Если вы думаете, что миф о сером, убогом и страшном СССР измышляет коллективная Ларина-Альбац*, то вы неправы. Потому что им на подмогу давным-давно пришли …наиболее яркие адепты советского мира, который в их сочных рассказах выглядит не менее исступленно. Да-да. Вы всё правильно поняли, да и я не ошиблась.
И либералы, и передовой отряд «ностальгирующих» действуют в едином потоке, маниакально создавая образ государства, в котором не было ничего живого, а люди напоминали биороботов, маршировавших в направлении коммунально-тотального будущего. Разве что первые считают весь СССР – ГУЛАГом, где все прошли через 58-ю статью, а вторые жаждут «вернуть всё взад!», как на знаменитой карикатуре Васи Ложкина. Причём, в это «всё» входит непременная расправа и кровища.
В эпоху Перестройки в «Огоньке» и других СМИ часто мелькала картина Дмитрия Обозненко «Ночной звонок» - там два чекиста звонят в дверь своей жертвы. Так вот сия фабула нынче не менее популярна и её публикуют, как либеральные шавки (вся эта ужасная страна писала доносы!!!), так и около-советские диванные борцы (мало сажали, надо всех!!!). Такая совместно-истовая любовь к этому полотну говорит о многом – и мега-сторонники, и люто-противники мыслят в одном направлении.
Сейчас у многих фанатов псевдокоммунистического направления циркулирует знаковый тезис о том, что не будь чисток 1937 года, не случился бы и 1945-й год. Мол, без товарища Ежова и его бравых ребят, основательно проредивших «разную сволочь», русский, советский народ …всё бы сдал фрицам. То есть неосоветисты (или как они зовутся?) открыто критикуют Сталина и Берию, объявивших ежовщину преступлением.
Также критике подвергается всё, что составляло повседневную радость советского человека – от музкомедий Григория Александрова (снимал какую-то голливудщину с дворянкой Орловой!) до киноработ Эльдара Рязанова (вот такие фильмы с их интеллигентской рефлексией и развалили страну!); от киножурнала «Фитиль» (гадюки ругали самые лучшие в мире, пахучие столовые да искали бракоделов, которых не было!) до карикатур в журнале «Крокодил», ведомственно относившегося к газете «Правда» (в СССР никаких недостатков не имелось – эти подонки нам всё врали!)
То бишь диванные патриоты красного проекта, en masse работающие в офисах, то есть ни черта не производящие, кроме дури и комментариев в соцсетях, мнят, что Советский мир был наводнён скрытыми врагами, очернявшими или развращавшими «простого стахановца», мечтавшего перевыполнить план ради самого плана и выучить ещё одну главу из трудов Ленина.
…Помню свою статью на платформе Яндекс-Дзен насчёт фильма Георгия Данелии «Афоня». В частности, о том, как работяги ненавидели месткомовские собрания, где обсуждали прогульщиков. Данелия показал, как сантехники томятся, поглядывают на часы и разгадывают кроссворды. Но – нет! «На тех собраниях крепилась незримая связь между работниками, вырабатывались начала крепкого содружества, о котором сейчас приходится только мечтать. Собрания любили все, кроме таких, как вы!» - выдала женщина моего поколения. Ей активно поддакнули товарищи с серпасто-молоткастыми юзерпиками. Дескать, святое дело – после работы остаться, дабы осудить какого-нибудь Афоню.
Этот образ – хомо-сапиенса, яро стремившегося к сборищам, толковищам да манифестациям (вместо ужина и телевизора или книги, как было в реальном СССР!) до мельчайших подробностей совпадает с представлениями всяких иноагентов – те ровно так же описывают типового советикус: в голове - пустота, в руках плакат «Свободу Анжеле Дэвис!», в кармашке – донос на соседа.
Когда слезливо-агрессивные фанаты ГУЛАГа, коммуналок - этих «тренингов совместного бытия» и карательной психиатрии – активной помощницы партии, описывают «свой» СССР, туда уж точно не хочется возвращаться! Там всё предельно серо и колюче. А наш советский мир был разный и невероятно живой, где обитали здравые люди, перевыполнявшие план не для того, чтобы помочь неграм в их борьбе с колонизаторами, а чтобы… получить отдельную квартиру. Социализм виделся не как маршировка после смены и питание в коллективной столовой, а как возможность учиться, смотреть комедии, жить в чистом и просторном помещении, а, если захотелось – ужинать в ресторане. В СССР имелось всё – и победы, и драки, и высокая грамотность, и отстающие ученики, и секс, и мода, и жулики, и академики.
Столовые были ужасными, продукты – прекрасными, техническое образование – отменным, гуманитарное – идеологизированным и тусклым, хирургия – высший пилотаж, стоматология – полный отстой, государственная эстетика – победительной, этикетки – скучными, мода из ОДМО на Кузнецком мосту – эффектной, ширпотреб в магазинах – скудным, телевидение, кино и театр – бесспорно-крутыми. И так можно продолжать очень долго.
Тем же, кто славит ежовщину и 1937 год, хорошо бы сходить к психиатру – благо, нынче сия отрасль медицины перестала быть карательной. Захотелось сказать: «А зря», но вовремя себя остановила.
*Признаны иноагентами.