Сообщество «Форум» 21:28 17 июня 2020

Латентный человек -- это который?

Тот, что с "двойным дном" или двуличный?

"Каждый день меняет шляпы -- я его не узнаю!"

На заставке яндекс-картинки из серии "картинки-перевёртыши"

https://fsd.multiurok.ru/viewImage.php?image=http://veselyy-ranets.ru/images/200/179/08.jpg

Всё чаще и чаще в политической риторике звучит слово перевёртыши. Это кто же? Те, что на ходу могут переодеться, то есть изменить свои взгляды на противоположные? Получается, если судить по словарям русского языка, где слово перевёртыши трактуется как "мифологическое существо, обладающее способностью оборачиваться человеком или животным", то это человеческие оборотни?

А кто среди нас, человеков разумных, может стать таковыми? Не латентные ли люди?

Латентность (от лат. latentis – скрытый, невидимый): свойство объектов или процессов находиться в скрытом состоянии, не проявляя себя явным образом. А так как человек есть одновременно и объект и субъект всех общественных отношений, то латентность может быть и его качеством. Вот и существует определение латентный человек. У прилагательного латентный много синонимов, объясняющих его значение -- дремлющий, невидимый, находящийся в потенции, недоступный внешнему наблюдению и, наконец, тайный. Отсюда, латентный человек -- это человек, скрывающий от окружающих некую тайну, ведущий двойную жизнь, имеющий второе "я". О таковом читаем в Толковом словаре Ожегова: человек двуличный -- это человек "с двойным дном (метафора)". {Не надо путать с Двуликим (Янусом) -- это два лика (лица), а двуличный -- это две личины (маски)}.

Метафора же "двойное дно" указывает на наличие скрытого смысла, подвоха или обманчивой видимости. И буквально она отсылает к "чемодану с двойным дном". Слово чемодан из выражения со временем просто потерялось.

Когда в душе двойное дно
За видимым приличием,
Лицо увидеть не дано
За маскою двуличия.

Слов сладкий мёд стекает с уст -
Рождается доверие.
Не ощутив их горький вкус -
Не слышишь лицемерия.

Польётся лесть, а за глаза -
Напраслина озвучена.
Интриги гибкая лоза
Заплетена, закручена.

И под личиной доброты
Таится безразличие,
Скрывая в море суеты
Лукавое двуличие.

Любовь Козлова "Под маскою двуличия"

https://stihi.ru/2010/11/29/8748

I. О человеке "с двойным дном" у А.П. Чехова.

Да, речь, конечно же, должна пойти о "человеке в футляре". По трактовке названного словосочетания во фразеологическом словаре -- это человек, живущий своими узкими интересами; отгородившийся от людей, от жизни; косный и замкнутый.

У А.П. Чехова Беликов, герой рассказа "Человек в футляре", не отгораживается от людей физически, он ведь работает учителем в гимназии, посещает с визитами коллег... Но притом постоянно будто бы скрыт под невидимой оболочкой, сродни "футляру". А футляр -- это, по сути, тот же чемодан. Человек этот, замкнутый, не имеющий ни семьи, ни друзей, одновременно и смешон, и страшен для окружающих, но и о себе, по-видимому, не всё понимающий. То бишь, есть в нём какая-то загадка, то самое -- "двойное дно"...

Смешон же жителям города, о котором пишет А.П. Чехов, да и нам, читателям рассказа, Беликов своим внешним видом, прежде всего. Потому что "даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате... и лицо, казалось, тоже было в чехле, так как он всё время прятал его в поднятый воротник. Он носил темные очки, фуфайку, уши закладывал ватой, и когда садился на извозчика, то приказывал поднимать верх". Вызывает смех он и на карикатуре, нарисованной каким-то проказником и разосланной множеству адресатов по городу, "в калошах, в подсученных брюках, под зонтом, и с ним под руку Варенька", ещё и с подписью "влюблённый антропос". Антропос -- (с гр. -- сын человеческий) -- любимое выражение восторга самого учителя греческого языка Беликова. Комична, к примеру, и ситуация взволнованности чудо-героя ездой на велосипедах сестры и брата Коваленко... Ну и смех трёх дам, на глазах которых он скатился с лестницы, спихнутый братом несостоявшейся невесты.

А чем же страшен был чеховский герой?

Да прежде всего, своим же видом. Вспомним эпизод из одноимённого с рассказом мультика {( https://www.youtube.com/watch?v=K1wzdXd2ma8) режиссёра Леонида Зарубина, киностудии "КИЕВНАУЧФИЛЬМ", 1983г.}, где при выходе Беликова из дома, в своём "футляре", обсуждающие что-то женщины вдруг замолкают, мальчишка-школьник прячется за афишную тумбу, а женщина у окна, встретившаяся случайным взглядом с озирающимся по сторонам, немедленно задёргивает шторку.

А почему его боялись учителя гимназии, образованные люди, да и весь город боялся в течение пятнадцати лет? Наверное, потому, что он страшен был своей подозрительностью, которая сродни постоянной боязни чего-то, передаваемой им её и окружающим как установку, что жить надо с вечной оглядкой "как бы чего не вышло".

