Сообщество «Форум» 10:51 12 сентября 2020

Ленин и коммунизм

Союз архитекторов России объявил конкурс

на лучшую концепцию по использованию

Мавзолея В. И. Ленина на Красной площади

Маркс и Энгельс, создав науку о законах исторического развития, пришли к выводу, что капитализм есть последняя антагонистическая форма производства. «Этой общественной формацией завершается поэтому пред история человеческого общества» («К критике политической экономии», изд. 1939 г., стр 7).

Коммунизм, как указывали Маркс и Энгельс, становится не только возможным, но и необходимым - в силу того, что капиталистический способ производства стал тормозом дальнейшего развития материальных производительных сил общества. Гибель капитализма стало исторически неизбежной. Коммунизм наступает неизбежно, как результат развития капитализма. Ленин писал, что Маркс, применив к капитализму теорию развития, пришел к выводу, что коммунизм «является результатом действий такой общественной силы, которая рождена капитализмом... Маркс ставит вопрос о коммунизме, как естествоиспытатель поставил бы вопрос о развитие новой, скажем, биологической разновидности, раз мы знаем, что она так-то возникла и в таком-то определенном направлении видоизменяется» (т. XXI, стр. 428).

Ленин, после Маркса и Энгельса, был первым марксистом, который всесторонне развил теорию научного коммунизма, обогатив ее величайшим историческим опытом новой эпохи развития капитализма - эпохи империализма. В эту эпоху противоречия капитализма доходят до крайних пределов, а пролетарская революция становится насущной практической задачей. «...Империализм привел не только к тому, что революция стала практической неизбежностью, но и к тому, что создались благоприятные условия для прямого штурма твердынь капитализма». (И. Сталин. «Вопросы ленинизма», изд. XI, стр. 4). Империалистическая война» особенно ускорила наступление социализма. Ленин писал в 1917 году: «Диалектика истории именно такова, что война, необычайно ускорив превращение монополистического капитализма в государственно-монополистический капитализм, тем самым необычайно приблизила человечество к социализму» (т. XXI, стр. 187).

Ленину принадлежит та всемирно-историческая заслуга, что он, последовательно применив теорию Маркса к высшей стадии капитализма, открыл законы экономического и политического развития империализма. Благодаря этому марксизм необычайно обогатился. Он приобрел еще большую революционную силу потому, что рабочий класс получил научное решение основных вопросов, связанных с его борьбой в новых исторических условиях. В своих гениальных произведениях - «Империализм, как высшая стадия капитализма», «О лозунге Соединенных Штатов Европы», «Военная программа пролетарской революции» и других трудах Ленин подвел итоги огромной работы, которую он проделал с первых шагов своей революционной деятельности по всестороннему исследованию новой эпохи капитализма.

Созданное Лениным и всесторонне развитое Сталиным учение о победе социализма в одной стране, есть прямой вывод из характера закономерностей экономического и политического развития империализма. Ленин следующим образом сформулировал эту новую теорию: «Развитие капитализма совершается в высшей степени неравномерно в различных странах. Иначе и не может быть при товарном производстве. Отсюда непреложный вывод: социализм не может победить одновременно во всех странах. Он победит первоначально в одной или нескольких странах, а остальные в течение некоторого времени остаются буржуазными или до буржуазными». (т XIX. стр. 325).

Это ленинское открытие – неоценимый вклад в теорию научного коммунизма - дает революционную перспективу пролетариям отдельных стран, развязывает инициативу рабочего класса каждой страны. Благодаря тому, что наша партия была вооружена ленинской теорией социалистической революции, она мобилизовала рабочий класс на штурм капитализма. Благодаря этой теории партия под руководством товарища Сталина мобилизовала все силы рабочего класса и крестьянства на построение социалистического общества.

