозного через боевые порядки российских войск. В «коридоре» террористов ждал «теплый прием»: мало того, что «коридор» оказался заминированным, так еще по террористам был нанесен артиллерийский удар. Более 300 террористов погибли, многие были взяты в плен. Однако, Басаеву удалось выжить. Правда, он получил тяжелое ранение: подорвался на мине и получил тяжёлое ранение правой ноги, которую позже ему ампутировали. В октябре-декабре 2000 г. находился на лечении в США.
Спустя два года, Басаев восстановил численность своей группировки.
Российские спецслужбы через агентурную сеть установили местонахождение главаря – село Али-Юрт, где Басаев записывал свое очередное видеообращение к соратникам по «священной войне с неверными». В мае 2002 г. силами штурмовиков фронтовой авиации был нанесен точечный ракетно-бомбовый удар. Около десятка боевиков, в том числе и «пресс-секретарь» группировки Ризван, отвечавший за связи с западными и исламистскими средствами массовой информации, были уничтожены. Журналисты поспешили сообщить, что Басаев во время налета был тяжело ранен, от полученных травм скончался и был погребен оставшимися в живых боевиками в одном из урочищ. К сожалению, осторожный главарь сразу после завершения съемки покинул импровизированную студию и опять ушел в горы.
Очередная возможность уничтожить главаря у российских спецслужб появилась в августе 2003 г. Тогда из агентурных источников была получена информация о том, что Басаев вместе с женой нашел временное пристанище на территории Кабардино-Балкарии в частном домовладении под Баксаном. 24 августа 2003 г. спецназ МВД и спецназ ФСБ окружили дом и осуществили штурм. К сожалению, главарю вместе с женой и одним из боевиков удалось вырваться из кольца. Произошло это благодаря огневому прикрытию телохранителей, в числе которых был родной племянник Басаева, Хамир. Фанатично преданный дяде, он отстреливался до последнего патрона и, будучи тяжело раненным, подорвал себя гранатой. Сам Басаев получил ранение в ногу.
После чудовищных терактов 2004 г., российским спецслужбам была поставлена задача, во, что бы то ни стало уничтожить Басаева.
В 2006 г. через агентурные источники было установлено, что пассивность действий группы Басаева связана не только с провалом нападения на Нальчик и другими неудачами и не с депрессией главаря, а с отсутствием оружия и боеприпасов. И вот на сцене появляется «спонсор», который готов переправить груз из «сочувствующих» иранских исламских радикальных организаций через Турцию на Северный Кавказ. Блефом в прямом понимании этого слова это предложение не было, поскольку в операции были задействованы все российские спецслужбы и правоохранительные органы – ФСБ, ГРУ, МВД и Служба внешней разведки. Вот СВР и занялась за границей закупкой боеприпасов и вооружения, а потом и проработкой маршрута, по которому груз через «нелегальные агентурные точки» должен был быть переправлен через Турцию в Ингушетию.
В Южной Осетии ящики перегрузили в КамАЗ, принадлежавший одному из местных криминальных авторитетов, после чего груз отправился в Ингушетию. Понятно, что местные милиционеры не упустили бы возможности погреть руки на транзите странного груза. Поэтому перед КамАЗом шел автомобиль патрульно-постовой службы, и его экипаж во главе с начальниками территориальных ОВД пресекал всяческие попытки досмотра. В грузовике находились 296 реактивных снарядов, 19 гранатомётов, 16 автоматов, 2 пулемёта, 200 мин, 143 кг взрывчатки, 93.000 патронов и иное вооружение. На упаковках реактивных снарядов была эмблема ВВС Саудовской Аравии.
Наконец, последняя остановка перед пунктом назначения. Ничего не подозревающего водителя отправили спать, а в это время офицеры Прокуратуры составляли опись военного груза. Причина проведения бюрократической процедуры была проста: «начинка» была закуплена на государственные деньги и требовала отчета в случае ее утилизации, которая уже была не за горами.
Груз в следующем населенном пункте, селе Экажево Назрановского района Ингушетии, 10 июля 2006 г. принимал бывший офицер Управления вневедомственной охраны Ингушетии, Али Тазиев по прозвищу Магас, являвшийся на тот момент правой рукой Басаева. Осмотрев содержимое кузова, он позвонил командиру по телефону спутниковой связи. Все в порядке, прибыло то, что заказывали: от противопехотных мин до неуправляемых ракетных снарядов. Однако радость длилась недолго.
