Сообщество «Экономика» 13:45 15 февраля 2021

Кто спас экономику России в 1998 году?

Чубайс, видимо, полагает, что у россиян напрочь отшибло память

Анатолий Чубайс в документальном фильме "Крепость" назвал одного из главных спасителей российской экономики во время кризиса 1998 года. Выдержки из фильма приводит ТАСС. Им, по словам Чубайса, стал нынешний глава Счетной палаты и бывший министр финансов Алексей Кудрин. В 1998 году он занимал несколько должностей, в том числе управляющего от России в Международном валютном фонде и заместителя управляющего от России в Европейском банке реконструкции и развития. По словам Чубайса, Кудрин в сжатые сроки смог «выработать целостную процедуру» с участием Центробанка, министерства экономики, Минфина и Госимущества, а затем «доехать с ней до МВФ и заставить их принять решение о поддержке». «Такое решение, казалось, честно говоря, совершенно невозможным тогда. Большая была битва. Этап закончился триумфом. Мы получили $24 млрд. Невероятно, фантастика», — сказал Чубайс.

Вообще, иногда лучше помолчать. Господин Чубайс, видимо, полагает, что у россиян напрочь отшибло память. 1998 – это год дефолта по ГКО и краха режима валютного коридора. Традиционно считается, что это стало результатом финансового кризиса на азиатских рынках, к которому приложился известный финансист Джордж Сорос. Однако в России были и другие фундаментальные причины. Приватизация шла за ваучеры, а не за деньги. Плюс к этому ведущие компании страны ушли на залоговых аукционах близким к Борису Ельцину олигархам по символическим ценам. В результате казна оказалась пуста. А вечно привлекать деньги за счёт выпуска ГКО было нельзя. Ну и любимые Чубайсом олигархи, получившие активы на залоговых аукционах, не горели особым желаниям платить налоги. В казну шёл мизер. Кредиты МВФ, кстати, имели и политическую составляющую. Например, уступить террористам на Северном Кавказе. Для Запада они всегда были не террористами, а повстанцами.

Но невидимая рука рынка не всегда ласкова, но всегда справедлива. Дефолт и девальвации похоронили курс Чубайса, Борис Ельцин скоро должен был уйти в отставку. У экономики России в 1998 году действительно есть спасители. Их имена известны. Это глава Банка России Виктор Геращенко, премьер Евгений Примаков и вице-премьер Юрий Маслюков. Они были прекрасными кризисными управляющими. В результате курс рубля стабилизировался, рынок акций отскочил от нуля, Сбербанк был спасён, а уже в 1999 году экономика России вернулась к росту. Евгений Примаков вполне мог стать следующим президентом России, просто он не нашел тогда общего языка с всесильным Борисом Березовским.

Cообщество
«Экономика»
1.0x