Боже ж, какими мы были наивными!! Бессонница сподвигает на долгие размышления с собой, на внутренний диалог с родителями, которых, увы, уже нет, и друзьями, которые к счастью еще здесь. И, как правило, тщетны все попытки, нет ответа. Раздумья приводят лишь к новым раздумьям. Остается лишь будничное обозрение. А там зачастую – Улица, фонарь, аптека. Почти по Блоку. В окно, видны люди, копошащиеся в мусорках, собирающие бутылки и прочий хлам. Причем, это не профессиональные «сами-мы-неместные», а люди, что стесняются своего нынешнего статуса (посему и приходят ночью), боятся увидать знакомых что ли. Как-то даже вышел с пакетом для них, отошли. Сохранили свое достоинство. Даже в такой ситуации. Одну сам про себя назвал учительницей, вторая с некоторой вероятностью была библиотекарем. Хотя, наверное, так хочется мне считать.
Неужели это все плата за тот «прогресс», за право иных наслаждаться комфортом? И это еще Москва!! Что ж там дальше делается?! Вращаясь в «прокрустово ложе» идеологем 18 века – «капитализм и социализм», мы как будто смирились с «необходимостью» неких сакральных жертв. То для победы будущего, то для рынка, но почему-то у нас все проходит через жертвы. Судьба что ль такая? Но это ДРУГИЕ. Только не мы. С нами так быть не может. Трафаретный гуманизм предполагал помощь голодающим в Африке, но не соседке по площадке. Они же сами уготовили себе сей путь. Никто и не сомневается в незыблемых ценностях новой эпохи. Все же понимают какое им предстоит Дело свершить. Легко ль бюджет растащить?! Мы же – должны держаться, пока кто-то «грифелем на доске» пишет нам «дорожную карту» (уж очень модным стало это выражение) бытия. Потом снимается часть этой же команды, оказывается вообще не понятно, как они там оказались, иногда даже и осуждается, но курс на игнорирование простого человека остается неизменным. Ибо книги от «великой княгини Марии Алексеевны» прямо заявляют о социальных маргиналах, не вписавшихся в новую «светлую жизнь».
Помню на рубеже 90-тых годов, волею судеб заключил достаточно выгодные контракты с голландскими университетами (хотя меня пытаются убедить, что мы все жили в казарме) и посему каждые 2-3 месяца отправлялся в Западную Европу с лекциями и консультациями. И по возвращению, удивлялся каждый раз позиции наших маститых ученых, еще недавно не сомневавшихся ни на йоту даже в букве «Капитала», что рынок, вернее его какие-то невидимые руки расставят все по местам, накормят страну (а тогда такое тоже обсуждали) даст каждому по машине и квартире. Причем всем и сразу. А особенно неленивым. К коим себя относило большинство населения, а особенно эти «горе-теоретики». Ведь рынок уж их заслуги по разрушению «старого» должен как-то запомнить был. Не читали видно в детстве про Мальчиша-Плохиша. Не помнят его судьбу. И пояснения, что рынок не бывает равным для всех, и на рынке против всех законов физики средства перетекают от слабых к сильным, не взымели никакого эффекта. Помню на выступление очередного «диванного теоретика» о тотальном решении рынком всех бед. В ходе вопросов, кто-то из зала спросил – «А хорошо ли выйти замуж?». «Разумеется». А если это маньяк или садист? Так и здесь. Не создаем ли мы себе нового Божка по имени рынок? И рынок ли решает уровень цивилизационного развития. Но мы все были слепы. Служение Мамоне казалось нам единственной дорогой к Храму. Да, но к какому Храму? Или продались мы за «рюмку похвалы» (В.В. Розанов).
