Сообщество «Форум» 09:29 11 октября 2021

Лихтеровоз

На траверзе правого борта мигал маяк ярким глазом, а город-герой, прославленный бессмертным морским десантом, таял в темноте декабрьской ночи. Острый форштевень вскрывал волнистую поверхность моря, а кильватерный след за кормою, белой кипящей полоской, пытался связать тебя с домом… Время летело и таяло наше Великое прошлое, как берег желанный в туманной дымке рассвета, вместе со страной замечательной, которая называлась Советским Союзом…

двойной клик - редактировать изображение

Атомный ледокольно-транспортный лихтеровоз-контейнеровоз ,Севморпуть» настоящий шедевр советского судостроения и в самый канун 67-й годовщины Великого Октября на Керченском судостроительном заводе «Залив» имени Б.Е.Бутомы состоялась торжественная закладка этого уникального транспортного судна. Игорь прекрасно помнил всё, что было связано с этим торжественным моментом. Митинг, на котором выступали представители заводской администрации, первый секретарь горкома, столичные гости. Цех Игоря делегировал выступающим на митинг своего представителя секретаря партийной организации цеха, бригадира судосборщиков З.А.Строка. Всё это было как будто вчера. Мощный кран достаточно легко переместил закладную днищевую секцию судна на стапельное устройство палубы дока и там сноровисто закрепили к днищевому набору закладную доску. Эти самые доски обычно потом снимали на время строительства. Игоря всегда тянуло к машинам и механизмам и он вскоре перешёл в другой цех. В год сорокалетия Победы, морскому флоту судостроительным заводом "Залив"были досрочно переданы два танкера, в серии танкеров типа»Победа» , танкеры «Маршал Чуйков» и «Маршал Баграмян». Время летело, а Игорь быстро освоился в коллективе нового цеха. Особенно ему нравилась работа в сдаточной команде. На этапе швартовных и ходовых испытаний, а при первом выходе в море, на ходовые, он испытал настоящий восторг. Пришло время и корпус лихтеровоза спустили на воду и судно некоторое время простояло, как бы в замороженном состоянии. Причину конечно простые рабочие и цеховые мастера не знали, но потом по команде из Москвы строительство возобновили. Твэлы загружали, где-то через месяц после аварии на Чернобыльской АЭС. Ленинградские специалисты, которые обучали персонал завода, учавствуюшим в строительстве атомохода премудростям атомной энергетики, принимали участие в ликвидации аварии и рассказали ребятам что и как там произошло. На лихтеровозе конечно же был установлен реактор совершенно другого типа и то, что случилось в Чернобыле здесь в принципе произойти не могло. Уникальные конструкторские решения исключали подобное. На днище под реактором была установлена заглушка и при возникновении не штатной ситуации срабатывала автоматика днищевая заглушка срывалась с креплений, а твэлы в свою очередь отцеплялись от консолей, на которых были подвешены и уходили вниз, в образовавшееся отверстие в днище, вслед за заглушкой в морскую или океанскую бездну, в зависимости от того, где в этот момент находилось судно. Время правда прошло много и многие детали конечно же забылись

Керченский судостроительный завод во многих отношениях был флагманом отечественного судостроения. Так например, предприятие в самом начале 80-х первым в Союзе освоило строительство, так называемых, «экологически чистых», танкеров типа «Победа» дедвейтом 68 000 т. Впервые в практике отечественного судостроения, танкера, были спроектированы и построены с двойным дном и бортами. Кроме этого в диаметральной плоскости была установлена продольная гофрированная переборка. При строительстве современных танкеров все эти, по тем временам, прогрессивные конструкторские решения воспринимаются вполне буднично и естественно, на двух, только что построенных нами танкерах все эти конструктивные элементы присутствуют, а тогда это было настоящим достижением. А вскоре жизнь на практике проверила работу керченских корабелов. Два танкера Новороссийского морского пароходства получили пробоины, один у берегов Никарагуа, а второй в Персидском заливе, но не смотря на эти повреждения суда, не загрязняя море, смогли благополучно дойти до портов назначения.

В конце 70-х и 80-х командировки в Керчь были обычным , будничным делом. Наши специалисты, сборщики, сварщики, слесаря-монтажники, ездили завершать свои объёмы на совместных, с керченским заводом, заказах. Всё это воспринималось как обычные по тем временам командировки, как например в Баку, достраивать ПБУ или в Херсон, а потом, уже в новые времена, где-то с середины 90-х, они начали приезжать уже к нам. Специалисты они были отменные, а у нашего завода тогда начались кадровые проблемы, много наших спецов просто сменило профессию или уехали в Питер, Северодвинск, Выборг. Так, что появление керчан было очень своевременным. У нас началось, под эгидой «Судоэкспорта», строительство серии контейнеровозов. С тех пор прошло большое количество зим и лет. Наш судостроительный, построил и отправил в море большое количество судов, барж, понтонов, морских буровых платформ. Работает и возрождённый Керченский судостроительный, но людей катастрофически не хватает. Люди нужны как воздух! Эх, жизнь…

На траверзе правого борта мигал маяк ярким глазом, а город-герой, прославленный бессмертным морским десантом, таял в темноте декабрьской ночи. Острый форштевень вскрывал волнистую поверхность моря, а кильватерный след за кормою, белой кипящей полоской, пытался связать тебя с домом… Время летело и таяло наше Великое прошлое, как берег желанный в туманной дымке рассвета, вместе со страной замечательной, которая называлась Советским Союзом…

1.0x