Авторский блог Владимир  Костюков 00:00 2 июля 2015

Игра в деньги

Региональные валюты существуют в США, Великобритании, Германии, Швейцарии, ЮАР, Бразилии и в других странах. Например, в Японии, которая является лидером не только в промышленности, но и в мировых финансах, функционирует 250 региональных валют. Мало того, под руководством Марио Драги Европейский центральный банк взял и внедрил идею Сильвио Гезеля в крупнейшей экономике мира — ввёл плату за складские расходы на хранящиеся в ЕЦБ деньги. Ставка по депозитам, размещаемым кредитными учреждениями на корреспондентских счетах ЕЦБ, составляет сегодня минус 0,2%. А у нашего ЦБ — хоть и "сниженная", но по-прежнему грабительская, ростовщическая, времен "первоначального накопления капитала" процентная ставка. Опоздали лет на триста!

Центробанк РФ16 июня снизил свою ключевую ставку до 11,5% — уже в третий раз после того как 16 декабря повысил её с 10,5% до 17,5% годовых. Наличная денежная масса на 1 января 2015 года, по данным ЦБ, составляла 8,848 трлн. рублей. К 1 апреля 2015 года она уменьшилась до 7,636 трлн. рублей. Это притом, что цены на продукты питания выросли по сравнению с той же датой 2014 года в полтора-два раза, а наличных денег тогда было 7,633 трлн.

Я был знаком с Маргрит Кеннеди, автором книги "Деньги без процентов и инфляции". К несчастью, госпожа Кеннеди умерла в конце 2013 года. Вот что она пишет в своей книге: "В Веймарской республике (1924-1933), в особенности после гиперинфляции 1923 г., в 1924 г. была введена рейхсмарка, что означало возврат к золотому стандарту. После "черной пятницы" 1929 года и начавшегося экономического кризиса Рейхсбанк был вынужден возвратить часть своего золотого резерва, взятого в кредит в США. Поскольку после этого находившаяся в обороте денежная масса не могла более обеспечиваться золотом в необходимом размере, бывший в то время президентом Рейхсбанка Ялмар Шахт начал постепенно сокращать объем находившихся в обороте денег. Последовавший за этим дефицит денег привел к повышению процентных ставок, за чем последовало уменьшение капиталовложений со стороны предпринимателей, банкротство фирм, рост безработицы, возникла хорошая питательная среда для радикализма, что в конце концов привело Гитлера к власти".

Вам ничего это не напоминает? Неужели в мировой экономике нет ничего лучше, чем пресловутое "таргетирование" (отслеживание) инфляции?

Такой же вопрос, видно, задал себе в конце XIX века преуспевающий немецко-аргентинский коммерсант Сильвио Гезель, когда заметил, что объём продаж его товара мало зависит от спроса на товары или их качества, а почти исключительно — от цены денег на денежном рынке. Вернёмся к книге Маргрит Кеннеди: "Гезель скоро пришел к выводу, что люди покупали тогда, когда процентные ставки были низкими, и не покупали тогда, когда они были высоки. Гезель объяснял этот феномен тем, что в отличие от всех других товаров и услуг деньги можно оставлять у себя практически без затрат. Если у одного человека есть корзина яблок, а у другого есть деньги, то владелец яблок будет вынужден продать их уже через короткий срок, чтобы не потерять свой товар. А обладатель денег может подождать, пока цена не придет в соответствие с его представлениями. Сильвио Гезель делает вывод: если бы мы смогли создать денежную систему, в которой деньги, как и все другие товары и услуги, требовали бы складских расходов, экономика была бы освобождена от подъемов и спадов в результате спекуляции деньгами…

В 1932-1933 гг. бургомистр австрийского города Вёргль убедил коммерсантов и управленческий персонал внедрить идеи Сильвио Гезеля. Горожане выразили согласие, магистрат выпустил 5000 "свободных шиллингов". Плата за пользование этими деньгами составляла 12% в год. Вноситься она должна была (в местный бюджет) тем, кто имел банкноту в конце месяца. Плата вносилась в форме марки с номиналом 1% от стоимости банкноты, приклеивавшейся на обратной стороне банкноты. Без такой марки банкнота была недействительна. Такая схема привела к тому, что любой человек, получавший свободные шиллинги в качестве оплаты, старался их как можно быстрее потратить. В течение года 5000 свободных шиллингов были в обращении 463 раза, было произведено товаров и услуг на сумму около 2,3 млн. шиллингов. Обычный шиллинг за это время был в обращении всего 213 раз. В городе был построен мост, улучшено состояние дорог, увеличились капиталовложения в общественные службы, уровень безработицы снизился за год на 25%. Когда более 300 общин в Австрии заинтересовались данной моделью, Национальный банк Австрии усмотрел в этом угрозу своей монополии. Он вмешался в дела магистрата и запретил печатание свободных местных денег".

Далее хочу привести из той же книги ещё один малознакомый не только нам, но и жителям Западной Европы экономический прецедент: "С XII по XV века в Европе в ходу были деньги, которые называли брактеатами. Эти тонкие золотые или серебряные деньги один раз в год изымались из обращения и заменялись вновь отчеканенными. При этом они обесценивались на 25%, эта часть удерживалась в качестве "налога на чеканку". Никто не был заинтересован в накоплении таких денег. Вместо этого они вкладывались в мебель, добротные дома, произведения искусства и все то, что имело стабильную или даже увеличивающуюся со временем стоимость. В эту эпоху возникли многие прекрасные произведения религиозного и мирского искусства и архитектуры. Ремесленники работали пять дней в неделю, был введен "пьяный понедельник" (невыход на работу после праздников), уровень жизни был высоким… В конце XV века был введен “вечный пфенниг” — деньги, которые не обесценивались. Снова начали взиматься проценты. Фуггеры и Вельзеры становились всё богаче, остальные всё глубже погружались в долговое болото: от императора до простого крестьянина..." "Преданья старины глубокой!" — скривятся в усмешке сегодняшние "Фуггеры и Вельзеры", в том числе — руководящие российскими финансами.

Ан нет! В локомотиве нынешней европейской экономики, в Германии, уже действует 28 и готовятся начать работать 35 региональных валют. Местные валюты стали появляться, когда власти отдельных земель, после перехода немецкого печатного станка под контроль ЕЦБ, столкнулись с дефицитом платёжных средств. Самая крупная сегодня в Германии региональная валюта — Chiemgauer — в регионе Chiemgau (Бавария). Основал систему в 2002 году Христиан Геллери для расчётов между студентами. Система стремительно развивается: её годовой оборот ежегодно увеличивается на 25-30%. С сентября 2012 года ввёл собственную валюту — бристольский фунт — британский город Бристоль.

Региональные валюты существуют в США, Великобритании, Германии, Швейцарии, ЮАР, Бразилии и в других странах. Например, в Японии, которая является лидером не только в промышленности, но и в мировых финансах, функционирует 250 региональных валют. Мало того, под руководством Марио Драги Европейский центральный банк взял и внедрил идею Сильвио Гезеля в крупнейшей экономике мира — ввёл плату за складские расходы на хранящиеся в ЕЦБ деньги. Ставка по депозитам, размещаемым кредитными учреждениями на корреспондентских счетах ЕЦБ, составляет сегодня минус 0,2%.

А у нашего ЦБ — хоть и "сниженная", но по-прежнему грабительская, ростовщическая, времен "первоначального накопления капитала" процентная ставка. Опоздали лет на триста!

На фото: Брикстонский фунт находится в обращении всего в одном районе Лондона. На купюре изображены музыкант Дэвид Боуи

1.0x