В дни XIX Петербургского международного экономического форума, прошедшего в Санкт-Петербурге, помимо собственно его экономической части, повестка дня была также наполнена самыми разными культурными мероприятиями. Как обычно бывает на подобных форумах, их открытие сопровождается статусной культурной программой. Поскольку ПМЭФ имеет международный статус, а участие в нем принимают представители большого числа зарубежных и международных компаний, то открытие форума, по замыслу его организаторов, должно было познакомить гостей именно с местной, российской культурой.
Губернатор Георгий Полтавченко, ответственный за торжественный вечер, предложил гостям программу, составленную из коллективов, главным образом, народной и фольклорной направленности. В частности перед зрителями выступил Государственный академический хор имени М. Е. Пятницкого, оркестр национальных инструментов «Терема», оркестр «Волынка и барабаны Петербурга», государственный ансамбль «Барыня», дагестанский ансамбль «Имамат», а также другие исполнители народной и национальной музыки.
Некоторые представители так называемого «креативного класса» негативно отреагировали на эти выступления.
Известная телеведущая Ксения Собчак обвинила организаторов в том, что они устроили «слет русофилов-старообрядцев» на ПМЭФ и гневно написала на своей странице в социальной сети: «Это не туса фан-клуба Русского Кокошника, не слет русофилов-старообрядцев и даже не концерт, посвященный всемирному дню защиты Матрешки от праздника Меда. Это губернаторский прием! Тот, кто придумывает эту культурную программу, позоря и город, и Полтавченко, надеюсь, в аду будет приговорен к вечному прослушиванию песни «Травушка-муравушка».
На заявление Собчак отреагировали сразу несколько политиков.
Так, депутат Олег Нилов отметил, что песни народов России «как бельмо на глазу и у некоторых соотечественников, которых буквально выворачивает от русской народной культуры» и посоветовал Ксении вернуться на свою старую работу, в передачу «Дом-2».
Сам губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченкопрокомментировал слова телеведущей: «Критика со стороны вот этой — как правильно сказать — уже не девушки, гражданки, меня абсолютно не волнует. О вкусах не спорят. Не телеведущая, как вы ее назвали, а присутствующие на концерте нормальные люди подходили ко мне и благодарили за то, что им дали возможность познакомиться с творчеством народов РФ».
Какие же выводы можно сделать из этой, на первый взгляд, незначительной истории?
Во-первых, действительно, народная культура нашей страны и особенно русская культура неприятна некоторым представителем нынешних поколений интеллигенции и «креативного класса».
Во-вторых, пренебрежительное отношение к народной культуре связано не столько с «тлетворным влиянием Запада», сколько с низким уровнем поддержки развития народной культуры в самой нашей стране.
В советское время осуществлялась поддержка народных промыслов, в музыкальных учебных заведениях существовали целые отделения народной музыки, издавались различные тематические журналы. Советское радио и телевидение, помимо классики или эстрады, транслировало немало народной музыки. В наши дни эта сфера культуры фактически находится в кризисе. Промыслы стали уделом отдельных групп любителей и реконструкторов, музыкальные отделения народного профиля сильно поредели, а на телевидении и радио днем с огнём не сыщешь передачи, посвященные народной культуре — музыке, обычаям, одежде, кухне и другим традициям.
В Европе, скажем, при музыкальных ВУЗах существуют целые кафедры и студии, занимающиеся изучением и аутентичным исполнением старинной музыки, включая знаменитый грегорианский распев. У нас же популяризацией знаменного пения занимаются немногочисленные старообрядческие хоры да несколько исследователей-энтузиастов.
Даже в тех случаях, где можно было бы показать нашу культуру лицом, чиновники проявляют странное недопонимание. Так, например, известные саммиты (встречи) лидеров стран-членов форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС) традиционно заканчиваются появлением глав делегаций в национальных костюмах страны, в которой проводится этот форум. В свое время лидеры России неоднократно одевали индонезийские, вьетнамские, балийские, южно-американские и китайские одежды, и никого это не смущало.
Однако когда очередь дошла до России, то чиновники, организовавшие в 2012 году этот весьма дорогостоящий для страны форум, постеснялись повторить этот позитивный обычай. Саммит во Владивостоке прошел без «переодевания», хотя интрига относительно того, кому из лидеров АТЭС больше к лицу окажутся традиционные русские вышивные косоворотки, муссировалась среди журналистов довольно долго.
Складывается впечатление, что народной культуры и её истории, народных традиций и народных обычаев у нас как-то стесняются и достают из запасников лишь по особым случаям, вроде торжественного вечера Петербургского Международного Экономического Форума. Думается, если бы народная культура получала в стране должную поддержку (как финансовую, так и, несомненно, имиджевую, стилевую) и пользовалась спросом у медийных лиц, включая первых лиц государства и регионов, то и персонажей, подобных Ксении Собчак, негодующих по поводу «матрешек», «мёда» и «русофилов-старообрядцев», было бы на порядок меньше.