Ледокольный СПГ-танкер "Кристоф де Маржери" самостоятельно прошёл по Северному морскому пути, доставив из Норвегии в Южную Корею свыше 170 тысяч кубометров сжиженного газа.
В этом не слишком значительном, казалось бы, событии, словно в капле воды, отразились практически все основные коллизии современного мира.
Начнём с того, что построенный на верфях южнокорейского чеболя Daewoo по заказу "Совкомфлота" — пилотный корабль, "первая ласточка" серии из 15 аналогичных судов ледового класса Arc7 (эксплуатация при температурах до минус 52оС и льдах толщиной до 2,1 м) и нового международного типоразмера YAMALMAX, предназначенных для транспортного обеспечения проекта "Ямал-СПГ", назван в честь трагически погибшего 20 октября 2014 года в аэропорту Внуково (его самолёт Dassault Falcon столкнулся с аэродромной снегоуборочной машиной, "непонятно как" оказавшейся на взлётной полосе ) президента французской фирмы Total, который, несмотря на антироссийские санкции, продолжал сотрудничество с нашей страной, в том числе — в рамках проекта "Ямал-СПГ" (20% акций).
Как там было у Владимира Маяковского: "Товарищу Нетте, пароходу и человеку"? Так вот всё снова и повторяется: "Товарищу де Маржери, ледоколу и человеку". Человека-то вы, господа глобалисты, конечно, убили, но названный его именем СПГ-танкер сейчас сделал именно то, чего вы хотели не допустить: начал возить арктический газ Северным морским путём. Причем сделал это так, что особо не подкопаешься: газ — не российский, а норвежский, из Хаммерфеста; покупатель — южнокорейский (порт доставки — Порён), само судно принадлежит кипрской компании Management Services (Cyprus) Ltd., ходит под кипрским флагом, пункт приписки — Лимасол. То есть никаких оснований для применения санкций ни у кого нет и быть не может. Такая вот получается "изоляция России" в условиях формально всё более жёсткого санкционного режима…
Остаётся разве что поставить под запрет само использование трассы Северного морского пути, тем самым признав его полностью российским и закрепив доминирующее положение нашей страны в Арктике. Заодно Россия продемонстрировала всему миру, что готова к многостороннему и взаимовыгодному международному сотрудничеству в данном регионе, не собираясь играть роль "собаки на сене". И что Северный морской путь в ситуации нарастающего циркумполярного потепления по многим позициям становится действительно доступным и коммерчески выгодным логистическим маршрутом. Всё это, несомненно, скажется на действующем международно-правовом режиме в Арктике и существенно изменит баланс сил в регионе, придав российским инвестициям в "северА" мощный экономический импульс.
Прохождение рейса "Кристофа де Маржери" без всякой ледокольной проводки заняло 22 дня, в том числе ледового участка — почти неделю, что делает арктический сжиженный природный газ на рынке Азиатско-Тихоокеанского региона принципиально конкурентоспособным с ближневосточным, в том числе — катарским. Кстати, в США вся СПГ-инфраструктура создавалась с выходом на атлантическое побережье и, соответственно, с прицелом на европейских потребителей, так что здесь, на дальневосточном рынке, давления со стороны американских "сланцевых" углеводородов не предполагается даже в обозримой перспективе. Так что российский ответ получился весьма асимметричным и вполне эффективным: наши "арктические" инвестиции были сделаны не впустую, в отличие от весьма проблематичных американских инвестиций в сланцевую нефтегазодобычу и военно-политическую трансформацию Ближнего Востока (включая Сирию) и Украины.
Наконец, чрезвычайно широк спектр возможных последствий того, что в мировой торговле впервые за 70 лет появляется стратегически важный морской транспортный коридор, принципиально неподконтрольный U.S.Navy (за возможным, хотя и весьма "обоюдоострым", исключением акватории Берингова пролива, по которому проходит российско-американская граница).
Разумеется, "первая ласточка не делает весны" сама по себе, но успешным рейсом СПГ-танкера "Кристоф де Маржери" по системе глобального доминирования США нанесен еще один — не слишком заметный, но весьма чувствительный — удар. И таких ударов за последнее время данная система начала пропускать всё больше и больше. Так что, похоже, "нокаут" Pax Americana стремительно приближается.