Ленин всегда подходил к коммунизму как к практическому революционному движению миллионных народных масс, ибо они, и только они, могут создать условия для победы коммунизма и построить коммунистическое общество. Поэтому Ленин всегда бичевал всякого рода буржуазный анархизм и мелкобуржуазный утопизм людей, пытавшихся оторваться от конкретных исторических условий, оторваться от реальных носителей и творцов коммунизма - от народных масс. Ленин научно обосновал все коренные вопросы революционной борьбы, от которых зависит победа пролетарской революции, победа коммунизма. Он развил учение марксизма о диктатуре пролетариата, он открыл Советскую власть, как государственную форму диктатуры пролетариата, развил учение о союзе рабочего класса и крестьянства, обосновал возможность построения социалистического общества в одной стране, развил учение о руководящей роли (гегемонии) рабочего класса в народной революции (в буржуазно демократической и социалистической), развил всесторонне учение о национальном и колониальном вопросе, «...Ленин первый в истории марксизма разработал учение о партии, как руководящей организации пролетариата, как основного оружия в руках пролетариата, без которого невозможно победить в борьбе за пролетарскую диктатуру» («Краткий кура истории ВКП(б), стр. 50).

В истории была лишь кратковременная героическая попытка парижских коммунаров осуществить диктатуру пролетариата в 1871 году. Этот опыт всесторонне изучали Маркс, Энгельс и Ленин. Но Парижская Коммуна просуществовала всего лишь два месяца и десять дней. Несмотря на все, историческое значение Парижской Коммуны, она не могла дать такой опыт, который бы послужил примером для всего переходного периода от капитализма к коммунизму. Диктатуре пролетариата в СССР пришлось впервые в истории организовать переход от капитализма к социализму (первой фазе коммунизма). Здесь каждый шаг был новым историческим делом, каждое мероприятие было новым историческим творчеством. В 1918 году Ленин говорил: «Мы не претендовали на то, что мы знаем точную дорогу. Но мы идем к коммунизму неизбежно, неминуемо и мы это можем определить в каждом отдельном случае, если, конечно, не будем метаться. В настоящее время каждая неделя дает больше, чем десятки лет мирного времени» (т. XXIII, стр. 322).

Народные массы под руководством Ленина и Сталина развернули поистине титаническую работу по созданию нового общественного строя. Ленин обладал даром исключительного исторического предвидения. В сложной и тяжелой внутренней и международной обстановке, когда против победившего Советского государства восстал весь капиталистический мир, в условиях страшнейшей хозяйственной разрухи и нищеты надо было каждый день, каждый час выбирать правильную линию, намечать конкретные мероприятия хозяйственного, военного, политического характера. Ленин никогда не упускал из виду конечную цель борьбы - коммунизм. Коммунизм для Ленина был делом всей его жизни. Он умел, как никто, видеть ростки коммунизма во всей будничной и героической работе масс. В конце 1922 года в конспекте последней, непроизнесенной речи Ленин писал: «Теперь всецело за экономику: как ...подойти к социализму?» (т. XXVII, стр. 383).

Ленин постоянно исходил из того, что коммунизм есть дело практическое, осуществляемое самими массами. Только народ, массы могут создать коммунизм, ибо народ является творцом истории. У Ленина была необычайно сильна вера в творческие силы народа. Никто до Ленина так высоко не ценил народную инициативу, никто столь глубоко не верил в могущество народа, как Ленин. Именно это и дало возможность Ленину постичь во всей глубине законы, по которым действуют народные массы.
Ленину чужды были малейшие элементы абстрактного, нежизненного, не основанного на науке и историческом опыте рассуждения о коммунизме. Коммунизм есть в высшей степени практическое движение, преследующее практические цели с помощью практических средств, - это всегда было для Ленина руководящим принципом.
Коммунизм, по учению Ленина, стал в такой мере практической необходимостью, что другого выхода для народа не было. Коммунизм стал вопросом жизни и смерти для миллионных народных масс. Спасение от голода, нищеты, разорения мог им дать лишь коммунизм.

Еще в 1917 году, накануне Великой Октябрьской революции, в знаменитой работе «Грозящая катастрофа и как с ней бороться» Ленин с потрясающей силой вскрыл те исторические и экономические причины, которые с силою стихийных законов природы толкали народные массы на штурм капитализма, - причины необычайно ускорившие необходимость наступления первой фазы коммунизма. Ленин писал: «России грозит неминуемая катастрофа. Железнодорожный транспорт расстроен неимоверно и расстраивается все больше. Железные дороги встанут. Прекратится подвоз сырых материалов и угля на фабрики. Прекратится подвоз хлеба. Капиталисты умышленно и неуклонно саботируют (портят, останавливают, подрывают, тормозят) производство...» (т. XXI, стр. 159). Где, в чем надо искать выход из этих тяжелых, катастрофически тяжелых условий, в которые были поставлены буржуазией народные массы? И Ленин, как великий вождь народных масс, указывает им единственно верный путь: что выход из положения только одна - идти вперед «Идти вперед, в России XX века, завоевавшей республику и демократизм революционным путем нельзя, не идя к социализму, не делая шагов к нему...» (там же, стр. 187).

