В середине января в СМИ появилась информация, что на ВДНХ по заказу Росатома появятся два памятника Лаврентию Берии. Фигуры наркома внутренних дел СССР намерены установить в павильоне атомной энергии. Информация подтверждалась данными с сайта Госзакупок.
Пресс-служба Росатома пояснила, что «Берия возглавлял атомный проект СССР, и благодаря его организаторским способностям Советскому Союзу удалось в кратчайшие сроки разрушить монополию США на ядерное оружие. ... И. В. Курчатов говорил: "Если бы не Берия, то бомбы у нас бы не было". Таким образом, рассказ об атомном проекте СССР без упоминания личности Берии не представляется возможным».
Позже выяснилось, что говорить о памятниках не приходится, речь идёт скорее о манекенах, которые будут расположены как часть экспозиции среди многих других фигур. Манекены будут сделаны из «вандалостойкого стеклопластикового» материала с «силиконовой головой». Фигуру Берии разместят в двух зонах экспозиции — инсталляции "Бомбардировка японских городов и окончание Второй мировой войны", а также "Семипалатинский полигон и испытание заряда РДС-1 (первой советской атомной бомбы)", имитирующей семипалатинский бункер, из которого велось наблюдение за испытаниями первых ядерных бомб.
Всего для музейной экспозиции изготовят 27 фигур. Помимо Берии, её героями станут академики Игорь Курчатов, Юлий Харитон, Виталий Хлопин и Кирилл Щёлкин, генерал-лейтенант госбезопасности Авраамий Завенягин, генерал-лейтенант НКВД Павел Судоплатов и другие участники советского атомного проекта. Открыть павильон планируют в августе 2021 года.
Несмотря на такую невинную ситуацию, новость всколыхнула СМИ и либеральную общественность. Гневные статьи, посты и петиции не заставили себя ждать. По этому поводу даже обратились к пресс-секретарю президента Дмитрию Пескову. «У вас есть координаты Росатома. Это ваша прерогатива спросить и получить ответ»,— сказал Песков.
Следом за этим пресс-служба Росатома в срочном порядке опровергла факт установки скульптур Берии. «Это не точная информация. Никаких скульптур Лаврентия Берии на ВДНХ не будет»,— сказал глава пресс-службы госкорпорации Андрей Черемисинов. Позже Черемисинов пояснил, что фигуры Лаврентия Берии всё же будут установлены, но их нельзя назвать скульптурами. «Там будут восковые фигуры. Это не статуи, не скульптуры... А это часть экспозиции, она построена как фильм. Там люди идут и попадают, например, в кабинет Сталина, и там находится Берия. Это такое иммерсионное представление, а он один из экспонатов, один из персонажей всего этого показа. Сейчас восковые фигуры на современном уровне делают, там силикон используется, и Берия — один из многих»,— заявил он. По его словам, Лаврентий Берия «совершенно неоднозначная фигура» и «парень непростой», однако «делать рассказ о советском атомном проекте без фигуры Берии — это странно», поскольку нарком руководил им. Но госкорпорация «постарается сделать все это интеллигентно».
В общем, много шума из ничего. Но этот шум о многом говорит. Лаврентий Берия — одна из самых ярких фигур в истории СССР. Но он так и не был реабилитирован: определением Военной коллегии Верховного суда РФ от 29 мая 2002 года как организатор политических репрессий он был признан не подлежащим реабилитации. При этом, по мнению многих, Берия достоин не только реабилитации, но и нескольких памятников, отражающих его важнейшие заслуги. На его счет можно применить ту формулу, которую Мао Цзэдун применял к Сталину — 70% побед, 30% ошибок. Побед у Берии было больше, чем ошибок.
«То, что мы сейчас живём более-менее спокойно, то, что мы обладаем атомным оружием, — всё это заслуги Лаврентия Павловича и гигантского коллектива учёных и инженеров, которые работали под его руководством, — отмечает историк Арсен Мартиросян. — И Курчатов, и Харитон открыто признавали, что если бы не Берия, то не было бы у нас и атомной бомбы.
Он был невероятным по своей эффективности организатором, всегда чётко определял главное направление и на нём концентрировал все доступные силы и средства. Одно дело эвакуации нашей военной промышленности чего стоит. Кто организовывал переброску? Берия и подчинённый ему НКВД! Кто обеспечивал людей всем необходимым по прибытии? Они же! Центральные и местные партийные органы не справлялись.
В Москве уже стоят два памятника Берии. Это МГУ, строительство которого он курировал, и на Калужской заставе два здания, стоящие полукругом перед памятником Гагарину, — непосредственная архитектурная разработка Берии. Есть и единственная в официальном общественном месте его фотография — на Доске почёта в Сарове. Выдающиеся успехи Лаврентия Павловича не отрицают даже самые ярые его противники».