Сообщество «Информационная война» 00:35 15 февраля 2022

Кто читает дальше заголовка?

источники общественного недовольства и скомканные ответы власти

Пока мировые (читай – западные) СМИ сочатся масштабнейшими кампаниями, не имеющими инфоповода, самой яркой из которых стала истерика с «неизбежным» нападением на Украину, российское медиапространство полнится привычными фейками, основанными на превратном толковании объективной действительности. Схема стара как мир – из вроде бы показательного случая выдёргивается пара нюансов, которые препарируются особенно тщательно, в то время как ненужное, неудобное и неинтересное без задней мысли игнорируется. Поверх этого медиа-гиганты шлёпают громкий заголовок, под которым можно писать любую чушь – всё равно почти никто не читает так далеко. На минувшей неделе фейсбук-блоги, ютуб-каналы, телеграм-чаты и прочие твиттер-обсуждения бурлили в спорах по двум поводам. Первым стала невинная учительница, которую бессовестные чиновники от образования уволили за смелость преподавать детям писателя Хармса и поэта Введенского. Вторым же стал несчастный школьник, которого подлые чекисты бросили в казематы Лубянки за подрыв здания ФСБ в компьютерной игре. Эти две бомбы, пустившие волну по информпространству, заставили публику забыть о всё никак не наступающем захвате Украины, фантомном допинге фигуристки Валиевой и даже фальсификациях на выборах новогоднего талисмана Новосибирска.

Всё началось ещё в конце первой недели февраля. Петербуржские СМИ, среди которых усиленно выделялась "Фонтанка", забыв о травле губернатора Беглова, принялись раскручивать историю, произошедшую ещё в декабре и выросшую из фейсбук-поста вроде бы преподавательницы одной из городских гимназий. Серафима Сапрыкина – так её зовут – в красках описала, как 80-летняя директриса заставила её уволиться за чтение десятиклассникам стихов «врагов народа» и «поборников фашистов» – Хармса и Введенского. Читателю представлялась хрупкая и лепечущая лирическая героиня, «называющая зло по имени» и теряющая работу по вине ополоумевшей коммунистки «с пугающе искаженным гневом лицом». Публике в Фейсбуке и читателям либеральной "Фонтанки" история зашла на ура – не в последнюю очередь благодаря упоминаниям «нового 37-го», 80-летнего полковника, заведующего музеем и «таскающего в школу военных для укрепления патриотизма, дети уже вопят», и льда под ногами майора из песни Летова, в честь которого Серафима назвала своего сына. Постоянные жители соцсетей принялись наперебой сравнивать РФ с КНДР, называть «эту страну» (так иносказательно в либеральных кругах принято называть Россию) «тоталитарной помойкой», ныть о притеснениях и вопить о репрессиях, на полном серьёзе сравнивая себя с теми, кто пострадал в конце тридцатых. Словом, нашёлся повод вновь спеть любимые песни. Любой же нейтральный читатель, против воли узнавший о ситуации из поднявшегося в газетах и теленовостях воя, при ближайшем рассмотрении обнаруживал, что дама, мягко говоря, имеет причуды, что несколько ставит под сомнение правдивость рассказанного ей, а однозначность осуждения абсолютного зла в виде директрисы гимназии и чиновников от образования вызвала серьёзные вопросы даже среди целевой аудитории этой драмы. Тем не менее, сугубо локальная петербуржская история, оперирующая банальными клише про новые репрессии и современный тоталитаризм, выстрелила на всю страну. Почему? Ответом тому служит кошмарная ситуация с пиаром госструктур в России. Не разобравшись в ситуации, различные ведомства и чины принялись кормить голодную до контраргументов публику противоречивой информации, чьи вбросы своей сумбурностью и несогласованностью первое время напоминали паническую реакцию. Сначала пресс-служба Министерства просвещения, под чью ответственность попадает среднее образование, довольно оперативно отреагировала на растущую популярность истории и поделилась словами своего руководителя, министра Сергея Кравцова. Тот заявил, что учительница должна быть восстановлена на работе, а то ведь «если административный работник будет включать "дубину" по поводу и без, что мы получим на выходе?». Затем начали выясняться подробности. Оказалось, что учительница – вовсе не учительница, а библиотекарь, а классный час, который она посвятила чтению поэтов Серебряного века, должен был проходить под знаком Битвы за Москву – таков план занятий. В петербургском издании "Ротонда" вышла беседа с вице-губернатором города Ириной Потехиной. Потехина изложила ситуацию так, как её видят городские власти – «живой и увлекающийся человек» не пожелал идти на компромисс с «консервативным институтом», живущим по образовательным стандартам. Но вместо прямого контакта с директрисой гимназии, которая, по словам вице-губернатора, оказалась «мудрым и влюблённым в профессию человеком», публика узнала о её мотивах со слов Потехиной, которые, разумеется, умелые люди тут же вывернули наизнанку, изобразив из них попытку чиновницы выгородить своих. Дальше – больше. Выяснилось, что чуткая и ранимая творческая личность, пострадавшая за свои убеждения от бездушной системы, подозрительно напоминает некую Симу Казимову из Волгограда. Эта самая Сима имела судимость и условный срок за пьяный удар ножом в грудь, закончившийся тяжкими телесными повреждениями собутыльника. Объединенная пресс-служба судов Волгоградской области опубликовала данные о судимости Казимовой, которая, как выяснилось, сменила имя и очень удобно потеряла паспорт, чтобы таким образом начать жизнь с чистого листа под именем Серафимы Сапрыкиной. Разумеется, за этой новостью не последовало никаких масштабных опровержений от крупных СМИ, так старательно раскручивавших борьбу храброго педагога с безумными сталинистами в руководстве школы. Более того, такие образцы беспристрастности и объективности, как финансируемое американским правительством "Радио Свобода" (признано иноагентом) и финансируемая британским правительством "Русская служба BBC" (почему-то не признана иноагентом) продолжили публиковать новые материалы по этой истории, совершенно игнорируя последние подробности. Лишь отдельные телеграм-публицисты и твиттер-эссеисты что-то невнятно возражали, говоря, что открывшиеся детали никак не влияют на общую картину, да и вообще являются фейком, вброшенным для обеления репутации советского лобби в петербуржских гимназиях. Но оставим вечное недовольство вечно недовольным и зададимся вопросом. Нет, не тем, почему кадровики престижной гимназии никак не проверили свою сотрудницу, а тем, каким образом ответ власти на потенциальный источник общественного недовольства вышел таким скомканным и непоследовательным. Почему весь объём доступной информации пришлось собирать в медиапространстве по крупицам, а важные моменты – извлекать из чужих интерпретаций? Зачем отдавать информирование обо всех нюансах проблемы тем, кто явно вывернет всё наизнанку и – это прекрасно видно заранее – изобразит ситуацию в максимально невыгодном государству свете?

