Как известно 15 января 2020 года Президент Путин обратится с традиционным ежегодным Посланием Федеральному Собранию. Центральным вопросом Послания скорее всего станет ситуация с падением реальных доходов населения. Видимо будут озвучены какие-то меры с долгосрочной перспективой выполнения.
В настоящей статье сделана попытка дать реальный анализ сложившейся ситуации в российской экономике, и изложены предложения по коренному улучшению благосостояния граждан, в первую очередь социально незащищенных, как в краткосрочной, так и долгосрочной перспективе.
К двум извечным безответным российским вопросам «что делать?» и «кто виноват?» в последние три десятилетия добавился еще один «куда идем?». Без ответа на этот вопрос невозможно определить цель нашего государства, из которой должен вытекать план действий и механизм его выполнения, а если всего этого нет, следовательно, нет и стратегии развития государства и общества. Нельзя же серьезно принимать за стратегию развития майские указы Президента на 2012-2018 гг. и национальные проекты 2018-2024 гг. Тем более что выполнение майских указов провалено полностью, а выполнение нацпроектов за 2018-2019 гг. безнадежно отстает от контрольных показателей. Не выполнена основная задача, поставленная Президентом в прошлом шестилетии о необходимости удвоения ВВП, не выполняется задача текущего момента о превышении темпов роста российской экономики над среднемировыми темпами. Более того, нарастает отставание, которое по прогнозам будет только увеличиваться. Соответственно увеличивается разрыв душевого ВВП между Россией и странами ОЭСР и это может быть самое главное. К этому следует добавить, что при нашей абсолютно несправедливой системе рост ВВП – это еще не гарантия роста реальных доходов населения. Рост ВВП в настоящее время, какой-никакой есть, но реальные доходы, тем не менее, падают у населения из года в год начиная с 2014 года, а доходы 10% самых богатых людей России растут до 15-17% в год. Это результат абсолютной социально-политической несправедливости, при которой распределение доходов государством никак не регулируется. Будущее страны определяется не только и не столько количественными показателями, но и готовностью государства и общества к новым условиям развития, где будут новые факторы и новые критерии оценок. Макроэкономические количественные оценки стали терять свое первостепенное значение. К ним относятся: объем ВВП, темпы его роста и ряд других количественных показателей. На их место выходят показатели развития человеческого потенциала. Именно темпы развития личности становятся движущей силой развития государства и общества. Но повысить темпы развития личности без современного здравоохранения, образования, науки, социального обеспечения и защиты населения – просто нереально. Понимание этой реалии определяет выбор стратегии развития России на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Не имея современной стратегии развития страны мы бездарно теряем время, а зачастую и огромные ресурсы. Вина за это полностью лежит на правящем классе и его исполнительных органах в лице Правительства РФ. В тоже время, сознавая реалии нового процесса во всех сферах жизни общества, необходимо сохранить консервативность государства в части отстаивания национальных интересов, приоритетов и ценностей, сохранение нации и суверенитета государства.
Поэтому авторы статьи на протяжении десятилетия в публикуемых работах настаивают на необходимости совмещения элементов традиционного и нового укладов.
Россия имеет глубокие, традиционные корни и сохранение их является залогом дальнейшего развития государства и общества, как синтез национальной идентичности и новой парадигмы, где целью развития станет сам человек. Но повторим, что главная проблема России – это отсутствие общенациональной идеологии и одобренной народом стратегии развития государства и общества, которое должно быть социальным, нравственным и духовным, имеющее возможности раскрытия потенциала каждого конкретного человека.
Однако национальные проекты на 2018-2024 гг. это не стратегия развития государства и общества, а всего лишь повседневная деятельность, которую никак нельзя считать прорывной. Соответственно и прорыв в экономике может обеспечить только мегапроект, базирующейся на симбиозе двух систем: административной и рыночной. Практика показала, что плановая модель направлена на прорывы в мегасозидании, где она более эффективна, чем рыночная. Реализация мегапроектов требует мобилизации людских и прочих ресурсов, а также самого государства. Необходимо стратегическое планирование и распределение созданных благ. Только такая многоукладная экономика позволит России выбраться из кризисной ямы. При рыночном фундаментализме этот прорыв неосуществим, что мы и переживаем в течение последних 30-ти лет. Зато рыночная модель более эффективна в дальнейшем использовании мегапроекта, постоянно развивая и поддерживая конкурентоспособность. Смешанная система административной и рыночной моделей обеспечивает синергетический эффект в экономике.
