Не то поражает, что у нас продолжают издаваться книги, выходить фильмы или ставиться спектакли откровенно русофобской направленности, паразитирующие на классике, извращающие историю, важные для многих из нас смыслы… Как правило – бездарные, но непременно с претензией их «создателей» на особый творческий подход, на якобы «свое видение»… Наиболее отличившиеся на этом поприще даже отмечены премиями, в том числе, увы, государственными…
При всех нынешних разговорах о патриотизме, о высокой миссии людей культуры, всё это продолжается. И не удивляет, учитывая испытание нашего общества с конца 80-х годов массированными и целенаправленными информационными атаками на массовое сознание. Признаем: в большинстве своём мы это испытание не выдержали. В результате традиционные духовные и культурные нормы были подвергнуты осмеянию, окарикатуриванию, вместо них торжествующе утверждалась «новая нормальность»… В этой «нормальности» было позволено всё. Коммерция вторглась в культуру и стала мерить деньгами, как вроде бы объективным критерием, значение того или иного писателя или художника, что полностью извращало картину культурной жизни… О какой «объективности» речь, если на эту «нормальность» усердно работали газеты и радиостанции, ТВ-программы, издательства, немалая орда критиков и журналистов, так или иначе, щедро подкармливаемые грантами из организаций и фондов, идеологически близкими спонсорами, кстати, не только с зарубежной пропиской.
Где они все сегодня?
Недалеко, а то и буквально рядом. Иначе не появлялась бы вот такая витрина с книжными новинками в магазине «Читай–город» на Сходненской, как на фото в одном из ТГ-каналов. Там под вывеской «Книги о Родине и настоящих патриотах», наряду с книгой о Путине, произведениями Д. Стешина, Захара Прилепина, А. Долгаревой, сборниками поэзии воюющих на СВО авторов, на одном стеллаже демонстративно выставлен почти десяток книг о маньяках, серийных убийцах и монстрах… Случайность?

Так же, как совсем не случайность публикация нового опуса Гузель Яхиной, лауреатки всевозможных премий за написанный суконным русским языком обширный текст «Зулейха открывает глаза». Сейчас Яхина нашла – подсказали? – очередной повод прославиться. «Прислонилась» к большому мастеру. Выдала на- гора «беллетризованную биографию» (представляя уровень Яхиной, от одного этого уже страшно) всемирно известного режиссера, человека со сложным, трагическим мироощущением, Сергея Эйзенштейна. Здесь перемешано все: Сталин и инцестуальные отношения с матерью, параллели режиссера с Христом и библейские аллюзии с отсылками к Ильфу и Петрову… И уже выстроились в ряд славящие сей словесный «пузырь» критики, есть информация, что на этом материале будет сниматься кино. Значит, снова впереди – телеэкран, премии, переводы…
У нас произошла катастрофа. Пандемия «новой нормальности» «отключила» в головах немалой части общества функцию предупреждения о возможной болезни, способной разрушить ментальное здоровье, вызвать психологические девиации. В России много лет последовательно расшатывали иерархию ценностей, и то, что от века казалось немыслимым, оказалось возможным и даже желаемым, прикольным, прогрессивным, приметой творческого самовыражения художника. Выезжает на сцену знаменитого театра в классической опере «Демон» герой на байке – новаторство! Публика аплодирует – какая смелость!
Ценностные сигналы в новой нормальности меняют полярность, чёрное представляется белым, и человек, читающий прозу какой-нибудь нынешней авторки о нездоровой тяге девушки к больному СПИДом собственному отцу, вместо отторжения, начинает чувствовать нечто вроде эйфории, не замечая, что подобное «творчество» отключает традиционные защитные системы и ведет к нравственной деградации, к самоуничтожению мыслящей личности.