Меньшевики и эсеры утверждали тогда, что социализм есть что-то далекое - неизвестное и темное будущее, Ленин на это отвечал: «А социализм теперь смотрит на нас через все окна современного капитализма, социализм вырисовывается непосредственно, практически, из каждой крупной меры, составляющей шаг вперед на базе этого новейшего капитализма» (там же, стр. 188). Погибнуть или на всех парах устремиться вперед. Так поставлен был вопрос историей! Никто, как Ленин, не владел научной теорией коммунизма, никто, как Ленин, столь ясно теоретически, не представлял себе картину, контуры коммунистического общества. И, вместе с тем, Ленин отвергал необоснованные теории насчет устройства будущего общества. «Мы знаем, - писал Ленин, - что с неба ничего не сваливается, мы знаем, что коммунизм вырастает из капитализма, что только из его остатков можно построить коммунизм, из плохих правда, остатков, но других нет» (том XXV, стр. 81). В трудах Маркса и Энгельса в силу исторических условий не могла быть в деталях разработана та часть их учения, которая связана с конкретными путями осуществления коммунизма. Это и понятно, они не располагали необходимым историческим опытом.

Ленин, как и Маркс, исходил из того, что опыт борьбы народных масс покажет конкретные исторические условия, те или другие практические пути осуществления коммунизма. Революция богаче содержанием, чем любое воображение даже самых передовых людей, потому что в ней участвуют, проявляют свои способности, волю, страсти миллионы людей. Изучая и обобщая опыт масс, исходя из конкретных особенностей условий борьбы за социализм, Ленин развивал дальше и конкретизировал положения Маркса и Энгельса о коммунизме, разрабатывая вопрос о путях построения экономического фундамента социализма.

«Мы знаем, - говорил Ленин на III съезде комсомола, - что коммунистического общества нельзя построить, если не возродить промышленность и земледелия, причем надо возродить их не по-старому. Надо возродить их на современной, по последнему слову науки построенной, основе. Вы знаете, что этой основой является электричество, что только, когда произойдет электрификация всей страны, всех отраслей промышленности и земледелия, когда вы эту задачу освоите, только тогда вы для себя можете построить то коммунистическое общество, которого не сможет построить старое поколение» (т. XXX, стр. 408).

Ленин не успел практически разработать программу социалистической индустриализации страны и коллективизации сельского хозяйства, эти задачи с величайшим мастерством выполнил продолжатель его дела товарищ Сталин.
Созданное Лениным учение о новой экономической политике является приобретением международного пролетариата. Это - программа экономической политики всякой коммунистической партии, которая придет к власти в той или иной стране, и эта программа проверена всем опытом построения социализма в СССР.
Созданный Лениным кооперативный план приобщения крестьянства к социалистическому хозяйству - это величайшее творению ленинского гения. Ленин с присущей ему глубиной теоретической мысли учел все исторические и экономические особенности крестьянства и дал программу рабочему классу, какими путями должен он привести крестьянство к социализму. Сталин эту ленинскую программу всесторонне развил, конкретизировал, и под его руководством партия добилась поворота всего советского крестьянства на рельсы социализма.

Ленин и Сталин учили, что диктатура пролетариата есть форма союза рабочего класса и крестьянства. Это учение является одним из замечательных приобретений марксизма-ленинизма. Только руководствуясь этим учением, большевики сумели привести многомиллионные массы крестьянства к социализму, перестроить всю экономику сельского хозяйства на началах социализма. В своих трудах Ленин наиболее полно осветил вопросы, связанные с построением первой фазы коммунизма - социализма. Прежде всего Ленин дает сокрушительный отпор оппортунистическим искажениям взглядов марксизма на социализм, которым они подверглись в писаниях лидеров 2 Интернационала, в особенности у К. Каутского, в писаниях всякого рода врагов марксизма типа Бухарина, Троцкого и их подголосков. Ленин конкретно анализирует условия жизни социалистического общества, постоянно подчеркивая, что социализм - это такое общество, которое рождается из недр капитализма, и поэтому оно неизбежно несет на себе пережитки капитализма в экономическом, политическом и нравственном отношениях.

