9 марта в Москве SHAMAN выступил с программой "Я русский". Аншлаг в зале на 7 тыс. мест. Следующий концерт состоится 13 марта.
Ярослав Дронов, выступающий под сценическим псевдонимом SHAMAN, сегодня бьет рекорды популярности. Миллионы прослушиваний его песен чуть ли не в первые сутки после их выхода в сеть, порядка полумиллиарда просмотров и прослушиваний на различных музыкальных платформах в течение последнего года, попадание хита «Я русский» в «100 лучших клипов мира» на YouTube – это лишь измеряемые показатели.
В год СВО он неожиданно ворвался в наш звёздный ряд поп-, рок- и прочих певцов, заняв в нём первые позиции. «Я русский» и «Встанем», написанные, как и почти все его песни-композиции, самим Ярославом, стали своего рода гимнами дня сегодняшнего. Певец вышел и в информационное пространство. В связи с начавшимся масштабным гастрольным турне по России его атаковали журналисты, которых почему-то интересуют, прежде всего, два вопроса: что он сделает с анонимным доносчиком, обвинившим его в экстремизме за песню "Я русский", и зачем он в клипе «Исповедь» позволил срезать свои так называемые дреды – косички-завитки, которые, казалось, так подходили образу этакого мальчика-Леля, бродящего по бескрайним колосящимся полям в клипе «Я русский…».
Прежде, чем дать ответы на эти вопросы, надо отметить, что Ярослав Дронов скромен и сдержан в оценках себя и других. Это проявилось и в многочисленных интервью, и особенно в телепрограмме у чрезмерно знаменитого Малахова. Скорее всего, это традиции семьи Ярослава, доказательством чему слова его отца, профессионального музыканта Юрия Дронова, который также стал участником концертов сына, а журналистам сказал, что певец SHAMAN, конечно, публичная фигура, но не звезда, ибо звёзды – они наверху.
Но всё-таки почему? Почему такая популярность? Ведь на концерты SMAMAN-а в Питер некоторые зрители, а точнее, зрительницы приехали, например, даже из проклинающей сегодня русских Германии. А уж про другие российские города, которые не попали в географию нынешних гастролей, и говорить не приходится. Почему концерты 2 и 3 марта в зале «Октябрьский» в Петербурге, с которых начался проходящий сейчас гастрольный тур, прошли с аншлагами? А это зал на 3,5 тысячи мест. И это при том, что, по многим свидетельствам, в городе не было ни одной афиши концерта. И первые появились только 1 марта вечером, да и то уже на завершающие даты тура – 30 и 31 марта. Может быть, некоторые представители властей «второй столицы» излишне космополитичны? Ведь афиша гласит «Я русский».
Так в чём же феномен SHAMAN-а? Да в том, что он – русский. Он – из нас. Из тех, кто (как он написал в объяснительной по поводу "экстремизма") в независимости от этнической принадлежности с удовольствием слушает и поёт его песни, в том числе и «экстремистскую» «Я русский». А ещё он представляет собой и поёт о том, что большинством из нас не осознаётся. Мы просто несём это в себе. И вот наконец-то оно оказалось явлено благодаря голосу и творчеству SHAMAN-а. Не случайно на его концертах всегда звучат и голоса его зрителей, когда он выходит в зал, и любой человек может спеть вместе с любимым артистом.
Как тут не вспомнить те таинственные коды русского человека – базовые свойства нашего национального характера, о которых неоднократно говорил и писал Александр Андреевич Проханов. Все эти коды проявились чудесным образом в личности Ярослава Дронова.
Возьмём установку на возможность невозможного. У Проханова это и взыскание мечты, и извечное ожидание русского чуда. Сюда же – и священность труда. А что SHAMAN? Известно, что до нынешнего «взрыва сверхновой звезды» автор и исполнитель собственных песен, режиссёр своих клипов, Ярослав Дронов написал более двухсот композиций, оставаясь неизвестным миллионам. Сразу вспоминаешь Маяковского и его «тысячи тонн» руды единого слова ради – того, что прозвучит по-настоящему. А уж что говорить о чуде? SHAMAN живёт чудом и в чуде. Свой сценический псевдоним он приобрёл тоже отражением чуда: слушатели и поклонники говорили ему, что в его действе и пении есть нечто магическое. Чудом он называет аншлаги на его сегодняшних концертах. Ярослав часто говорит о необходимости самоотдачи, и зритель встаёт с мест, проникаясь его истовой самоотверженностью на сцене. Он не выходит на сцену, не помолившись. И композиция «Исповедь» о чём, как не об этом? А слова «Я русский, я иду до конца» из «экстремистской» песни? А код воскрешения – не об этом ли?
Прохановские общее дело и оборонное сознание. Из этого состоит весь сегодняшний репертуар певца. Разумеется, исполняет он и то, что написано на эту тему до него, но по-своему, как то же «Полюшко-поле». И когда Ярослав говорит журналисту: «Любовь к Родине – это высшая форма любви», ему веришь. В Луганске на концерте он записал голоса донбассцев, где каждый из них произносит слово «Мы», и они будут звучать в новой песне. А «Гимн России» в авторской аранжировке на любом из концертов, хоть в Ялте, хоть в Питере, поёт весь зал.
И, наконец, русская всемирность – это тоже по Проханову. Ведь не устоял же перед ней в лице певца антироссийский YouTube. Кстати, к вопросу о латинском написании псевдонима. Конечно, об этом его тоже спросили. Мол, не совсем понятно в разрезе патриотизма и указаний высшего руководства об очищении русского языка от заимствований. Ответ, если коротко, был таков: я пришёл из интернета, а там всё на латинице, так пусть знают наших. Возможно, певец когда-то поменяет и это. Как сменил те самые дреды.
Талант – это всегда чудо. Чудо и труд. Ярослав Дронов получил высшее музыкальное образование (знаменитая «гнесинка»), изучал народное пение. Он – многосторонний и высокого уровня профессионал.
SHAMAN и народен, и остро современен. Традиция существует только в интерпретации. Вроде бы давно забытые народные песни обретают, благодаря Ярославу Дронову, новую жизнь и снова будят в нас те самые коды.
А под занавес про … дреды. Казалось бы, тема несерьёзная. Да не знает он, почему так случилось. Так и сказал интервьюерам. Но ведь большой артист и не обязан про себя всё знать или просто говорить (ищите ответ в его композиции "Исповедь" – прим. ред.).
SHAMAN оказался созвучен времени, уловил его зов. В том числе и поэтому засуетились бесы так называемой критики, мол, SHAMAN – «кремлёвский проект». Ну что ж, даже если бы это было так, то «проект» однозначно успешный. И праведный.
«Я русский, я иду до конца». Иди, SHAMAN, иди. Пусть дарует тебе Всевышний «осилить жизни путь», как ты просишь в песне.
P.S. И, конечно, он снова приедет в Донбасс, в другие прифронтовые российские города, о датах посещения которых заранее не объявляется по понятным причинам.