Но ведь он-то боялся не только на людях, но и за закрытой дверью своего жилища.

Как читаем у Чехова: " ... халат, колпак, ставни, задвижки, целый ряд всяких запрещений, ограничений... Постное есть вредно, а скоромное нельзя, так как, пожалуй, скажут, что Беликов не исполняет постов, и он ел судака на коровьем масле, — пища не постная, но и нельзя сказать, чтобы скоромная. Женской прислуги он не держал из страха, чтобы о нем не думали дурно, а держал повара Афанасия, старика лет шестидесяти, нетрезвого и полоумного..."

Ещё хуже и следующее: "Спальня у Беликова была маленькая, точно ящик, кровать была с пологом. Ложась спать, он укрывался с головой; было жарко, душно, в закрытые двери стучался ветер, в печке гудело; слышались вздохи из кухни, вздохи зловещие... И ему было страшно под одеялом. Он боялся, как бы чего не вышло, как бы его не зарезал Афанасий, как бы не забрались воры, и потом всю ночь видел тревожные сны, а утром... был скучен, бледен, и было видно, что многолюдная гимназия, в которую он шел, была страшна, противна всему существу его..."

Догадывался ли Беликов о самом себе, что название его боязни -- страх? И что это есть реальный недуг, психическое заболевание. Понимали ли мы в школьном возрасте, читая этот рассказ, что речь в нём возможно шла именно о болезни человека, ведь Антон Павлович был, прежде всего, доктором? Наверное, нам стало бы не так смешно...

Теперь же, когда мы знаем, что современные психологи уже называют это заболевание тревожным расстройством (https://www.b17.ru/blog/25331/), становится понятным и то, что скрывало так называемое "двойное дно" "футляра" Беликова.

Памятуя о том, что "двойное дно" -- двуличие, две личины, две маски, -- попробуем разделить их у Беликова:

-- первая маска, надеваемая при выходе за порог дома, на люди. Носит её человек, обрёкший себя жить, чётко соблюдая правила, прописанные в циркулярах, быть требовательным к себе и окружающим, боязнь их нарушить. И даже самые малые нарушения или отклонения от правил учащимися и сослуживцами заставляли его волноваться. На педагогических советах он угнетал всех своей мнительностью и осторожностью. Своими вздохами и нытьем давил на всех, и ему уступали... Учитель, поддерживая добрые отношения с товарищами ещё и во внеурочное время, бесцеремонно приходил в чужой дом, садился на стул и молчал, будто что-то высматривая. Сидел час-другой и уходил. Можно представить, каково чувствовалось в это время хозяевам дома... Возможно, перед ними и вставал вопрос о неадекватности этого человека... Но...

-- вторая маска... Да её просто нет! На пороге жилища по возвращении в него та, первая маска, не сбрасывалась... Этот едва дотащившийся от усталости до дома ещё не старый человек облачался в халат до пола, натягивал на голову почти клоунский колпак, и оставался вначале в объятиях вечерних тревоги и страха, а затем и ночных снов-кошмаров... Вот так он и не встал с кровати в течение месяца, вернувшись домой после падения с лестницы осмеянным свидетелями того унижения. И ушёл в мир иной с улыбкой на лице... Видимо, смирившись с безысходностью своего положения...

И теперь можно сделать вывод про этого неадекватного "человека в футляре", что он таки -- с "двойным дном" со своею болезнью, но никак не двуличный, так как нет в нём ни лицемерия, ни неискренности в общении с окружающими его. Ему, по сути, нечего было скрывать, вот он такой, какой есть...

И надо просто сказать: "Царствие ему небесное"...

II. Маски (личины) современности

Эпиграф: "В отличие от простых, люди с «двойным дном» - люди сложные. Они, исходя из этой своей как бы «сложности», считают себя высшей расой. Простые же, и, соответственно, примитивные люди, есть раса низшая.
Люди сложные, которые вынуждены существовать с двойным дном, зачастую производят странное впечатление. Они всё время вынуждены напрягаться, а как бы их второе дно кто-то не заметил, кто-то не разоблачил...
Если это публичные люди... выступления их... выдают их ненормальность с головой. Они всегда в образе поруганной совести... Они вечно на взводе и готовы возмутиться по любому поводу, или найти быстро повод, если вообще нет поводов.
Таким образом, «второе дно» порождает в человеке болезненный комплекс.
С одной стороны -- «второе дно» это признак избранности, посвещённости в некую настоящую жизнь, являющуюся изнанкой «ненастоящей» жизни внешней. С другой стороны -- это постоянное напряжение, постоянная «игра на публику»..."

Ю.Н. Степаненко "Люди с двойным дном"
(https://proza.ru/2012/07/08/812)

Перечитаешь раз, два... этот текст от Ю.Н. Степаненко и кажется, ну, всё, тема второй части публикации раскрыта... Но, нет, надо всё-таки попытаться поподробнее разобраться вот с этой фразой: "«второе дно» порождает в человеке болезненный комплекс". Что же это за люди такие и что это за заболевание, коему они подвержены в век развитой медицины?

