10 октября в Анкаре прогремело два взрыва, унесших жизни 97 человек и ранивших еще около 250 гостей и жителей турецкой столицы. Жертвами оказались главным образом участники антивоенного марша, организованного левыми оппозиционерами, профсоюзами, а также лидерами Народно-демократической партии, симпатизирующей курдам.
Официальные власти страны поспешили обвинить в теракте смертников из "Исламского государства", целью которых якобы являются дестабилизация страны и срыв парламентских выборов, намеченных на 1 ноября. О том, что Анкару взорвали именно боевики ИГа, уже вовсю говорится и в глобальных медиа — конечно, если не считать тех изданий, которые по старой привычке во всем всегда обвиняют Россию и лично Владимира Путина.
Однако есть немало обстоятельств, способных испортить простоватую картину мира, в которой раз уж имеются "патентованные" террористы, то они-то всех непременно и взрывают.
Что нам известно более-менее точно?
Прямо сейчас, как и все предыдущие дни, боевики ИГ сражаются на территории Ирака и Сирии со своими злейшими врагами — с курдами. Курды теснят террористов, отвоевывая у них одно селение за другим. И именно курдов все последние месяцы била в спину Турция — вплоть до массированных бомбежек курдских повстанцев турецкими ВВС. Последние из авиаударов были нанесены уже после терактов.
Поведение Анкары объяснимо: курды претендуют на собственное государство, значительная часть которого является нынче турецкой территорией. Для Анкары курды — злейшие враги, тогда как "Исламское государство" — всего лишь абстрактная, хоть и близкая угроза, которую можно изредка "для галочки" побомбить, но с которой гораздо интереснее общаться иначе.
Например, покупать у нее нефть. ИГ вовсю качает "чёрное золото" — и с её демпинговой продажи живет. Нефть же она продает никак не Ирану, не американцам и даже не саудитам, а именно Турции. Причем, по экспертным оценкам, причастен к "бизнесу" лично турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган.
Всё тот же Эрдоган только что выступил резко против российской военной операции в Сирии, пригрозив Москве денонсацией газовых договоренностей и отменой контракта на строительство АЭС, но прежде всего — разрывом дружеских отношений. И хотя формально демарш Анкары выглядел так, будто она защищает "умеренную сирийскую оппозицию", в реальности перед нами — откровенный "срыв покровов" со стороны Запада и трех ключевых суннитских игроков региона: Турции, Саудовской Аравии и Катара — единым фронтом вставших на защиту исламистских головорезов, различающихся между собой лишь способами казней сирийских и курдских солдат.
Наконец, не все так однозначно и с парламентскими выборами, сорвать которые якобы решили террористы. Хорошо бы разобраться, кому на руку такой срыв, — после чего установить принадлежность душегубов стало бы проще. Пока же можно утверждать лишь то, что вплоть до последнего времени никакой оглушительной победы на выборах 1 ноября для Партии справедливости и развития Эрдогана не гарантировалось.
На внешнеполитические сложности Анкары, возникшие из-за ее скомпрометированной позиции по Сирии, наслаиваются внутритурецкие проблемы, вызванные как курдским фактором, так и наличием огромного числа сирийских беженцев. Способна ли партия Эрдогана сохранить в такой ситуации свою монополию на власть в стране — мало кто возьмется предсказать. А сохранить-то хочется!
Теперь, сопоставив все эти факты, резонно было бы задать сакраментальный вопрос: кому выгодно? Кто осуществил теракт, ответственность за который, к слову, так пока никто и не взял?
"Исламское государство"? Но зачем боевикам ИГ понадобилось взрывать столицу неформального союзника, спонсирующего их самих и воюющего с их врагами?
Другие исламисты, вроде боевиков "Фронта ан-Нусры", которые давно уже живут по обе стороны турецко-сирийской границы, чувствуют себя как дома в лагерях беженцев и, кажется, вот-вот сбегут в Турцию от российских авиаударов? Странный способ остаться в живых.
Или, может быть, это леваки и курды взорвали сами себя, решив таким удивительным образом попиариться в преддверии выборов? Нет, это еще меньше похоже на правду.
Правда же заключается в том, что всегда и всюду главным "выгодополучателем" от подобных эксцессов оказывается власть — вне зависимости от того, кто в действительности собрал и привел в действие взрывное устройство. Именно Эрдоган сейчас получит все козыри для того, чтобы потуже "закрутить гайки" в стране накануне выборов, объявить "джихад терроризму", еще раз "на всякий случай" побомбить курдов или просто, по-скорому отыскав исполнителей и организаторов теракта, предстать перед нацией в победительной роли. Ну а то, что при взрывах погибли не просто случайные прохожие, а прямые политические конкуренты правящей партии — это "вишенка на тортик".