ВВП России последние десять лет растет менее 1% в год. По сути это не рост, а стагнация - 10 лет стагнации и как результат – экономическая яма, выхода из которой пока не видно. Эксперты полагают, что до 2020 года ВВП будет расти на 1,1 – 1,2% в год, затем на 1,5 – 2,0%, что далеко от целевых ориентиров в 3%, определенных нац.проектами. Эти же целевые показатели были определены Президентом на 2012-2018 гг., выполнение которых полностью сорвано. Властные структуры никаких итогов не подвели, выводы сделаны не были, не были также устранены слабые институты и главные ограничители роста экономики. Соответственно долларовый ВВП на душу населения РФ к 2024 году по сравнению с 2014 годом не только не вырастет, а сократится на 3,3% (данные Focus Economics) и задача по повышению уровня благосостояния населения России заведомо невыполнима.
Россия безнадежно, не побоимся этого слова, отстала от ведущих стран мира по развитию человеческого капитала. Как определяют эксперты, нашей стране понадобится от 50 до 100 лет, чтобы догнать развитые экономики. Всемирный Банк опубликовал данные за 2017 год, в соответствии с которыми человеческий капитал занимает 46% в структуре совокупного богатства нашей страны, 33% - произведенный капитал и 20% природный капитал, из которых 15% невозобновляемые (нефть, газ, уголь и др.) и только 5% возобновляемых.
В странах ОЭСР доля человеческого капитала – 70%, произведенный капитал – 28%, природный лишь 2%. При этом показатель человеческого капитала в России – 100 тыс. долларов, в ОЭСР - 500 тыс.долларов на душу населения.
Необходимо отметить и то, что социальная сфера, которая в основном формирует человеческий капитал, в России считается исключительно затратной, а в развитых странах социальный сектор один из главных двигателей экономики. Приведем некоторые показатели, опубликованные в журнале «Профиль» статья «Капитал с человеческим лицом». В 2016 году социальный сектор в России создал валовую добавленную стоимость в размере 14,6% ВВП, в США – 33,9%, в странах Евросоюза – 29,6%. В ряде развитых стран социальный сектор (здравоохранение, образование, наука, соц.защита и др.) давно опередил промышленность в создании валовой добавленной стоимости. Даже в республиках Прибалтики социальные услуги создают 23% ВВП добавленной стоимости, что во много больше, чем Россия получает от добычи полезных ископаемых (в 2016 г. – 9,6% ВВП).
Социальный сектор, в первую очередь – наука, образование, здравоохранение и социальная защита в ряде стран стали основным источником добавленной стоимости, создавая до 1/3 ВВП. В России однако сложилась твердая убежденность, что все эти статьи бюджета исключительно затратные и вложения в них чревато инфляцией. Если в России совокупные затраты на здравоохранение и образование примерно по 3,6% ВВП, то в странах ЕС 6,5% ВВП на здравоохранение и 5,3% ВВП на образование и даже Куба расходует на медицину на уровне Швейцарии – 11% ВВП. Пора понять нашему либеральному правительству, что вложения в социальную сферу это повышение эффективности экономики и обеспечение социальной стабильности.
Такая объемистая преамбула к нашим предложениям была необходима, чтобы показать истинное социально-экономическое положение в нашей стране, а не те сказочные чудеса, которые выдает последнее время официальная статистика, особенно после подчинения ее Минэкономразвития. Единственно светлое пятно на мрачном фоне низких темпов роста экономики и стабильного падения реальных доходов населения, это низкая инфляция. Однако это не заслуга власти, а показатель низкого потребительского спроса из-за падения жизненного уровня населения.
Что, на наш взгляд, сулят нам двадцатые годы? Мировая конъюнктура будет снижаться из-за национального протекционизма на фоне торговых войн между США и Китаем, не исключено, что и между США и Евросоюзом, и т.д. Рост мировой экономики, скорее всего, снизится с 3% до 1,5%. Такое падение ударит по государствам с экспортно-сырьевой экономикой и в первую очередь по России. При снижении спроса и цен на нефть, газ, лесоматериалы и др. сырье даже 1% роста нашей экономики под большим сомнением и совершенно без сомнения перспектива чревата дальнейшим падением жизненного уровня населения.
