С дошкольного детства мне приходилось решать сложную мировоззренческую проблему, не имея на это и для этого особых средств. И нельзя сказать, что она сама возникла во мне и терзала меня. Нет. Её поставили передо мной люди, которые окружали меня в моей детской, как сейчас говорят, повседневности.
Учительница во 2 классе в городе Добромиле Львовской области рассказывала нам, что нет на Земле лучше и красивее места, чем Украина. Я не знал тогда про то, что бывает со взрослыми и почему они начинают врать, почему они перестают видеть мир вокруг себя и перестают носить в себе добро. Не знал. Я просто удивлялся и пытался рассказать учительнице, что город Куйбышев не хуже, чем Украина, и на Земле есть много мест, где тоже так хорошо и не хуже, чем на Украине. Я хотел всеобщности добра и красоты, как сказал бы сейчас. А как я говорил тогда?
Я тоже любил Украину, любил эту красоту и буйство красок вокруг, и реку Вырву под окнами, и вид из окна на гору, и на её вершине развалины замка Гербурта, и Лысую гору, где зажигали костры в ночь Ивана Купалы… А другие окна у меня выходили на 3 гектара панского польского сада и аллею с вековыми деревьями грецких орехов, они сильно выделялись среди других деревьев, как они реагировали на ветер, на всё вокруг. Сейчас от этого сада ничего не осталось. В постсоветское время, когда всё стало можно, его вырубили и застроили домами.
Но мне тогда казалось несправедливым не видеть остального, того, что называется Россией. Не уверен при этом, а знал ли я тогда само понятие справедливости? А может быть, я знал гораздо больше, чем мне кажется?
Будущих воспитателей детских садов и учителей начальной школы обучают методикам и внедрению инноваций, а интересно, учат ли там, что и как детям рассказать, чтобы они поняли, кто они и зачем?
Сейчас зато я узнал, почему меня не любила воспитательница в моем детском саду на Западной Украине. Дети прямо и непосредственно чувствуют любовь-нелюбовь. И детям важно расти в любви и добре. В общем, уже совсем недавно, спустя 50 лет, я узнал, почему она меня не любила. Когда она заканчивала школу, у нее в классе учился мальчик, который ей нравился. Мальчик взял гранату и убил в городе нашего офицера и двух солдат. Мальчика судили и расстреляли. А девочка эта на всю жизнь возненавидела все, что связано с СССР и Россией.
А тогда, в детстве, мне была непонятна эта нелюбовь ко мне – так же, как преувеличенная любовь к Украине. Даже в детскую логику и детское понимание того, что такое хорошо, такие взгляды и такое отношение к другим не укладывались. Да, надо сказать, не укладываются и до сих пор.
А когда это возникло? – Что? – Ну тот самый вопрос про русских?
Возникло это года в 3-4, в детском саду в Куйбышеве. Воспитательница сказала нам: все русские мальчики, соберитесь тогда-то там-то.
А я ходил за воспитательницей и все спрашивал: а я кто? Ведь я знал, что часть моих родственников с Украины. Русский ли я? Кто я? Это ведь так мучительно, ответить на этот вопрос.
Она мне и сказала, что я русский.
В моей группе детского сада обижали маленького мальчика-чуваша. Вот воспитательница собрала нас и объяснила: Вы – русские! Знаете, кто такие русские? Чем отличаются русские? Мы, конечно, дружно сказали, что нет. Воспитательница нам тогда и говорит: Русские – это те, кто всегда защищает слабых! Русские – это те, кто всегда защищает тех, кого обижают! Русские – это те, кто защищает других!
Так и был сформулирован воспитательницей детского сада один из главных принципов глобальной модели будущей русской национальной идеи: Русский – это вопрос не биологии, а аксиологии.
После этого изменился мой взгляд на мир. Оказалось, что у меня есть миссия. Слова такого я не знал, и мультфильмов об этом мы тогда не смотрели. Просто оказалось, что самим фактом своего рождения я связан с неким делом и неким пониманием добра.
Собственно, вся национальная идея сегодня вертится вокруг того детского вопроса: кто мы?
