Сначала, 27 июля, улицы украинской столицы заполнили верующие Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП), которые, собравшись на Владимирской горке, прошли крестным ходом и провели молебен в Киево-Печерской лавре. На следующий день, 28 июля, шествие устроили представители «Киевского патриархата» (УПЦ КП) и Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ) — неканонических, которые назвали свои сборы «Молитвой за Украину и за единую поместную Украинскую православную церковь». В этом шествии, в отличие от крестного хода в субботу, было множество официальных лиц, включая Петра Порошенко. И даже движение людей подчёркнуто было проведено в обратном направлении: от киевского Владимирского собора, принадлежащего УПЦ КП, к Владимирской горке.
Эти мероприятия уже получили неофициальное наименование «хересна хода» — из-за двух «президентских твиттеров», в первом из которых Пётр Порошенко назвал данное мероприятие «херсна хода», а затем исправил на «хресна хода». Они должны были продемонстрировать многочисленность верующих двух неканонических «церквей» и тем самым проторить дорогу к столь ожидаемому ими признанию — томосу, который украинские власти безуспешно пытаются получить от патриарха Константинопольского Варфоломея. Создаваемый украинскими властями фантом «единой поместной Украинской православной церкви» — совершенно искусственная конструкция. То, за что современные украинские политики ругают усопший СССР: выхолащивание и секуляризацию живой православной веры, подчинение церкви интересам государства, тайное сращивание церковной иерархии и спецслужб, — сегодня происходит на Украине «в полный рост». Чудом выжившее в ХХ веке русское и украинское православие сегодня попало в жернова политики и пропаганды официального Киева с целью разделить единое тело православной церкви, вычленив из него некое удобное им «украинское православие».
В таком подходе, кроме полного небрежения интересами верующих, есть и другие «подводные камни». Первый из них достаточно прост: выдуманное «президентом» Порошенко, «патриархом» Филаретом и Ко «объединение православных церквей», из которых церковью, согласно каноническому праву, является только УПЦ МП, — это отнюдь не акт веры, а искусственное сшивание нынешними властями чудовищного «франкенштейна». Современные церковные структуры складывались столетиями и даже тысячелетиями, поэтому объявить об «унификации» церкви можно исключительно нарушив все писаные нормы религиозной жизни и неписаные обряды и правила. Второй момент сложнее, но также понятен: такое «объединение» по указу власти не будет принято большей частью православных Украины, после чего уже они будут вынуждены уходить в катакомбы новой гонимой и угнетаемой веры, а их храмы и приходы будут захвачены и уставлены иконами с «ликами» Бандеры, Шухевича, Порошенко и прочих «героев» нынешней украинской власти.
Если обращаться к историческому опыту, то именно в результате попыток соединить православие и католицизм путём нескольких «уний» во времена Речи Посполитой, сегодня на Украине существует Украинская греко-католическая церковь (УГКЦ). Возникло ли за прошедшие почти полтысячи лет, благодаря её созданию, единение католиков и православных? Нет.
Конечно, нынешние власти всячески пытаются представить идею «объединения» как естественный процесс, выражающий чаяния широких масс верующих, но по факту — это акт государственного насилия над верой. Нынешние недалёкие «кесари» кроят живое тело церкви острыми ножами и суровыми нитками, разрезая и сшивая его удобным им способом. Верующие для них — не более чем ресурс, который можно в нужный момент продемонстрировать в качестве «парадных молящихся», не обращая внимания на то, что все версии украинского православия: и канонические, и непризнанные, — за последний век уже выработали принципы «религиозного общежития», пусть и несовершенного, но действующего. Каждый в своей келье, с единым Богом в сердце. А тут совершенно уникальное предложение: держите ваш единый православный барак, молитесь — по нашим правилам.
Резюмируя, можно лишь процитировать короткий разговор бывшего президента Украины Виктора Ющенко и нынешнего патриарха Московского и всея Руси, а тогда — митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, который состоялся ещё в 2009 году. Тогда Ющенко заявил: «Самое большое желание украинского народа — жить в единой поместной православной церкви». На что патриарх ответил: «Эта церковь, господин президент, существует. Есть поместная церковь в Украине. Если бы её не было, не было бы сегодня Украины».