15 января 2020 г. Общество будет внимательно слушать очередное послание Президента Федеральному собранию, т.к. у многих граждан появилась надежда, что это будут не очередные прорывные иллюзии по увеличению роста экономики и увеличению благосостояния населения страны, а конкретные предложения, инструменты и реальные возможности.
Очень плохо то, что экспертное сообщество никак не участвует в подготовке таких жизненно важных для всей страны документах. Правящая элита оставляет за собой право принимать решения, но полностью исключает свою ответственность за результаты принятых решений. Поэтому совершенно согласны с видным либералом, руководителем Комитета ГосДумы по бюджету и налогам А. Макаровым заявившим, что созданная система абсолютно безответственна, а потому и абсолютно неэффективна. В сегодняшней системе решения принимает властная элита, а ответственность несет народ. Поэтому при любой социально-экономической ситуации в России – богатые богатеют, а бедные беднеют, с переходом некоторых в категорию нищих (менее 5 долларов США на человека в один день).
Убеждены, что экспертное сообщество и в частности независимые эксперты с энтузиазмом приняли бы участии на стадии подготовки президентского послания. Увы, очень небольшая прослойка правящей элиты, абсолютно оторванной от реальной жизни государства и населения, пишут прорывные иллюзии, которые в большинстве своем и не могут быть исполнены.
Авторы данной статьи, если бы представилась такая возможность, включили бы в проект Послания два конкретных предложения, направленных на развитие человеческого фактора и соответственно на повышение темпов роста экономики России.
По результатам 2019 года бюджет России за счет высоких цен на нефть и газ имеет профицит порядка трех трл.рублей. Сегодня они в основном предназначены на случай серьезных кризисов в экономике страны. Мы же убеждены, что эти средства должны работать на экономику уже сейчас, и распределены следующим образом:
- примерно один трл.рублей направить на повышение реальных доходов учителей, врачей, ученых и др. категорий низкооплачиваемых работников, создающих человеческий капитал. В пределах выделяемых средств рассмотреть возможность увеличения пенсий и пособий социально-незащищенных категорий граждан России. Реализация этих мер не только позволит повысить развитие человеческой личности; сократить бедность среди специалистов, создающих стоимость человеческого капитала, но и повысить потребительский спрос, тем самым оживить малый и средний бизнес и в целом экономику. Кроме того, это был бы первый минимальный шажок государства по созданию системы справедливого распределения доходов.
- примерно 0,5 трл.рублей направить на производство стратегически необходимой государству продукции, через разработанный авторами механизм Обязательного Государственного Заказа – ОГЗ (более подробно можно ознакомиться в брошюре «Антикризисный проект возрождения России» 2018 г. ИТ «Ариал»). Реализация механизма Обязательного Государственного Заказа на предприятиях, независимо от их формы собственности, послужила бы первичным элементом переходной мобилизационной модели к построению смешанной планово-рыночной социально-эконмической системы. Использование элементов мобилизационной модели, как показал мировой опыт, позволило ряду стран ускоренно преодолеть социально-экономические кризисы. Дополнительным финансовым источником подъема экономики и жизненного уровня населения могли бы стать частично огромные золотовалютные резервы, которых в России около 0,5 трл.долларов США
- около 1,0 трл.рублей держать в резерве на всякие непредвиденные чрезвычайные события.
Как считают многие независимые эксперты, Россия стоит на развилке трех дорог:
путь первый – наиболее перспективный, но маловероятный, т.к. правящая элита не отойдет от созданной ею модели, порочной для общества и государства, но очень комфортной для самой элиты. Первый путь можно условно назвать мобилизационным, предполагающий смену текущей капиталистической модели на новую смешанную социально-экономическую модель, с новой философией существования человечества, нацеленная на повышение человеческого капитала.
второй путь – распад на отдельные, враждебные друг к другу регионы по аналогии с Советским Союзом, но с более кровавыми событиями. Путь совершенно неприемлемый ни народом, ни правящим классом, но на который нас интенсивно толкают Запад и 5-я колонна.
третий путь – наиболее вероятный, в случае если правящая элита не пойдет на смену существующей абсолютно неэффективной, абсолютно безответственной и абсолютно несправедливой социально-экономической модели – это революционная смена системы, с непредсказуемым результатом, как это обычно получается в России.
Частично ответ на вопрос: по какому пути пойдет Россия, можно будет получить после озвученного Послания Президента Федеральному собранию.
д. э. н., профессор, академик КАН
Котолупов О.А.
д. с. н., профессор, академик КАН
Хриенко П.А.