Через полчаса Шамиль Басаев, две недели тому назад занявший пост «вице-президента» «Республики Ичкерия», решивший лично осмотреть арсенал, прибыл на «Ниве» вместе с командующим ингушского сектора так называемого «Кавказского фронта» Исой Куштовым и в сопровождении телохранителей.
Как только все сотрудники российских спецслужб оказались на безопасном расстоянии, через пульт дистанционного управления или сигналом с военного спутника был проведен подрыв детонатора, который, в свою очередь, активировал детонацию 200 килограммов взрывчатки в тротиловом эквиваленте. «Получателей» груза собирали буквально по частям, по результатам генетической экспертизы был сделан однозначный вывод – Шамиль Басаев отправился в ад.
Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин лично наградил в Кремле 26 участников спецоперации по ликвидации Басаева, в том числе двух женщин.
В поздравительной речи сотрудникам спецслужб В.В.Путин сказал: «Это заслуженное возмездие для бандитов за наших детей в Беслане, в Буденновске, за все теракты, которые они совершили в Москве, в других регионах России, включая Ингушетию и Чеченскую Республику».
А глава Чечни Рамзан Кадыров заявил: «Басаев никогда не был ни мусульманином, ни верующим человеком. Это был шакал, и умер он, как шакал, и тело его собирали по кускам. Никому другому и в голову не пришло заявить, что он организовал и совершил теракт против президента Кадырова. Я считал своим священным сыновним долгом отомстить Басаеву за смерть своего отца, и с большой радостью по поводу его ликвидации меня не покидают и чувства сожаления, что этот изверг ушел на тот свет не с моей помощью», — сказал Кадыров, отметив, что мечтал «собственными руками задушить его».
P.S.
А уничтожение террористов продолжилось.
9 июня 2010 г. спецназом ФСБ России арестован Али Тазиев, ближайший соратник Басаева приговорен к пожизненному заключению. 7 сентября 2013 г. ликвидирован Доку Умаров, «амир» «Кавказского эмирата» – виртуального террористического государства на Северном Кавказе. Ликвидированы многие иностранные террористы: в 2010 г. – Ясир Юсеф Амарат (Судан); в 2011 г. – Муханнад (Иордания, эмиссар «Аль-Каиды» на Северном Кавказе), заместитель Доку Умарова Догер Севдет (Турция) (он же Абдулла Курд).
Уничтожаются террористы и на территории других государств.
Еще 13 февраля 2004 г. в Катаре был уничтожен З. Яндарбиев. 17 августа 2007 г. в Абхазии был уничтожен Хамзат Гицба – соратник Басаева. В Азербайджане 18 ноября 2007 г. был уничтожен Имран Газиев – заместитель представительства «Чеченской республики Ичкерия» в Азербайджане. Немало чеченских террористов нашли свою смерть в Турции: сентябрь 2008 г. – уничтожен полевой командир Гаджи Эдильсултанов; 10 декабря 2008 г. – уничтожен полевой командир Ислам Джанибеков; 26 февраля 2009 г. – уничтожен террорист Мусса Атаев.
1 февраля 2015 г. в бою под Дебальцево был уничтожен террорист Иса Мунаев, командир так называемого «миротворческого батальона имени Дудаева». Батальон еще в августе 2014 г. был наряду с другими частями украинской армии и батальонами территориальной обороны, разгромлен донецкими ополченцами и российскими «отпускниками» под Иловайском, а его остатки добиты в Дебальцевском «котле» в январе 2015 г.
Результаты борьбы с терроризмом на Северном Кавказе:
Первая чеченская война 1994-1996 – уничтожено 17.391 террорист.
Дагестанская кампания 1999 – уничтожено 2.500 террористов.
Вторая чеченская война 1999-2009 – уничтожено 20.000 террористов, 5.500 арестованы.
Борьба с терроризмом на Северном Кавказе после Второй чеченской войны 2009-2015 – уничтожено 2.253 террориста, 3.815 арестованы
Россия участвует с сентября 2015 г. в операции по уничтожению террористов в Сирии. К 25.12.2015 г. российская авиация совершила 5.240 боевых вылетов, в результате которых уничтожены тысячи террористов.