О таких людях, как петербурженка Ксения Шаповалова, пишут нечасто. Ну, да — профессия необычная. Но кого сегодня чем удивишь? Нечасто пишут вообще о простом человеке, который, вот, сидит, например, в будке у эскалатора метро. Или подметает улицы. Или как в нашем случае — крутит по 10 часов в день баранку. Ксюша Шаповалова — водитель городского социального автобуса с профессиональным стажем 8 лет.
— Необычно? — улыбается она. — Мне нравится. Девушка-водитель! Столько комплиментов и добрых слов слышу от пассажиров и автомобилистов каждый день, что жаловаться нечего. Многие знакомые уже. Особенно старички, бабушки. Подходят к окошку, здороваются, спрашивают: "Как дела?" Для них ведь поездка в автобусе не просто передвижение из точки в точку, для них это целый мир. Обмениваемся хорошими эмоциями, и мне приятно, и им. Ну, и вообще, во время поездки они родные все для меня.
В профессию попала случайно. С авто в семье не дружили — у отца до сих пор нет водительских прав. Разве что дедушка был трактористом. Просто нужна была работа.
— Я ведь дитя 90-х, — говорит собеседница. — Денег не хватало. Работать начала в 14 лет — коптила на заводе рыбу. Потом ребятишек на лошадях катала. Дальше в доме инвалидов работала, потом в детском саду. Так бы и осталась в садике, если бы платили прилично, — но получали мизер. Пришлось искать что-то другое.
Другое нашлось скоро. На трамвайном заводе Жени Егоровой, где работала мама, начались сокращения — это было начало 2000-х. Выбора особого не было. Многие вчерашние техники, инженеры пошли в кондукторы. Двадцатилетняя Ксюша последовала их примеру.
— Сначала обрадовалась, — рассказывает, — зарабатывать что-то стану. Но сразу столкнулась и с суровой реальностью. Многие ведь в транспорт заходят с клубком проблем, и ты — очень удобный объект для выплеска негативных эмоций. Кто виноват, что автобус задержался? Кондуктор. Кто виноват, что дома не ладится? Тоже он. Кто-то стремится и самоутвердиться за твой счёт. Обидно и что кондуктора в нашем обществе воспринимают как совсем никчёмного человека, стоящего на последней социальной ступени. А это не так. Здесь трудятся вчерашние преподаватели, люди с двумя высшими образованиями, инженеры опять же, да мало ли кто. Ну, жизнь так повернулась.
Впрочем, как отмечает девушка, работа с билетной сумкой многому и научила. Самой сдерживаться, в первую очередь. Не принимать всё близко к сердцу.
— Многим, наверное, было бы полезно поработать кондуктором, — смеясь, замечает она.
Доброжелательную девчонку заметило руководство, предложило перейти в диспетчерскую. Какое-то время поработала там. После смен часто по пути подвозила на своей "четвёрке" коллег. И тогда услышала: "Тебе надо попробовать на автобусе. Ты за рулём, как дома. Твоё!" Почему бы и нет. Прошла 2,5-месячные курсы. Получила права категории "D". И пересела в новое "кресло".
Стоит сказать, что женщин за руль автобуса пускали не всегда. В послевоенное время они работали водителями — мужчин не хватало. Но с 60-х по 90-е такая практика прекратилась. Сегодня возобновилась вновь. Одна из причин — снижение интереса к профессии. Когда-то водить автобус считалось почётным — на место был конкурс. Сейчас престиж профессии упал — трудоёмкость, ответственность, зарплата устраивает не всех (средняя — 38 тыс.) Наблюдается дефицит кадров (не говоря уже о кондукторах). Поэтому женщин, даже молодых, берут охотно. Тем более, как показывает практика, в аварии они практически не попадают — очень аккуратные шофёры. В петербургском ГУП "Пассажиравтотранс" сегодня из 3,5 тыс. водителей всего 68 — женщины.
— Так всё-таки женская это профессия? — интересуюсь.
— Для меня нет такого разграничения. Если работа у тебя хорошо получается — значит, она твоя.
За восемь лет Ксения поработала на самых разных маршрутах, как в самом Питере, так и в пригородах. График — разный, на выбор: пять суток по восемь часов, двое через двое по десять. Можно дополнительно работать в выходные. Главное, чтобы между сменами был перерыв 12 часов — на отдых. Перед каждым рейсом, на обеде и по прибытию в парк — медицинский осмотр. Самый ранний рейс — в 5 утра: на автостанцию нужно прибыть в 4. Самый поздний заканчивается в час ночи. Условия для всех одинаковые, скидок для женщин нет.
— В Новый год не приходилось работать?
— Приходилось, и не раз, — отвечает. — Это по-своему интересно — одна, кондуктора уже нет, особая атмосфера. Мандаринами и шоколадками обязательно задарят. Ну, и, говорю, люблю я свою работу! Больше люблю, наверное, только семью…
Ксюша отправляется в рейс. Рядом с ней в кабине усаживается мужчина-стажёр. Кондуктор занимает своё место в салоне, кутается в тулуп и шарф. Девушка смотрит в зеркало дальнего вида, дожидается бегущего пассажира, затворяет двери, трогается. Цельная, улыбчивая Ксюша. Она долго ещё трогает своей, кажется, обыкновенной историей. И не в профессии дело.