Шаг за шагом Ленин прослеживает условия существования первой фазы коммунизма. Решающим моментом существования социализма является то, что уничтожается частная собственность на средства производства, уничтожаются эксплуататорские классы и эксплуатация человека человеком.
Социализм - это общество, только-что вышедшее из недр капитализма. И Ленин многократно в своих работах, в особенности за советское время, возвращается к вопросу о том, что при социализме в первую очередь осуществляется принцип – от каждого по способностям, каждому по труду. Это - основное и решающее условие первой фазы коммунизма. При социализме все должны работать. «Кто не трудится, тот не ест» - вот основной закон социализма. Поскольку при социализме каждый получает то, что он заработал, каждый вознаграждается по количеству и качеству труда, - поскольку неизбежным является в известной мере материальное неравенство.
Из этого следует и еще один очень важный вопрос - учет и контроль за и мерой труда и мерой потребления, наблюдение за тем, чтобы каждый получал то, что соответствует его труду, чтобы не могли обогащаться за счет чужого труда всякого рода жулики, рвачи, спекулянты и другие хищнические элементы, унаследовавшие от капитализма привычку жить за счет других.

Особый интерес и значение имеет учение Ленина о роли государства при социализме. Ленину не пришлось выполнить своих намерений – специально разработать вопросы государства в связи с опытом диктатуры пролетариата в СССР, но развиваемые им во многих трудах положения о государстве при социализме, имеют исключительное значение. Ленин писал, что при социализме государству принадлежит решающая роль для окончательного упрочения социализма и создания условий для перехода к коммунизму. «До тех пор, пока наступит «высшая» фаза коммунизма, социалисты требуют строжайшего контроля со стороны общества и со стороны государства над мерой труда и мерой потребления...» (т. XXI, стр. 437).

Государство, по Ленину, полностью сможет отмереть лишь тогда, когда наступит полный коммунизм. Он прямо пишет, что «Для полного отмирания государства нужен полный коммунизм» (там же, стр. 435). Здесь Ленин идет дальше Маркса в том смысле, что общие положения Маркса относительно коммунистической государственности он уточняет, конкретизирует применительно к новой эпохе и в развернутой форме обосновывает то положение, что государство полностью отмирает при полном коммунизме. Как диалектик, Ленин, применив теорию развития к будущему коммунистическому обществу, естественно, не мог взять на себя решение вопроса о сроках и формах, в которых будет протекать отмирание государства. Этот вопрос, будет решен, когда созреют исторические условия. «Поэтому мы и в праве говорить лишь о неизбежном отмирании государства, подчеркивая длительность этого процесса, его зависимость от быстроты развития высшей фазы коммунизма и оставляя совершенно открытым вопрос о сроках или конкретных формах отмирания, ибо материалу для решения таких вопросов нет (т. XXI, стр. 436).

Обобщая опыт построения социализма в СССР в эпоху, когда СССР уже вступил в полосу постепенного перехода от социализма к коммунизму, Сталин углубляет и развивает марксистское учение о государстве при социализме и коммунизме, развивает марксистское учение об условиях отмирания государства, доказав, что в одной стране можно построить коммунистическое общество и что государство, пока коммунистическое общество остается в капиталистическом окружении, не отмирает.
Разрабатывая учение о коммунизме, Ленин исходил из того, что социализм неизбежно будет перерастать в коммунизм. По мере того, как социализм создает новую, более высокую производительность труда и общество начнет развитие на своей собственной производственной основе, - общественные богатства станут настолько значительными, что общество в состоянии будет осуществить переход к коммунистическому принципу - от каждого по способностям, каждому по потребностям.
Экономической основой построения коммунизма, учит Ленин, является такой высокий уровень развития общества, когда исчезает противоположность умственного и физического труда, как один из важнейших источников общественного неравенства, который не устраняется сразу после перехода средств производства в общественную собственность.