И ответов здесь тоже немного, и они все «детские»:
- либо русские – это просто национальность и кровь, и мы такие же, как остальные. Тогда здесь исчезает Россия и появляется вновь то, что было до появления нашей миссии – Московия. И тогда наши друзья-соседи-братья правы – со всеми вытекающими отсюда последствиями;
- либо мы цивилизация со своей, сложившейся в истории, культурой – Русский мир, как сегодня часто говорят. В общем, мир, опирающийся на государство, но к нему не сводящийся. Здесь есть миссия, но она региональная. Неплохо, но миров таких немного осталось и времени у них для жизни тоже не очень много;
- либо мы мировой проект, один из мировых полюсов, задающих смысл и цель нашего исторического существования – и не только на Земле (в вечности и в бесконечности) – его ценности и заповеди жизни. Мы тогда выполняем ту роль, о которой я услышал в детском саду: мы защищаем слабых, нуждающихся, лишенных, мы защищаем Свет и Правду.
Через год я узнал, что, может быть, я Другой? В детском саду на Западной Украине мальчик во время обеда назвал меня москалем. Кто это, я не знал, но мне объяснили, что быть им – это «плохо», и даже очень плохо. Была драка, повседневность детского сада была нарушена мировоззренческими вопросами. Вопрос этот остался на всю жизнь. А мы оказались, спустя годы, друзьями.
А мальчик этот, став мужем, поведал мне одну из тайн существования Украины. Он принадлежал к одной из элитных семей (как сейчас говорят) ещё Австро-Венгерской империи. Спустя 50 лет после детского сада он мне сказал: Украины самостоятельной никогда не будет. У нее только два пути – быть в Европе или в России. Если она войдет в Европу, она исчезнет, растворится. Только в России она сохранится, будет собой.
Мы сейчас часто говорим о необходимости диалога. Слов все больше, а диалога все меньше. Когда-то нам не нужны были переводчики для того, чтобы мы – русские, украинцы и белорусы – легко понимали друг друга, слышали друг друга, и нам не нужно было объяснять смысл слов наших языков.
А слова на белорусском языке из старой песни ВИА «Песняры» «Александрына» и сегодня легко передают то главное, что есть в нашей жизни:
«Мне не забыцца песні той даўняе вясны:
— На Мурамскай дарожцы стаялі тры сасны…
Цяпер магу прызнацца, тады пачаў кахаць…»
-
Надежда
11 октября 2020 в 21:10Крюкова
Очень хороший материал, большое спасибо за его создание. Я не русская по национальности - болгарка, но полностью согласна с Вашими выводами. Русские люди, поистине ВСЕЧЕЛОВЕКИ. Истинные человеки. И узнала я это в далеком детстве. Если рассматривать населяющие нашу землю народы как части одного цельного, Богом сотворённого некогда Человечества, я бы назвала РУССКИЙ НАРОД его СЕРДЦЕМ. А кто не знает, что с гибелью сердца гибнет и весь ОРГАНИЗМ? Только этим можно объяснить, почему сатанисты всех мастей ополчились против РУССКИХ ЛЮДЕЙ И РУССКОГО НАРОДА. Но ведь Господь Бог поругаем не бывает.
-
Виктор
12 октября 2020 в 00:51Хохлачев
Это называется: "заблуждение Иакова"...
Если вкратце: " , "Равви, каким образом я достигну Того-Кто-Есть, поскольку все эти силы и множества восстали против меня?" Он сказа мне, "Эти все силы не восстали именно против тебя, но они восстали против другого. Это против меня они настроены. И они восстали вместе с другими силами. Но они восстали против меня в наказании".
Проще говоря восстали не на русского или татарина, они как все, и не на буржуинскую Россию. Восстали на Советского Человека (вот Он - ни как все, у него нет национальности, как и у тех ценностей о которых вы говорите, и это Он сейчас в наказании) и на СССР ("Материальный Союз ради Системы их, и Места Обитания"). Не вас убивают, Его убивают в вас , и нравственным растлением и сладеньким ядом национализма... Полегче с этим кровавым напитком.
-
Виктор
12 октября 2020 в 07:10Степанов
Какая национальность "уевропэйцив" ?
Вчера они воевали в армии Наполеона,чуть позже в армии Гитлера.
Россия -государство исчезло в 1917 году.СССР-государство исчезло в 1991 году. Франция,Англия,Германия и Новая Россия остались. Кому сегодня грозит угроза крушения?