Утрачивается то, что на Западе называют Concientización — процесс осознания того, как на самом деле устроен мир — его структуры, невидимые силы и человеческие отношения. Погружаясь в такой процесс человек начинает видеть привычки и шаблоны, которые ему со стороны навязываются и формируют мышление, и в конечном счёте путем рефлексии находит способы освободиться от ментальной зависимости, от внедряемых информационной средой стереотипов и шаблонов, от «колонизации» сознания. Трудно. Но каждый сам для себя должен предпринять подобное путешествие, если хочет остаться человеком со здоровым сознанием, деятельным, волевым, сильным, не зависящим от рисков, иллюзий и угроз окружающей действительности, умеющим самостоятельно и трезво их оценить.
В противном случае имеем вот такую картину.
С 3 апреля, когда на информационную ленту попали первые сообщения о смерти в Таиланде некоего рэпера Паши Техника, не было ни одного дня, когда бы эта информация не повторялась в том или ином виде в разных медиа, обрастая подробностями и фотографиями. В день Праздника Благовещения, казалось, можно было бы и остановиться. Так нет, 7 апреля ажиотаж вокруг рэпера обрел новую силу. Крупнейшее государственное Агентство РИА НОВОСТИ, РТ на русском, РЕН ТВ, Евразия daily, не считая десятка более мелких ресурсов – все написали о том, что сказали таиландские медики о причинах смерти Паши Техника, когда состоится прощание. «Аргументы и Факты» опубликовали даже статью о том, как умирал рэпер и зачем он поехал в Таиланд.
А такой, казалось бы, серьезный ресурс как РБК отметился расследованием «главных фактов о жизни и творчестве рэпера», о котором многие раньше и не слышали. У него была специфическая тусовка фанатов… Если же употреблено слово «творчество», хочется прямо спросить журналистов - вы его слышали или хотя бы тексты читали?
Вообще-то, как Паша Техник использовал свою единственную жизнь – это его личный выбор. Более зрелому поколению не до его вызывающе непристойного поведения, количества наркоты и сексуальных связей… Аудитория Техника – юнцы, с которыми в обществе и так немало проблем. Настоящая информационная кампания, развернутая вокруг его смерти, включая федеральные СМИ, как раз и работала в отрицательном смысле на эту проблемную часть общества, повышая градус нездорового интереса к весьма сомнительной фигуре рэпера и его речовкам.
Не удержусь от примера, наиболее вегетарианского:
«Тварь, ты тварь
Тебя надо тр*хать, тебя надо тр*хать
Тварь, тварь, ты тварь
Тебя надо тр*хать всем стадом (Ой)
Тебя надо тр*хать всем стадом (Ой)
Тебя надо опускать при всех на видеокамеру (...)
Потому что ты тварь (Ты тварь), ты тварь…».
А вот на «злобу дня»:
«Поправки в Конституцию - Не надо мелочиться, ...!
Нам нужно, чтобы была в стране доставка Яндекс-дудка
Чтобы бесплатно приезжали, ..., проститутки
Нужно запретить носить в бассейне телкам плавки».
Вот такие в Конституцию у нас поправки
Скажете, мир дебилов, да?
Тогда как вот это оценить?
В минувшую субботу в России проходило ставшее традиционным мероприятие под названием «Тотальный диктант». Кто и какие тексты для него выбирает – отдельный и не менее скандальный разговор. «Либеральное подполье» окопалось и здесь. И, если, как пишет обозреватель «Абзаца» Роман Носиков, в Международной академии бизнеса и управления в Москве текст диктанта читал некто «Алексей Жидковский, этакий накрашенный мужик в юбке и женских шмотках, с жеманным вульгарным поведением, развязный и пошлый. В общем, классика транс-похабщины». То в качестве чтеца диктанта в Петербурге в Университете морского и речного флота им. Макарова появился приглашенный устроителями питерский рэпер и стример Федя Букер, который начал диктант с минуты молчания, почтив память Паши Техника. Видимо, в качестве образца-героя для будущих мореходов.
Такое оздоровление атмосферы в обществе…
Как поёт замечательная, несгибаемая Юлия Чичерина, которую не услышишь в центральных эфирах:
«А в московских ресторанах пьют шабли,
А на Чёрном море тонут корабли…».
Загл. фото: Культура.