Очень люблю музыку. Я ведь из музыкальной семьи. И пускай голос у меня весьма скрипучий, а пра-бабушка-графиньюшка, профессиональная пианистка, так и не смогла осилить со мной и чижика-пыжика, но «ведь нельзя же не петь»?
Хорошо излагал о значении песен герой Быкова в фильме «В бой идут одни старики».
Что можно выразить трёх куплетах песни, порой не уместишь и в десяти томах трактата.
Скажи мне, что поют у тебя дома, и я скажу, кто ты.
У нас, как и у многих, пели всегда, собравшись за столом.
Что пели?
Ну, разные жидовские песни.
В первую очередь, конечно, «Песню Роберта». Полагаю, это самая лучшая, вдохновляющая песня, когда-либо написанная на русском. Пели её все, кому не лень. Мне приятно слушать,как поют её, взявшись за руки, знатоки в клубе Что? Где? Когда?
Но вспоминается именно эпизод из фильма, когда Яша Сегель, тогда ещё юноша, карабкается по вантам, и звучит эта прекрасная песня гаршинских и гайдаровских мальчиков.
Что ещё? Марш весёлых ребят.
Репертуар зависел от оказии.
Если День Победы, то конечно звучал Окуджава. Не обязательно кто-то играл на гитаре, как Нина Ургант. А просто, один человек, без предупреждения, затягивал: «А мы с тобой, брат, из пехоты, а летом лучше, чем зимой, с войной покончили мы счёты, бери шинель, пошли домой», или «Здесь птицы не поют, деревья не растут, и только мы, к плечу плечо, врастаем в землю тут... и все подхватывали: горит и кружится планета...»
На 7 ноября - песни братьев Покрасс: Марш Будённого, ну и «Каховка», «Гренада» и пр.
На 23 февраля - Три танкиста, и «Вечный огонь», хотя её трудно петь, особенно а капелла.
Есть у меня один «друг и партнёр», кровельщик из Барнаула. Вы его не знаете.
Его послушать, он такой весь из себя красный, как рак варённый. Через каждое слово: «буржуазия», «пролетариат», «красная цивилизация».
Большой ценитель Вагнера как писателя.
Тоже любит рассказывать, как у него дома пели за столом. То пытался петь по-украински. Поскольку московиты считают, что «такого народа нет», бытует мнение, что можно заговорить на мове, коверкая русские слова.
Но из постоянного репертуара наш персонаж упомянул две песни. О них и поговорим.
1.«Не для меня придёт ПасхА...»
Изначально это - старинный русский романс «Не для меня придёт весна, и БУГ (никакой не Дон) широкий разольётся». Романс был забыт, но в 60е годы стал особо популярен в среде «либеральной и этнической интеллигенции», как любит выражаться тот же персонаж.
Почему?
Потому, что прозвучал к культовом фильме Володина «Пять вечеров». Оттуда и разошёлся.
Романс имеет бесконечное количество переделок, и даже блатных. А с началом перестройки, когда появилась мода на всё «казачье», возникла эта версия с Доном и ПасхОй. Я уж грешным делом подумал, не Розик ли это побаловался очередной двадцать-надцатой песней про «наличники-станичники».
Непонятно другое. Если наш герой не врёт (а «такие люди врать не могут»)откуда же у них в доме, в советское время, могло звучать про ПасхУ? И не контрики ли там собрались?
2.Если с романсом возможны разные толкования, то со второй песней, которую наш герой упоминал, всё более-менее ясно. Это забойный советский хит «Любо, братцы, любо!» Сегодня тоже принялись выискивать у этой песни «казачьи» корни. И вроде-бы есть что-то похожее, не то про Терек, не то про ерик. Впрочем, это не важно.
Музыку написал Никита Богословский, а слова - Борис Ласкин (автор «Трёх Танкистов» и всего прочего)
Песня стала популярной после фильма «Пархоменко», а исполняет её ... Нестор Махно (великолепная роль Бориса Чиркова; я люблю его меньше, чем, скажем, Жарова, но тут он бесподобен).
Но тут следует понимать, что это - песня антагоинста, как всегда бывает в жанровом кино.
И вот - смишноЭ.
Красный как помидор, у кого слова «красная цивилизация» с языка не сходят, делает такой странный музыкальный выбор.
Уж никак эти песни красными не назовёшь, как ни крути. А не редиска ли он часом?
Так и вспоминается эпизод: Чирков за аккордеоном: - Любо, братцы, любо... Окуневская: - Хорошая песня, за душу берёт!
- Я те щас возьму за душу!