Коммунизм есть бесклассовое общество. Поэтому, естественно, что Ленин исключительно большое внимание уделил учению об уничтожении классов. Он развивает мысль Маркса, что полное уничтожение классов и всех классовых различий, - а это и есть коммунизм, - возможно тогда, когда будет уничтожена противоположность между городом и деревней, между трудом умственным и трудом физическим.
Эпоха СССР, в период руководства Сталина, - эпоха завершения строительства бесклассового социалистического общества и постепенного перехода к коммунизму, всецело подтверждает это гениальное предвидение Ленина.
Ленин с особой тщательностью прослеживает вопрос о выработке у новых поколений, живущих при социализме и коммунизме, привычки к соблюдению коммунистических правил общежития и привычки к добровольному труду на общество. Люди должны привыкнуть добровольно трудиться на общество. Правила коммунистичecкого общежития должны стать привычкой каждого. Тогда, учит Ленин, и государству не будет необходимости вмешиваться в дела граждан, «необходимость соблюдать несложные, основные правила всякого человеческого общежития очень скоро станет привычной» (т. XXI, стр. 441).

Ленин с необычайной глубиной развил учение о коммунистической дисциплине труда, как главном условии победы нового способа производства. Только коммунистическая дисциплина труда, обеспечивающая более высокую производительность, чем при капитализме, решает вопрос о победе коммунизма над капитализмом. «...Пролетариат представляет и осуществляет более высокий тип общественной организации труда, по сравнению с капитализмом. В этом суть. В этом источник силы н залог неизбежной полной победы коммунизма» (т. XXIV, стр. 336).
«Коммунизм есть высшая, против капиталистической, производительность труда добровольных, сознательных, объединенных, использующих передовую технику рабочих» (там же, пр. 342). Уже в коммунистических субботниках Ленин гениально увидел начатки коммунистического отношения рабочих к труду. Обобщая этот великий почин, Ленин дал классическое определенно того, что такое коммунизм в действии, на практике «Коммунизм начинается там, где появляется самоотверженная, преодолевающая тяжелый труд, забота рядовых рабочих об увеличении производительности труда, об охране каждого пуда хлеба, угля, железа и других продуктов, достающихся по работающим лично и не их «ближним», а «дальним», т.е. всему обществу в целом, десяткам и сотням миллионов людей, объединенных сначала в одно социалистическое государство, потом а Союз Советских республик» (там же, стр. 342).

Ленин учил, что коммунизм можно построить только на базе самой передовой техники. Замечательная формула Ленина, что коммунизм - это Советская власть плюс электрификация, с исключительной силой выражает мысль Ленина.
Учение Ленина о коммунизме охватывает все основные вопросы теории, экономики и политики, связанные с задачей построения коммунизма. Ленин - это гений коммунистической революции и строительства нового коммунистического общества.
Оставленное Лениным наследство партия под руководством Сталина приумножила настолько, что оно стало еще полнее, еще богаче и многогранной. Работы Сталина, осуществляя идеи Ленина, обогатили их всесторонне. Сталин развил ленинское учение во всех его направлениях, он развил учение Ленина о путях построения коммунизма, развил и конкретизировал учение о социалистическом государстве, научно обосновал возможность победы коммунизма в одной стране. Сталин поднял на новую историческую ступень учение о социализме и коммунизме. В докладе о Конституции Сталин, обобщая опыт построения социализма, дал развернутый анализ социалистического общества. В докладе на XVIII съезде партии он, впервые в истории марксизма, указал конкретные пути перехода социализма в коммунизм. То, что при Ленине было программой, теоретическим предвиденном, претворилось под руководством Сталина в реальность. Социализм - первая фаза коммунизма - был построен, было положено начало постепенному переходу ко второй фазе коммунизма. Ленинское учение о коммунизме, развитое Сталиным, стало путеводной звездой, боевой программой советского народа, строящего коммунизм.
Но... последователи решили переиначить пути.

8 марта 2024
Cообщество
«Форум»
Cообщество
«Форум»
Cообщество
«Форум»
1.0x