Авторский блог Валентин Назаров 19:28 21 июня 2013

Культура - это лишнее?

КУЛЬТУРА – ЭТО ЛИШНЕЕ7

Факт: Культурным событием года авторитетной комиссией признано изображение фаллоса на разводном мосту в Санкт-Петербурге. «культурные» инсталляции Тер-Оганесяна предусматривали поругание икон, иные инсталляции – совокупление и испражнение в залах музеев. Должны ли мы восторгаться этой смелостью проявления творческих фантазий и радоваться такому приращению национальной культуры?

Несколько лет назад я содействовал встрече руковдителей художественного отделения Центра для одаренных детей народов Севера в г.Ханты-Мансийске с заместителем директора Русского музея Н.В.Мальцевым. Руководитель отделения выразил суть проблемы: «На художественное отделение ежегодно принимают несколько десятков детей, в том числе и несколько – из коренных национальностей (ханты, манси, ненцы и др.) Проблемы начинаются уже через пол-года, когда детей коренных национальностей можно отчислять за неуспеваемость, т.е. за отметки по основным художественным предметам.»

Никандр Викторович очень мягко объяснил: «Понимаете, культура и искусство специфичны для каждого народа: то, что кажется хорошо и гармонично для шведов (например), может быть вовсе некрасиво и уродливо для полинезийцев (например), и наоборот. Вы же ставите плохие отметки детям хантов и манси за то, что они не могут хорошо рисовать светотени на гипсовых головах античных героев, потому что им не присуще трехмерное видение изображений. Им присуще двумерное видение, что отображено в их традиционных художественных формах – двумерных орнаментах. И орнаментам этим более 5000 лет, в то время, как головам греческих героев – 3000. Зачем же их культурные формы мерить по чуждым им правилам?»

Ксения Собчак искренне считает, что несение пошлости молодежи (ДОМ-2) – это предназначение искусства, поскольку снимает ханжеские покровы и оставляет для всеобщего любования только низменные чувства. И вроде, ничего, кроме них и нет.

В этом-то и проявляется личная ущербность Ксении: кроме нескончаемых склок и выяснения отношений, сутью которых являются лозунги «Мое!» и «Отдай!», есть состояние участия, когда чужой человек становится тебе близким и дорогим. Кроме похоти и стяжательства, есть Любовь и Бескорыстие, кроме лозунга «Успех любой ценой!», есть иной смысл – в осознании себя частью этого «блистающего мира» (по А.Грину), когда человек через восхищение и любовь реализует себя в творческом преобразовании окружающего мира: в делах своих, взаимоотношениях с окружающими людьми.

Даже звери не гадят у себя в норе, так зачем же человеку делать помойку у себя в душе?

В фильме «Аватар» с гениальной художественной образностью показана великая гармония Природы (Бога) и Человека, живущего по законам красоты, созидающего по законам красоты, любящего по законам красоты. В этом источник Счастья бытия Человека, столь же естественный, как естественно для рыбы плавать в воде, для птицы – летать. В этом смысл его создания, его предназначение.

В Москве, в Андронниковском монастыре, недалеко от Таганки, есть музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева, где выставлены десятки уникальных икон. Какое светлое, лучезарное искусство! Некоторые иконы сродни эпическим полотнам – они содержат десятки образов, описуют много событий – целые повествования о жизни и деяниях святых, причем в безупречных, гениальных композиционной и коларистической формах. Поистине, русская Душа купается в этом лучезарном искусстве, как купается в счастье бытия в совсем мире Аватар.

Таково мировосприятие русского человека, а вот, например, из автомашин кавказцев всегда будут слышаться мелодии лезгинок. Из транзисторов дворников-таджиков – неведомые нам напевы их родины. Стоит ли удивляться, что мюзикл в России не имеет такого оглушительного успеха, как в Америке – это искусство иного, чем русское мировосприятия, иных гармоний.

Русское песенное искусство самобытно и сродни самобытности испанского фламенко, ирландского степа, греческого сиртаки…Мелодичность и душевность русских песен известна во всем мире, хор имени Пятницкого начал гастролировать по миру еще до революции, до сих пор известны концерты Шаляпина, Рахманинова, дягилевские сезоны в Париже, - ну кто виноват, что экс-президенту Д.А.Медведеву нравится «Deep Purple» и именно эта музыка обещана при открытии сочинской олимпиады?

В условиях «кризиса жанра» мировых менял совершенно естественен поиск выхода в исторических корнях каждого из народов, в исторически проверенных формах традиционного хозяйствования, исторически опробованных формах общественной самоорганизации. Просто подпевать чужую песенку у «барского» стола уже не получится – не подадут, - самим мало уже.

05.01.2013 Валентин Назаров

1.0x