Сообщество «Символ веры» 14:58 19 января 2022

Ледяной и огненный крест России

Праздник Крещения Господня в Долгопрудном

Апостол Христов и просветитель Великия и Малыя Руси Андрей Первозванный так, согласно Нестору летописцу, передавал своё первое впечатление о будущем русском народе, народе Богоносце:

«Удивительное видел я в Славянской земле на пути своем сюда. Видел бани деревянные, и разожгут их докрасна, и разденутся, и будут наги, и обольются квасом кожевенным, и поднимут на себя молодые прутья, и бьют себя сами, и до того себя добьют, что едва вылезут, чуть живые, и обольются водою студеною, и только так оживут. И творят это всякий день, никем же не мучимые, но сами себя мучат, и то совершают омовенье себе, а не мученье» (Памятники литературы Древней Руси. XI–начало XII века. М., 1978, с. 27, – пер. Д. С. Лихачева).

То есть буквально сразу, в коренных свойствах народа русского утверждается отсутствие столь ненавидимого Господом теплохладия: будь ты холоден, или горяч! Из огня да в полымя! Жар и стужа, парная и прорубь! Не по отдельности, а вместе!

двойной клик - редактировать изображение

И не суть важно – насколько точна эта реплика из первого века от Рождества Христова, важно, что спустя десять веков (ко времени создания «Повести временных лет») русские воспринимают себя именно так. Это национальный характер.

Отсюда – всё! То, что русские живут и воюют в амплитудах от минус сорока до плюс сорока, и оружие создают себе под стать (наши военные микросхемы работают в температуре от минус 65 до плюс 125 градусов по Цельсию!); то, что земля наша раскинулась от арктических широт до субтропиков. Отсюда же и пресловутая «широта русской души», и способность принять в себя чужое, не потеряв (!) своего. В этом же ряду – и русская баня с парилкой, и крещенская иордань во льду!

двойной клик - редактировать изображение

Тем удивительнее, что сегодня достаточно громко раздаются голоса, в том числе и в Русской церкви, осуждающие это похвальное обыкновение народа нашего (из которого, по преданию, апостол Андрей и заключил, что здесь «возсияет благодать Божия»).

Голоса эти, исполненные теплолюбия (столь ненавидимого Господом), говорят, что, мол, обычай погружения в крещенскую иордань – варварство, а порядочные христиане, де, сидят в тепле и молются. Можно даже по телевизору. Потому что тепло, де, сейчас самое главное, особливо в разгар пандемии, а телевизор, стать, вообще – будущее христианства. Как и интернет…

Что тут скажешь? Заградим уста собственному скудоумию и призовём святых отцев Церкви.

Один из её величайший столпов, обличитель арианской ереси святитель Афанасий Великий (4 век от РХ), очень решительно пишет: «Кто не примет водного омовения в день Крещения Господня, да будет отлучен от Святых Таин на 40 дней. Если же кто будет увлекать за собой [других], да будет извержен из Церкви, пока не принесет покаяние. Ибо отказывающиеся воспоминать благодатное Крещение Господа, обновиться в святых и честных водах, в которых пребывал Сам Господь, освятив их Своим естеством, суть еретики, отрицающие и Церковь, и Крещение» (Афанасий Великий. Epistula ad Epictetum. 1, 34).

двойной клик - редактировать изображение

А одно из ранних упоминаний об особом почитании воды, набранной в день Крещения Господня, и о ее чудесных свойствах (в первую очередь способности не портиться в течение долгого времени) содержится в одной из антиохийских проповедей Святителя Иоанна Златоуста (387 г.): «В этот праздник все, почерпнув воды, приносят ее домой и хранят во весь год, так как сегодня освящены воды; и происходит явное знамение: эта вода в существе своем не портится с течением времени, но, почерпнутая сегодня, она целый год, а часто два и три года, остается неповрежденной и свежей». (Ioan. Chrys. De bapt. 2, цитируется по Водоосвящение // Православная энциклопедия. Том IX. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2005 .— С. 140-148).

Поэтому у большинства русского народа сомнений в святости тысячелетних установлений Церковных и праведности своих предков нет и быть не может.

Прекрасный тому пример – минувшая Крещенская ночь в подмосковном городе Долгопрудном. После проникновенной службы в древнем храме Спаса Нерукотворенного Образа в Котово (17 века) состоялся крестный ход с чином Великого освящения воды. Возглавлял Крещенское богослужение на берегу Котовского залива благочинный Долгопрудненского церковного округа протоиерей Андрей Хмызов, ему сослужили протоиерей Александр Телешев, иерей Димитрий Румянцев, диаконы Алексий Куликов и Димитрий Курашенко.

двойной клик - редактировать изображение

Не менее важным было и праздничное великолепие обстановки на месте крещенских иорданей: залитые светом величественные ворота изо льда с осеняющим их изображением Духа Святого «в виде голубине», трёхметровые ледяные кресты с изображением Нерукотворенного Образа Спаса (мужская иордань) и Пресвятой Богородицы (женская). Работы скульптора Григория Титова (руководитель творческой мастерской Николай Гетьман - скульптор, участник и призер международных фестивалей, конкурсов).

Русских людей, верно исполняющих святительское благословение (Афанасия Великого) и омывающихся в крещенской купели, ждали тёплые раздевалки, бесплатные горячие напитки и выпечка. У иорданских прорубей дежурили врачи «скорой помощи», сотрудники МЧС, милиция.

Администрация городского округа Долгопрудный отнеслась к празднику Крещения Господня, как к одному из важнейших праздников Русской зимы – по мнению старожилов, такого продуманного, подготовленного и яркого праздника на берегах Котовского залива ещё не было (то есть было, конечно, испокон веков – но уже очень давно, до времён богоборчества).

двойной клик - редактировать изображение

Глава Долгопрудного Владислав Юдин, обращаясь к горожанам, сказал, что отныне – так будет, и государственная власть будет поддерживать тысячелетние русские традиции, без них нам не выстоять в веке нынешнем, под натиском «теплолюбивого» духа распада и разложения. Аминь!

1.0x