И, наверное, неслучайно, у автора статьи "«Я не тот, кем меня считают» или Шкатулка с двойным дном" на сайте https://japanese-hall.livejournal.com/5197.html читаем любопытную фразу: "Эгоцентрик (эгоцентрист) -- оборотень, его трудно застать в нём самом". Это, видимо, как раз о том оборотне, о котором -- в преамбуле... Вот он перевёртыш, латентный человек. (Его трудно застать в нём самом потому, что он или в двух лицах, или с двойным дном).

Образ мышления таковых -- есть эгоцентризм. А это по определению швейцарского психолога Жана Пиаже -- " фактическая неспособность индивида рассматривать иную точку зрения, как заслуживающую внимания. Восприятие своей точки зрения как единственной существующей или даже единственно возможной".

Ведь эти индивиды, может показаться, -- самоуверенны и не имеют комплексов. Но на самом деле эгоцентристы весьма ранимые люди. И их глубокое убеждение в собственной правоте -- настоящая зависимость. Но они не видят проблемы в своих отношениях с окружающими; всё, по их мнению, так и должно быть. Психологи считают, что это заболевание родом из детства... Но в возрасте -- может проявляться ещё сильнее в результате возрастных изменений в ЦНС.

О заболевании с точки зрения медицины читаем в БЭ по психиатрии:

В психопатологии это – а) ощущение пациента, будто он находится в центре всех происходящих вокруг него событий, неспособность... рассматривать происходящее безотносительно к самому себе; б) свойственное некоторым психопатическим или деформированным типам личности убеждение в том, что именно они занимают центральное положение в обществе, все остальные люди являются лишь «человеческим материалом», служащим для удовлетворения их амбиций.

А здесь лишь некоторые моменты поведения эгоцентрика на публике:

-- Так как он, по его мнению, умнее всех, лучше всех знает, как нужно жить, то считает, что вправе раздавать советы и даже тем, кто в них не нуждается...

-- Сделать замечание кому-то один на один -- это не про нашего "героя". Если уж критиковать, то, конечно же, чтоб знали об этом все...

-- О таких, которые понимают, что им не дано сопереживание, боль от чужой боли..., но вовсю стараются проявить сочувствие, понятно, что это их притворство (а оно такое и есть)...

-- Задеть за живое такого, упаси Боже, нельзя. Это чревато долговременными последствиями. Он способен быть злым, жестоким. Вымещает гнев даже на тех, кто в данной ситуации вообще не при чём...

Наверное, в качестве примера эгоцентрика из классической литературы подходит герой знаменитого сатирического рассказа Н.А. Лохвицкой (Тэффи) "Д-р-ки". Одна цитата из него объясняет многое: "Д-р-к не выносит никаких шероховатостей мысли, никаких невыясненных вопросов, никаких нерешенных проблем. Он давно уже все решил, понял и все знает. Он — человек рассудительный и в каждом вопросе сведет концы с концами и каждую мысль закруглит".

И всё-таки от маски таковым не избавиться. Опять же обратимся к высказыванию автора об оборотнях (см. выше) теперь и о масках: "Мы все пользуемся масками, но эгоцентрическая маска прикрывает душу целиком, не оставляя просвета, и человек утрачивает понимание того, какая у него душа, куда ей расти, в какое зеркало смотреться. Это маска слепого болезненного эгоизма, искажающая личность и препятствующая ее росту. От таких людей приходится защищаться"...

Неожиданное открытие к высказыванию об эгоцентрических масках -- Авторское Литературное Общество Эгоцентриков (АЛОЭ) (https://vk.com/aloeclub) ВКонтакте.

И их картинки к теме:

двойной клик - редактировать изображение

https://vk.com/album-71040207_196746990

Вместо эпилога

"...Люди всегда проявляют себя, просто вы не желаете замечать очевидного, а потом горестно восклицаете. Начнем с того, что к новым знакомым нужно присматриваться и прислушиваться, а не распахивать перед ними душу как двери в клуб. Вы подменяете понятия доброжелательности и вежливости на открытость первому встречному, отсюда и проблемы... Люди бывают разными, но взрослый человек это понимает и умеет жить с этим пониманием. Если человек с вами любезен, а о коллеге или родственнике говорит за глаза некрасивые вещи, то это его стиль поведения и логично думать, что и о вас он также будет судачить за вашей спиной.

Смотрите на поведение человека с другими людьми, слушайте его - и делайте выводы. И никаких "сюрпризов" не будет".

Виктор Топоров "Двойное дно"

P.S.

Нижайший поклон авторам материалов на ниже указанных сайтах, которые помогли в понимании и раскрытии задуманной здесь темы, означенной в заголовке:

consumersjournal.org

https://japanese-hall.livejournal.com/5588.html

https://zen.yandex.ru/media/tattymarkinova/liudi-s-dvoinym-dnom-kakie-oni-5ddfddcd05fd9800ac587b4f

1.0x