Этим же вопросом заставил задаваться Никита Уваров – 15-летний житель сибирского Канска. Его, по словам подавляющей массы популярных СМИ, посадили то ли за поджог, то ли за подрыв здания ФСБ в Minecraft. Тем не менее, в материалах обвинения компьютерная игра, позволяющая строить из кубиков что угодно, вообще не упоминается. Пострадал же невинный мученик режима за такой пустяк, как работа со взрывчатыми веществами, их хранение и обучение двух других пацанов, получивших условные сроки, работе с ними. На фоне участившихся явлений, которые на богомерзком новоязе прогрессивных СМИ принято называть «скулшутингами», а нормальные люди называют «школьными расстрелами», повышенное внимание ФСБ к подобным элементам не может быть оправдано ни возрастом подсудимых, ни мнимой несерьёзностью их намерений. В конце концов, все последние случаи стрельбы в российских учебных заведениях – в Казани в прошлом марте или в Перми в сентябре – сопровождались возмущениями тех же, кто сегодня оплакивает 15-летнего анархиста, о том, куда смотрела ФСБ. В деле Уварова упоминалось всё – порочащие связи, все признаки террористического сообщества, сомнительная и порой прямо запрещённая литература, идеи левоанархистского толка и упоминания в показаниях борьбы против государства – но парня, конечно, посадили за Minecraft. Причём за громкими заголовками даже такие мастодонты, как "Новая газета" и иноагент "Медуза" прямо упоминают, что нет, не за Minecraft. Но кто читает дальше заголовка?

1.0x