Их заметили!? Как же, ведь Первый указ Нового был о повышении зарплаты в ВУЗЕ!! Как же бегали с этим указом вчерашние ортодоксы. Элементы (жалкие элементы) грамматократии воодушевили вузовскую знать. С нами уже считаются. Из наших кого-то уже наверх вытащили. Мы, интеллектуалы, будем править, не партноменклатура. Хотя уже через 3 месяца слились, «обнявшись точно две сестры: Струи Арагвы и Куры» в единый правящий класс. Чему искренне удивлялась, казалось бы, все повидавшая номенклатура. Та (партноменклатура), в свою очередь, отошла от испуга, причем реального, сменившая власть на собственность, теперь в новой тоге рыночника компенсировала себе издержки с избытком, с радостью освободившись от партийных ограничений. И самое главное, нам всем разрешили Торговать! Причем всем. Можно и дипломами, учебными корпусами, а главное Молчанием и Позицией. Это ж временно!!?? Потом отмоемся. Капитализм понимался лишь в развитом западноевропейском варианте, по пути к коему можно и позволить себе многое. Примеры Латиноамериканских стран не воспринимались в расчет. Ну, это они, которые только танцуют и на пляже мяч гоняют, не смогли воспользоваться благами капитализма. Да и образование у них не то. Сейчас же стало понятно, что при таком развитии именно образование зачастую становится барьером для «вписывания» в рынок. Не до Стравинского нынче.
Отмечено, что при смене эпох вначале меняются идеи, затем эстетические ценности, хозяйственные и социальные практики и наконец, как наиболее консервативная единица, мораль. У нас же прошло все скопом. Стало обваливаться все, опережая друг друга в скорости и объеме. Министерства соревновались в успешности отречение от традиционного, от устойчивого. Кто-то называл в раже пионерлагеря «школой Гулага», кому-то покоя не давали библиотеки, «здраво» в духе новых веяний рассуждая, что торговать там выгоднее. Разумные доводы, что де при любой власти это необходимо, отбрасывались сразу безапелляционно. «Рынок, рынок» слышался со всех сторон. Не понимая, что при нормально функционирующей экономике лишь 7-8 процентов населения стран занимаются торговлей. Прочитайте хоть Ф. Броделя, коль иные устарели. Те, кто вчера повторял как мантру «больше социализма», точно так же (навыки-то остались) с пеной у рта кричал - «больше рынка». А его (рынка) и так было много. Он был всюду. Торговали и радовались, окунаясь с головой в пучину мелкой торговли. И эта психология торговца возвелась до уровня Руководящей Идеи Чего-то там. Все стало измеряться в деньгах. А там нужны простые несложные показатели. Например, яркость, объем, оригинальность. А что нам мешает всю науку ранжировать (вдумайтесь только) по количеству публикаций. Не важно какого качества. Так скоро незабвенное мычание «М-М-М ДАНОН» сменит Малера и Берлиоза. Как-то просмотрел свои записи (иногда это полезно), где обнаружил готовую почти статью –«100 интервью с «челноками». Интеллигент на рынке». Так сейчас, я вижу этот сплошной мартиролог надежд и помыслов. Лишь 7 из них остались в бизнесе (5 удачливы). Но сколько ж потеряно здоровья, семей, уважения коллег, профессионализма.
Конечно же, я далек от идеи отрицания всей значимости торговли. Социальная роль ее (торговли) достаточно хорошо описана в литературе. Но Дух торгашества, ее монополию и тотальность не приемлю. Кто-то к мандатам не проявлял почтения, а кто-то к этому Божку. Вижу много красивых и образованных молодых людей в торговле, где основная доблесть это «впарить» товар. По принципу «голландской болезни» торговля вовлекает в свою орбиту большое количество выпускников престижных Вузов. И нас убеждают, что это позитивный тренд, ибо они так познают Мир. Все больше и больше города «обвешиваются» торговыми Центрами, где нас и обвешивают. Говорят, что история учит тому, что ничему не учит. В стране ведь не прижились все потуги сакрализации торговли. Ни НЭП с лозунгом «Учиться торговать», ни Бухаринское потакание мелкому хозяйству. Торговля (и торговцы вместе с ней) приобрела особый статус после XXII съезда партии, когда в 3-ю программу вписали главной цель – всемерное удовлетворение растущих потребностей. Наверное, на то было масса причин. Может реакция на разруху и послевоенный аскетизм, но основы системного кризиса в стране были заложены. Потребности у всех индивидуальные, а форма собственности общенародная (читай государственная). Так и вышел на арену не производитель, не потребитель, а Распределитель. Да и еще в эпоху тотального дефицита. И эта торговая психология (умей жить, пользуйся моментом) охватила все слои, что и проявилось в конце 80-тых годов. Какие кумиры, такие и времена!