18 июня 2019 года Facebook при участии целого консорциума крупных транснациональных корпораций начал тестирование собственной криптовалюты под названием "либра" (libra).
"Либра" — название более чем говорящее. Общеизвестный знак британского фунта стерлингов £ представляет собой стилизованную большую букву L и восходит как раз к слову "либра", синониму слова "фунт", обозначавшему меру веса драгоценных металлов, равную примерно 350 граммам, из которых чеканилось 240 серебряных монет-стерлингов. И это — фактически прямое указание на то, кто именно стоит за данным проектом: Банк Англии, с 1694 года получивший монопольное право на чеканку фунтов, они же либры. Так что "либра", можно сказать, является резервным "товарным знаком" данного финансового учреждения.
При этом, как сообщается, управляющие компании проекта "либры" (Libra Network, Libra Association и другие) будут находиться в швейцарской (а не в британской или в американской) юрисдикции, что лишний раз свидетельствует о серьёзности и высоких амбициях его основателей. В данной связи стоит напомнить, что в социальной сети Facebook по состоянию на 1 января 2019 года было зарегистрировано 2,7 миллиарда человек во всём мире, из них 2,2 миллиарда использовали сервисы Messenger, Instagram и WhatsApp, через которые планируется проводить платежи на первом этапе развития данного проекта, до подключения автоматического сервиса Саlibra, доступного для всех участников сети.
Сам Цукерберг утверждает, что услуги Libra будут адресованы, прежде всего, жителям стран "третьего мира", не имеющим доступа к современным банковским услугам, и обеспечат их надёжным средством платежей, привязанным к целой "корзине" валют и услуг, который предоставят компании-участники проекта. Каждая из них должна уплатить вступительный взнос в 10 млн. долл., к началу 2020 года, когда проект перейдёт в рабочий режим, планируется довести их количество до 100. Пока таковых набралось уже 27, в их числе — такие известные торговые марки, как Visa, Mastercard, PayPal, Uber, Ebay, Vodafone и другие.
Нетрудно заметить, что всё это — по преимуществу транснациональные электронные платёжные и торговые системы, которые в случае использования "либры" практически ничем не рискуют. В то же время ни традиционные банки, ни ТНК, работающие в реальном секторе экономики, подписываться под этот проект пока не спешат. Более того, со стороны финансовых экспертов перспективы "либры" получают противоречивую оценку.
Потенциальный объём транзакций в "фейсбучной валюте" только за первый год работы оценивается ими на уровне минимум в 500 млрд. долл. Это очень много, если учесть, что наделавший столько шуму биткоин на пике своей капитализации в декабре 2017 года оценивался примерно в 336 млрд. долл. А дальше — больше. Если каждый из нынешних пользователей "мордокниги" за год проведёт через "либру" (которая, по сути, замышлялась как "стэйблкоин", т.е. обеспеченное реальными активами платёжное средство внутри сети Facebook с использованием компьютерных блокчейн-технологий) хотя бы 1000 долларов, это будет уже 2,7 трлн. долл., что составит примерно 11% от суммы "астрономического" и "неоплатного" федерального долга США.
При этом большинство центральных банков мира уже заявили, что не будут препятствовать развитию "либры", рассматривая его как "пилотный", экспериментальный проект для запуска собственных "стэйблкоинов". Правда, тут есть опасность, что подобные национальные и международные аналоги, в случае успеха самой "либры" могут оказаться объективно неконкурентоспособными, поскольку одной из главных целей данного проекта является как раз существенное ограничение или даже полная отмена весьма вероятных в нынешних условиях сценариев распада глобальной финансовой системы на различные "валютные зоны". И одновременно — минимизация ущерба от вытеснения доллара из системы международных расчётов. Учитывая предыдущую "историю успеха" самого Марка Цукерберга, а также объявленную привязку "либры", в конечном итоге, к доллару, можно предположить, что данный проект является не только многофункциональным, но и многоцелевым, поскольку в процессе его реализации может сработать несколько очень мощных "закладок".
Один из важнейших моментов — автоматическая фиксация внутри системы Facebook всех параметров транзакций "либры". То есть то, чего США силой добивались от всего мира относительно любых платежей, осуществляемых в долларах, здесь будет происходить "само собой", да ещё в жёсткой привязке ко всем личным данным плательщика и получателя, имеющимся в этой соцсети. А уж связь Facebook с государственными институтами США, включая спецслужбы, прежде всего — военные, уже давно стала "секретом Полишинеля".
Важно и то, что "либру" легко можно "свернуть" как в случае успеха, так и в случае провала, поскольку в данном проекте формальный эмитент криптовалюты отделён от её обеспечителя, а представленный в качестве "конституции" данного проекта "White paper" ("Белая книга") не является юридически обязывающим документом во взаимоотношениях между ними, представляя собой, скорее, публичную оферту для пользователей. Для людей, знакомых с историей мировых финансов, "либра" легко ассоциируется с печально известной "Компанией Южных морей", которая позволила английской короне при помощи Банка Англии в течение одного только 1720 года снять с себя гигантский суверенный долг. В конце концов, тут все риски заранее хеджированы (подумаешь, Цукерберг и Facebook — на них свет клином не сошёлся, ими можно и пожертвовать, "Марк сделал своё дело — Марк может уходить"), а в случае "взлёта" профит способен оказаться огромным, причём этот "взлёт" вовсе не исключает краха впоследствии.
При этом, если платежи в "либре" будут дополнены кредитными операциями — скажем, для начала путём предоставления рассрочки платежей при закупках, неизбежно возникнет и будет обостряться конфликт между данным проектом и "традиционными" банковскими структурами, который может закончиться даже победой последних, но это будет пиррова победа. Тем более, что совсем недавно "свободные" блокчейн-криптовалюты типа биткоина, эфириума и т.д. продемонстрировали наличие на мировом финансовом рынке достаточно существенного спроса на формально неподконтрольные международной банковской системе: пусть даже необеспеченные реальными активами и со сложной системой транзакций, а потому сверхволатильные — платёжные средства. "Либра" здесь может получить ещё больший успех.
Отсюда сам собой вытекает вывод о том, что само появление "либры" есть признак клинической смерти "империи доллара", чья жизнедеятельность в настоящее время поддерживается искусственно при помощи целой системы аппаратов непрерывной финансовой реанимации, но принципиальное решение по отключению "бакса" уже принято, вопрос только в сроках и в режиме такого отключения. Кстати, в астрономии термином "либрация" ("раскачивание") называют периодическое изменение видимого размера одного космического тела относительно другого, как правило — более крупного, вокруг которого оно вращается и с которого ведётся наблюдение (самый известный пример — либрация Луны относительно поверхности Земли). Чрезвычайно большая либрация — верный признак близкой катастрофы. Весьма символичная "финансовая астрономия", не правда ли?