Информация о прошедшем в Астане 28 ноября саммите ОДКБ, совмещённом с государственным визитом президента России Владимира Путина в Казахстан, наводит на параллели с памятным заседанием Совета Безопасности РФ 21 февраля 2022 года, на котором принималось решение о признании народных республик Донбасса, — решение, ставшее прологом к началу Специальной военной операции по демилитаризации и денацификации Украины, а также всем последующим событиям. В ходе того заседания Путин поставил своих коллег по высшему политическому руководству страны перед дилеммой личного выбора: окончательно пойти на конфронтацию с коллективным Западом, признав независимость Донецкой и Луганской народных республик, что явно нарушало принцип «территориальной целостности Украины», или же следовать «миропорядку, основанному на правилах» и продолжать театр вокруг «Минских договоренностей»?
Видеозапись этого заседания по-прежнему находится в свободном доступе (например, здесь), и можно видеть, что особого энтузиазма по указанному поводу многие из присутствующих — по разным причинам — тогда не испытывали. Одако логика обстоятельств развивалась таким образом, что иного реального способа отстоять национальные интересы Российской Федерации и её государственный суверенитет не оставалось. Что, в общем-то, подтверждается почти тремя годами проведения СВО, которая сама по себе стала лишь одним из фронтов глобальной гибридной войны «альянса демократий» против России. Сегодня речь уже идёт о реальной перспективе перерастания украинского конфликта в Третью мировую войну с угрозами применения — неважно, каким образом, — оружия массового поражения, в том числе атомного и термоядерного. И если в феврале 2022-го Путин на Совбезе РФ обратился к людям, которые формально находились в подчинении у него как президента России, то в ноябре 2024-го на саммите ОДКБ он обратился к людям, которые формально имели равный с ним статус — глав независимых суверенных государств, и в этом обращении не просто подтвердил полную готовность РФ к политическому и военно-техническому ответу на дальнейшую эскалацию странами «альянса демократий» украинского конфликта с прямым участием их вооружённых сил в боевых действиях против России, но фактически предложил главам стран ОДКБ определиться с выбором: на какой стороне баррикад они при этом будут находиться, с нами или против нас?
Это весьма существенное изменение во внешнеполитической позиции РФ, поскольку между принципами «Кто не с нами, тот против нас» и «Кто не против нас, тот с нами» разница весьма ощутима и носит принципиальный характер. В частности, как сообщается, прошедшая в рамках визита и саммита беседа между президентами России и Казахстана продолжалась в течение шести часов — а значит, на ней обсуждались весьма существенные вопросы не только для взаимоотношений двух стран, но и для всего комплекса международных отношений, в котором Касым-Жомарт Токаев как бывший заместитель генерального секретаря ООН имеет более чем достаточные компетенции. Видимо, первым из результатов этой беседы стало заявление вице-премьера Казахстана Серика Жумангарина, что поддержка Астаной антироссийских санкций не будет распространяться на товары, произведенные в самом Казахстане, который, стоит напомнить, являлся третьей, после РСФСР и Украины, по своему социально-экономическому значению союзной республикой в СССР. Реакция других постсоветских стран-членов ОДКБ ожидается в широком диапазоне от практически безоговорочной поддержки России Республикой Беларусь до почти полного дистанцирования Армении, которая, как было заявлено, «взяла паузу» в отношениях с Москвой. Тем не менее, общий вектор на консолидацию и мобилизацию уже не только Российской Федерации, но и всего «постсоветского пространства» в целом теперь можно считать заданным, а это, в свою очередь, — свидетельством того, что Россия в текущей ситуации считает перспективу длительного конфликта с «альянсом демократий», в том или ином его виде, с США или без, не только вероятной, но и неизбежной.