Что общего может быть между недавними землетрясениями на Ближнем Востоке (6-7 февраля 2023 года) и уже эпическим пролётом китайского воздушного шара над США (1-4 февраля 2023 года)? Ряд экспертов указывают, что общим между ними является такое «обстоятельство непреодолимой силы», как вращение Земли. Вот так уж она устроена, планета наша, что «крутится-вертится шар голубой…» — причем крутится и вокруг Солнца, и вокруг собственной оси, да ещё угол между плоскостями этих вращений составляет 66°34" (отсюда времена года, день и ночь). Добавить к этому еще влияние Луны (не говоря уже о других планетах и прочих астрономических телах) — и станет понятно, что здесь всё сложно.
Ещё сложнее делает картину тот факт, что сама Земля — тоже очень сложно устроена. Это не какое-то там однородное тело в форме идеально круглого бильярдного шара, а та ещё «ягодка». «Косточкой» у неё — очень горячее (до 6000°С, что сопоставимо с температурой солнечной поверхности) ядро радиусом (r) около 3500 км, внутренняя треть которого (r ~ 1300 км) сверхплотная и твердая, обладающая, к тому же, магнитными свойствами, а внешние две трети (~2300 км) — находятся в жидком, расплавленном состоянии. Ближе к поверхности «планеты-ягодки» расположена «мякоть» жидкой мантии-магмы (~ 2900 км), а на кожуру-кору Земли, на твердой части которой обитает всё человечество, приходится слой всего лишь от 15 до 75 км толщиной. Сюда же относятся все реки-моря-океаны, а сверху всё это великолепие прикрыто атмосферой, находящейся в газообразном состоянии.
Так вот, эти слои не обязательно и не всегда вращаются синхронно между собой. Так, земная атмосфера немного тормозится относительно планеты в целом, поэтому наш «общеземной ветер» тоже дует с запада на восток. С учётом привходящих факторов моря и суши в некоторых регионах на определённых высотах формируются устойчивые потоки воздуха, поэтому воздушные шары, запущенные в Китае, с очень большой вероятностью могут долететь до основной территории США. А недавно начавшееся (почему-то) и зафиксированное (сначала китайскими учеными почему-то) замедление вращения ядра Земли гарантированно ведет не только к изменению параметров магнитосферы нашей планеты, но и к изменению магматических потоков в её мантии, что, в свою очередь, приводит к смещениям земной коры, что на поверхности воспринимается как землетрясения. В Турции в результате таких землетрясений суша немного опустилась и сдвинулась в сторону моря на 3 метра. Но если дело в ядре планеты, то есть корни проблемы уходят вглубь не на десяток, а на тысячи километров, одной Турцией не ограничится.
Теперь вернемся от геологии и географии к геополитике. Какие конкретно страны, в какие сроки и в каких объемах оказали и будут оказывать помощь пострадавшим Турции и Сирии — момент весьма показательный. Не менее показателен тот факт, что с турецкой стороны последовал намек о возможной причастности США к данному стихийному бедствию, с упоминанием программы HAARP (High Frequency Active Auroral Research Program — программа исследования ионосферного рассеяния высокочастотных радиоволн) и неких иных «секретных разработок сейсмического оружия», со ссылками на землетрясение в Мраморном море 1999 года, цунами 2011 года в Японии, приведшее к аварии на АЭС Фукусима, и на вышедшее 27 января предупреждение посольства США в Турции о закрытии консульств и об опасности пребывания американских граждан в этой стране из-за «угрозы терроризма» . Эта версия уже получила широкую поддержку в мировом, да и в отечественном медиапространстве, что вполне объяснимо в рамках восприятия Соединенных Штатов как самой могущественной в научно-технологическом отношении, но при этом абсолютно беспринципной и безнравственной силы современного мира.
И если с последним вполне можно согласиться, то первое не соответствует, да и никогда не соответствовало действительности. Взорвать что-нибудь под водой американцы, конечно, могут: хоть «Северные потоки», хоть бомбу, способную вызвать цунами и вывести из строя ими же построенную АЭС, но вот запускать управляемые процессы на глубине 10 км и больше от поверхности Земли — это нет, «сумма технологий» не позволяет. Так и Лиссабонское землетрясение 1755 года можно отнести к числу британских провокаций (жаль, США тогда ещё не было и в помине)… Как говорили ещё древние римляне на присущей им латыни, «Post hos non est propter hoc», то есть «После того — не значит вследствие того», и если некая ситуация кому-то на пользу, это ещё не значит, что он же данную ситуацию и создал. «Qui prodest?» («Кому выгодно?») — это про преступления, а не про стихийные бедствия. Не стоит выдавать одно за другое.
Конечно, для правительства Эрдогана данное землетрясение сильно ограничивает и без того узкий диапазон объективных возможностей. Причём это касается не столько прямых человеческих и материальных потерь, падения ВВП минимум на 2%, но прежде всего — уровня активности официальной Анкары, которая претендовала на статус сверхдержавы от Марокко до Китая, совмещая паносманский, пантуранский и даже панисламский векторы в своей внешней политике. Теперь об этих и о других своих имперских мечтах, а также перспективах Турции придётся на некоторое время забыть — точно так же, как США о собственной неуязвимости после пролёта китайского воздушного шара. Может, оно всё и к лучшему.