-
Виктор
12 октября 2020 в 14:33Хохлачев
Тавтологией на тавтологию - разрушение не угрожает, оно разрушает. Вы этого ещё не видите? Ждите. Скоро почувствуете, но каким то иным органом.
-
Виктор
13 октября 2020 в 06:15Степанов
Душенов написал статью:"Русская угроза стала невидимой!" В данном предложении угроза не угрожает,а предупреждает.Угро́за — запугивание, обещание причинить кому-либо вред, зло.
В моём предложении "угроза"-внутреннее состояние,которое грозит России. Не НАТО не США грозят- это лживая политика на истощение ресурсов,на сохранение олигархического режима.
"Разрушение не угрожает",но разрушения нет,а есть угроза,которая угрожает,которую можно и нужно пресечь.Это достижимо досрочными выборами президента.
-
Виктор
13 октября 2020 в 06:34Степанов
Угроза представляет собой психическое насилие над другим человеком.
В моём понимании это объявление на выборах,которых не было 70 и 80,1%. От этого насилия люди гибнут как мухи от подслащенного мухомора, от стресса или на баррикадах, от разводов, от самоубийств. Выбрасывают из окна новорожденного,насилуют подопечных детей.Гибнут тысячами на дорогах от пьяных,наркоманов,от изнуряющего труда.
-
Александр
13 октября 2020 в 01:34Супалов
Уважаемый автор очень хочет искренне сказать что-то хорошее, но прибегает к негодным аргументам, путает понятия и в результате идёт совсем не туда.
Сначала — аргументы, все на уровне детского сада. Слабых защищают хорошие люди, русские они или нет. Та воспитательница из Куйбышева тоже хотела как лучше, но сказала опасную глупость. Это — раз.
Далее, можно любить Украину — свою родину — и тем не менее не ненавидеть Россию и кого-либо ещё. Опять же, та другая воспитательница из Львова не должна была никого воспитывать, даже телят.
Теперь — понятия. Русский — это прежде всего именно национальность. Папа-мама русские — нет вопросов. Папа или мама русские — выбор индивидуя. Папа и мама нерусские — извини-подвинься. И всё.
И не надо путать национальность с русскостью, т.е., с самоощущением себя именно русским. Русским по духу может чувствовать себя и негр, и испанец, и еврей — примеров тому тьма. И наоборот, русский по крови может по духу быть кем угодно, в том числе и немцем. Опять же, примеров — хоть пруд пруди.
И уж совсем отдельно от этого существует гражданство. Русского гражданства нет, есть только российское — страна многонациональная и не скрывает этого, как некоторые, не к ночи будь помянуты. Так что есть масса русских по крови и по духу, имеющих иное гражданство, и масса россиян, не русских ни по крови, ни по духу. Хорошо это или плохо — это другой вопрос, но это объективно так.
-
Александр
13 октября 2020 в 02:05Супалов
Далее, есть идеология, приверженцем которой является объективно и ощущает себя субъективно конкретный индивидуй. У нас тут есть фашисты, коммунисты, сионисты, либералы — кто угодно, практически во всех сочетаниях, и в том числе фашисты, считающие себя коммунистами.
Далее есть отношение индивидуя к России как государству и стране, что не есть одно и то же. Тут можно встретить патриотов, а можно и ненавистников России, которые тем не менее и считают себя русскими, и являются ими по крови и (минус пятая статья) по паспорту. При этом любить и ненавидеть можно всё сразу, а можно, например, ненавидеть только «совок» или т.н. «РФию», а всё остальное — наоборот пылко любить.
И наконец, есть отношение индивидуя к русским и другим — причём во всех их ипостасях, от национальности до гражданства. Есть интернационалисты, русофилы, русофобы, антисемиты и так далее — опять же, субъективно и объективно.
Есть также и идеологические и прочие — даже классовые — предпочтения и предубеждения, не говоря уже о личных отношениях с конкретыми людьми.
Некоторые из этих черт образуют устойчивые сочетания, но есть и достаточно отклонений от всех правил.
В общем, в жизни всё несколько сложнее, чем в детском саду, и разбираться с этим надо систематически, серьёзно, не торопясь, а не только на уровне эмоций, какими бы сильными и благородными они ни были.
-
Юрий
10 декабря 2020 в 12:29Куклин
Классик давно сформулировал суть русскости - всечеловечность. А коли так, то русскость - цель и смысл жизни, даже если русский об этом и не задумывается.