16 июня на воду был спущен новый атомный ледокол "Арктика" проекта 22220, построенный на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге.
Глобальное потепление, о котором так долго говорили, хотя уже и не большевики, свершилось. Этим летом — или в каким-то году следующей пятилетки — летняя Арктика вполне сможет освободиться от многолетнего льда. Это будет и в самом деле уникальное событие, так как минимум 20000 лет такой тёплой Арктики земной климат не знал. Зачем же тогда Россия спускает на воду новый атомный ледокол "Арктика"?
Всё дело в том, что северное и южное полушария нашей планеты по прежнему сковывает зимняя стужа — во время арктической или антарктической полярной ночи. Так устроен наш мир, несущийся вокруг нашего Солнца с наклоном оси планеты в 23 градуса к плоскости своей орбиты. И зимой в Арктике будет по-прежнему холодно — и по-прежнему надо будет задействовать ледоколы, чтобы обеспечивать безопасное и управляемое движение судов в ледовой обстановке.
Именно это и будет главной задачей новой "Арктики". Новый ледокол должен заменить старую серию линейных, магистральных ледоколов, спроектированных ещё при СССР. Первая "Арктика" была заложена ещё в 1972-м году и уже завершила свой трудовой путь, а на сегодняшний день в строю находятся только два самых новых ледокола этой серии — "Ямал" и "50 лет Победы".
Чем же отличается новая "Арктика" от "старичков" советского, а потом и российского ледокольного флота? Если посмотреть на размеры или на мощность нового ледокола, то разница не столь и видна — новая "Арктика" чуть длиннее, чуть шире, чуть мощнее "Ямала", брата старой "Арктики". Однако разница в первую очередь — в концепции применения нового ледокола. Новый российский ледокол — двухосадочный, он может эффективно действовать как в открытом море, так и в устьях великих северных рек — Оби, Енисея, Лены.
Прошлая концепция ледовой проводки основывалась на том, что в арктические порты, расположенные на берегах северных рек, транспортные суда заводили отдельные, меньшие ледоколы. Это были либо обычные дизельные корабли, либо же атомоходы меньшего размера, ледоколы типа "Таймыр", построенные по заказу СССР в Финляндии. Это приводило к тому, что либо такие ледоколы ждали "Арктику" возле портов, либо же транспортные суда ожидали прихода небольших ледоколов, теряя время после ухода основного ледового конвоя.
В случае же новой "Арктики", которая может ломать трёхметровый паковый лёд, но может и быстро расчистить дорогу на фарватер арктического порта, — эта проблема уходит в прошлое. Северный морской путь, возрождение которого представляется неизбежным при продолжающемся глобальном потеплении, получает магическую палочку-выручалочку и ледокол "два в одном", который может эффективно осуществлять проводку судов по СМП и обслуживание судов при заходе их в порты Северного морского пути.
Кроме того, безусловно, есть и третья, не афишируемая, но столь же важная задача для нового ледокола. Арктическое потепление возобновляет новую "гонку к Северному полюсу", но уже не в рядах исследователей и учёных, как в конце XIX века, но среди бизнесменов и политиков, которые стремятся "застолбить" для своих стран законные владения в пока что неразделённой Арктике.
Сегодняшний "новый передел" Арктики будет идти в комбинированном виде — с одной стороны, гонку к полюсу сейчас будут вести, доказывая принадлежность арктического шельфа в комиссиях ООН, исходя из положений международного морского права, но с другой стороны, объявленные своими территории арктических островов и шельфы северные державы будут защищать силой старого доброго оружия. И для снабжения этих защитных бастионов в столь суровых условиях и подходит новый российский ледокол — с его небольшой осадкой он может обеспечивать снабжение не только хорошо оборудованных, глубоководных портов, но и небольших военных баз, чью сеть уже создаёт Министерство обороны России на северных островах и побережье Арктики.
Ну и, конечно же, не стоит забывать о том, что смысл освоения Арктики — это разумное использование её богатств. По самым скромный расчётам, на дне арктических морей и Северного Ледовитого океана лежит не менее 22% мировых запасов нефти и газа, это, по сути, последняя нераспределённая "кладовая" мировой энергетики. Часто эти запасы "чёрного" и "голубого" золота лежат как раз на мелководье, что в прошлом обязывало держать возле каждой добывающей платформы по отдельному ледоколу, который и обеспечивал подход и отход танкеров и газовозов к этим громадным сооружениям. Сейчас эту задачу сможет выполнять новая, современная "Арктика".
Создав такого рода "универсальное оружие" в противодействии суровым условиям арктических морей, Россия действительно совершила громадный рывок в будущее. Остальные арктические страны — США, Канада, Норвегия и Дания — никак не могут похвастаться чем-то, хотя бы отдалённо напоминающим новую российскую "Арктику". Их ледокольный флот по-прежнему дизельный, ледоколы стареют, а новые постройки — пока что буксуют в согласованиях и страдают от недофинансирования.
Новой российской "Арктикой" можно и в самом деле гордиться — можно сказать, что в новой "арктической гонке" Россия сделала уверенную заявку на впечатляющую победу.