Российская ракета-носитель тяжёлого класса «Ангара-А5» впервые стартовала с космодрома Восточный и открыла новую страницу в истории отечественной космонавтики. Этот запуск является важной частью подготовки к строительству суверенной космической орбитальной станции РОС и пополнению нашей спутниковой группировки. Подробнее об этом, а также о новых героях недели и об очень важном гуманитарном сборе расскажем сегодня после краткой сводки позитивных новостей.
Время новостей
Ракета-носитель тяжёлого класса «Ангара-А5» впервые стартовала с космодрома Восточный.
Очередные партии модернизированных гаубиц «Мста-С» и «Акация», боевых машин пехоты БМП-3 и бомбардировщиков Су-34 поступили в войска.
На «Адмиралтейских верфях» заложен автономный глубоководный аппарат проекта 18200.
В Ленинградской области спустили на воду очередной круизный электромаран и два пассажирских речных электросудна.
В Улан-Удэ запустили серийное производство электродвигателей для беспилотников.
В Новосибирске – производство пропеллеров для FPV-дронов.
В Ульяновске открыт завод алюминиевой тары для напитков стоимостью 13,5 млрд рублей.
В Ростове – завод пищевой упаковки.
В Ленинградской области – производство строительных материалов из пластиковых отходов.
В Ростовской области – производство тепличных субстратов.
В Бурятии – первый масличный завод полного цикла.
В Кемеровской области – роботизированная молочная ферма.
В Новосибирске – роботизированный комплекс по выращиванию розы.
Есть запуск!
В четверг 11 апреля «Ангара-А5» впервые стартовала с космодрома Восточный. Из-за срабатывания автоматики запуск переносился на сутки два раза, но в итоге прошёл штатно, и мы имели наслаждение наблюдать идеальную работу самых надёжных ракетных двигателей в мире РД-191, которые плавно оторвали «Ангару» от земли и отправили в космос.
Не стесняясь можно сказать, что это уже серьёзное достижение, ведь Ангара ракета новая и пока проходит испытания, а при испытаниях совершенно новых изделий аварии – обычное явление: американцы, японцы и французы не дадут соврать. Тем ценнее то, что нынешний и все шесть предыдущих запусков ракет Ангара прошли без катастроф. Ракета не быстро, но верно прокладывает себе и всей стране путь в космос. Не быстро, потому что она значительно опередила своё время – разрабатывать Ангару начали ещё в 1992 году, и на тот момент это был абсолютно прорывной проект. Но больше десятилетия из-за наступившего в нашей стране смутного времени он был фактически заморожен. Заморожен, но не забыт. В 2014 году с космодрома Плесецк впервые стартовала сначала «Ангара-1.2» лёгкого класса, а следом и «Ангара-А5» тяжёлого класса. На сегодняшний день осуществлено три запуска лёгкой Ангары и четыре тяжёлой – все успешные. Но старт 11 апреля, действительно, открывает новую страницу в истории нашей космонавтики. На это есть целый ряд причин.
Тяжёлая лига
Все предыдущие старты ракет данного типа проходили с космодрома Плесецк. На космодроме Восточный в 2019 году начали строить стартовый комплекс для «Ангары», и пуск 11 апреля 2024 года ознаменовал старт его испытаний. Таким образом, мы стали ещё на один шаг ближе к полностью суверенному и эффективному доступу в космос, ведь Восточный, в отличие от Байконура, расположен на нашей территории, а в отличие от Плесецка, позволяет доставлять на орбиту больше полезной нагрузки за меньшие деньги.
Ракета «Ангара» – это своего рода конструктор, состоящий из стандартных блоков. Чем больше груза нужно закинуть на орбиту, тем больше модулей устанавливается. Тяжёлая «Ангара-А5» имеет 5 универсальных модулей, что ясно из её названия и внешнего вида. К классу тяжёлых она относится благодаря способности выводить на низкую околоземную орбиту полезную нагрузку в 24,5 тонны. Это на две с лишним тонны больше, чем у предшественника – рабочего ослика отечественной космонавтики «Протона-М». Всего же в мире помимо нашей «а-пятой» есть лишь четыре тяжёлые ракеты – три у американцев и одна у китайцев. В данный момент лидером на рынке является Falcon-9 FT. Она, хоть и уступает немного по грузоподъёмности «Ангаре», но за счёт возвращаемых ступеней позволяет производить запуски намного дешевле. Впрочем, это не значит, что на этом основании у нас нет никаких перспектив.
