Авторский блог Владимир Винников 00:04 31 марта 2024

Кургинян

сам себе режиссёр

О Сергее Ервандовиче Кургиняне (р. 14 ноября 1949 г.) почти невозможно говорить в настоящем времени. Поневоле вспоминается древнегреческий бог Протей, который был способен принимать любой образ, причём ни одно из его перевоплощений не являлось видимостью, имитацией, подделкой, фальшью — нет, такова была природа самого божества, стихия его бытия. Кургинян — не Протей, но в нём чувствуется причастность к той же стихии.

Хотя, кажется, поскольку он всё-таки не античный бог, но человек, то — Человек играющий. Не игрок и тем более не лудоман, но тот самый Homo ludens, чьё бытие-игру нельзя, в отличие от множества вроде бы куда более серьёзных дел, отрицать. "Можно отрицать почти все абстрактные понятия: право, красоту, истину, добро, дух, Бога. Можно отрицать серьёзность. Игру — нельзя", — Йоханом Хёйзингой не просто так было написано.

"Что наша жизнь? Игра!.." "Весь мир — театр, и люди в нём — актёры". Впрочем, помимо актёров, в театре есть ещё зрители, режиссёры, рабочие сцены и драматурги. Сергей Ервандович — и то, и другое, и третье, и четвёртое, и пятое. Прежде всего, конечно, драматург и режиссёр, идеолог и демиург, который "проигрывает" разные ситуации — не в плане "проигрыша/выигрыша", но в плане моделирования возможных событий. Такая игра, при которой количество предлагаемых ответов примерно на порядок больше и нередко глубже заданных вопросов, многих способна увлечь — и увлекает. В том числе — среди власть и собственность предержащих, которые в детстве тоже наверняка играли в игры и по-настоящему, искренне радовались им, особенно когда "понимали".

Помимо множества статей, выступлений и спектаклей, Кургинян — это ещё и книги: "Качели. Конфликт элит или развал России?", "Исав и Иаков", "Суть времени. Философское обоснование мессианских претензий России в XXI веке", "Красная весна" — с оригинальными идеями "игр вдолгую"… В этом отношении он не просто уникален и неповторим, но ещё и востребован на протяжении более трёх последних десятилетий: от горбачёвской "перестройки" через ельцинские "рыночные реформы" и вплоть до нынешнего дня. Если покажется, что он при этом непостоянен и непоследователен, утверждая сегодня то, что отрицал вчера (а так бывало), то, скорее всего, вы просто не в курсе, во что и как он сейчас играет. При этом сам Сергей Ервандович, похоже, живёт в пространстве, в котором всё суть игра: без вешалки, антрактов и финального занавеса. Все наши игры — жизнь. А порой — даже история.

По крайней мере несколько прямых и всем очевидных включений в историю у Кургиняна было. Самое яркое и, как представляется, важное из них состоялось зимой 2011–2012 года, когда прозападная часть российской элиты с подачи официального Вашингтона стремилась не допустить возвращения Владимира Путина в Кремль, и с этой целью были организованы массовые (с участием десятков и даже сотен тысяч человек) протестные акции "объединённой оппозиции" — якобы из-за фальсификации результатов выборов в Госдуму. Российская "властная вертикаль" (а президентом тогда был Дмитрий Медведев, слывший большим либералом) явственно зашаталась и начала гнуться. В московском воздухе запахло "майданом" и "цветной революцией": белоленточной, "снежной" по цвету и "болотной" по месту сбора оппозиционеров на Болотной площади.

Но российский "антимайдан", собранный на Поклонной горе, оказался куда более массовым и активным. А одним из самых ярких и заметных его лидеров был Сергей Кургинян. Как писал во время восстания Донбасса Александр Проханов: "Не надо забывать, что в момент, когда качалось государство Российское, это был 2011 год, была Болотная площадь, когда она от раза к разу наполнялась истерической, грозной, мощной толпой, и начинала качаться власть сама по себе, Кургинян предложил контридеологию и участвовал в ней. Это технология Поклонной горы. Он был там, не надо это забывать". А незадолго до того "после триумфального шествия Кургиняна по экранам телевидения, в его схватках со Сванидзе, "Суд времени", или "Исторический процесс", — он за несколько месяцев стал кумиром всего патриотического движения… его обожали… патриоты были благодарны ему за развенчание этих чудовищных либеральных мифов. Он принял на себя этот удар и отразил его. Это его заслуга". Да, потом телепередача "Суд времени" преобразилась в движение "Суть времени" и в целый ряд других общественно-политических проектов под эгидой Кургиняна. А начиналось всё в конце "перестроечных" 1980-х годов с театра "На досках" и созданного на его основе Экспериментального творческого центра, где выпускник Московского геологоразведочного института и кандидат физико-математических наук нашёл свою многомерную и кажущуюся бесконечно-непрерывной игру…

Его отношения с газетой "Завтра" и с Изборским клубом никогда не были простыми и однозначными, в них были взлёты и были падения. Но в либерала-"западника" Кургинян не играл никогда, а с их представителями всегда разговаривал с позиций интеллектуальной силы: пусть не в стиле "там где ты учился, я преподавал", но "то, что ты сейчас выучил, я уже давно забыл". "Мы хотели революции в СССР. Мы понимали, что только она может спасти советскую цивилизацию, которая должна перейти в постиндустриальный этап. Для этого нужно было очень мощное доразвитие коммунистической идеологии. И если бы мы в этом преуспели и повели за собой советский технократический актив — я уверен, мы бы жили сегодня в стране "номер один" по всем показателям: экономическим, социальным, культурным. Америка и Китай, как сейчас говорят, курили бы в сторонке", — говорил он в одном из своих интервью. Что-то из этого (далеко не всё, но что-то) уже сбылось, многое получило шансы сбыться.

Без Кургиняна с его бытием-игрой Россия была бы неполной.

Фото: Красная весна

1.0x