Путь к звёздам
Во-первых, уже ведётся работа над модификацией тяжёлой Ангары с кислородно-водородной третьей ступенью, которая позволит увеличить грузоподъёмность до 37 тонн. Во-вторых, выход на массовое производство позволит снизить стоимость каждого изделия. Перед страной стоят масштабные задачи по кратному увеличению количества спутников на орбите, поэтому работы для новой ракеты предостаточно, а с учётом возможных иностранных заказов от дружественных стран, которые только готовятся стать космическими державами, – тем более. В третьих, вопрос цены в данном случае не является определяющим. Определяющим является то, что нашей стране в принципе необходима новая и полностью импортосвободная тяжёлая ракета-носитель. Не только для пополнения спутниковой группировки. «Ангара-А5» с 2028 года будет доставлять и пилотируемые корабли. А также перед ней стоит ответственная миссия по выводу блоков строящейся новой российской орбитальной космической станции РОС, так как других тяжеловесов у нас просто нет.
Напомним, что срок жизни МКС неумолимо заканчивается, и в России сейчас проектируется собственная орбитальная станция. Она будет вращаться вокруг Земли по полярной орбите с наклонением до 97 градусов, что обеспечит стабильную связь и даст обзор всей земной поверхности, в том числе стратегически важного для страны Северного морского пути.
Пока же «Ангара-А5» завершает программу лётных испытаний, чтобы вскоре встать в строй. Но запуск 11 апреля имел ещё одну особенность – на орбиту выведен не макет полезной нагрузки, а малый космический аппарат «Гагаринец», с помощью которого продолжится отработка элементов служебной платформы.
Теперь вы понимаете, как важно было осуществить успешный запуск с Восточного, а ведь в составе ракеты стартовали лётные испытания ещё и разгонного блока «Орион». И то, что событие дважды переносилось, не имеет никакого значения – опыт проанализирован и учтён, ведь впереди ещё много работы. Остаётся лишь пожелать нашим инженерам и конструкторам также настойчиво продолжать пробивать стране свой собственный путь в космос. Уверены, всё у нас получится!
Далее – о героях.
Время Человека
На прошедшей неделе Оренбургскую область накрыл паводок. Особенно пострадал город Орск, где произошёл прорыв дамбы, что привело к катастрофическим последствиям для местного населения. Вода прибывала так быстро, что тысячи людей были вынуждены бежать, бросив всё имущество. Как обычно бывает в таких ситуациях, не обошлось без примеров взаимовыручки. Люди вытаскивали друг друга из воды, днями и ночами на личных автомобилях помогали вывозить пострадавших из зоны затопления. А как только открылись пункты временного размещения, тысячи неравнодушных, не только из Оренбургской области, но и из других регионов, стали передавать туда предметы первой необходимости.
Особо трогательно выглядят кадры спасения питомцев. Добровольцы спасли от верной гибели огромное количество кошек, собак, даже домашний скот и диких животных, а потом на общественных началах развернули приюты для их передержки.
Отдельно стоит поблагодарить и профессиональных спасателей, которые без сна и отдыха выполняли свой долг и не допустили гибели людей в этой чрезвычайной ситуации. Сейчас пик паводка уже позади, но испытания ещё не закончились…
Поможем Орску!
Дорогие друзья! Мало кто знает, что наш проект, как и я сам, родом из Орска. В этом городе я прожил 33 года, там сейчас продолжает работу часть нашей команды. И мы видим, что орчанам очень нужна помощь. Сейчас люди возвращаются в разрушенные дома и не имеют даже элементарных вещей – одежды, постельного белья, не говоря про холодильники, плиты и другую бытовую технику. Мы открываем гуманитарный сбор для адресной помощи самым обделённым – пенсионерам, инвалидам, многодетным. Сбор продлится две недели до 28 апреля, о результатах акции мы, как всегда, отчитаемся на страницах нашего проекта.
Когда мы помогали Донбассу, Белгороду, другим регионам, орчане всегда участвовали в этих акциях. Даже тушёнку и макароны мы закупали на орских предприятиях по себестоимости, а орские водители везли их на фронт. Пришло время всей России помочь Орску – городу трудовой доблести и просто очень добрых людей.
Спасибо!