Авторский блог Константин Затулин 11:46 14 июня 2013

Крымский узел

В конце мая в связи с премьерой художественного фильма «Хайтарма», разразился международный скандал. Фильм рассказывает о депортации крымских татар в период Великой Отечественной войны, главным же персонажем выступает летчик, Герой Советского Союза Амет-хан Султан. Волну недовольства на Украине вызвало поведение Генерального консула РФ Владимира Андреева, который советовал российской делегации не ходить на премьеру, т.к., по его мнению, фильм искажает историческую правду, замалчивая тот факт, что крымские татары содействовали оккупантам. В скором времени Андреев был снят со своего поста. Прокомментировать сложившуюся ситуацию мы попросили директора Института стран СНГ Константина Затулина.

В конце мая в связи с премьерой художественного фильма «Хайтарма», разразился международный скандал. Фильм рассказывает о депортации крымских татар в период Великой Отечественной войны, главным же персонажем выступает летчик, Герой Советского Союза Амет-хан Султан. Волну недовольства на Украине вызвало поведение Генерального консула РФ Владимира Андреева, который советовал российской делегации не ходить на премьеру, т.к., по его мнению, фильм искажает историческую правду, замалчивая тот факт, что крымские татары содействовали оккупантам. В скором времени Андреев был снят со своего поста. Прокомментировать сложившуюся ситуацию мы попросили директора Института стран СНГ Константина Затулина.

«ЗАВТРА». Константин Федорович, под давлением крымско-татарского меджлиса и властей Украины подал в отставку консул Российской Федерации в Симферополе Владимир Андреев. Как вы оцениваете этот факт, а также нынешнюю ситуацию в Крыму?

Константин ЗАТУЛИН. Я оцениваю этот факт как печальное следствие затянувшейся со стороны МИДа замены нашего консула в Крыму, чьи профессиональные способности и личные качества уже давно внушали сомнения. Генеральный консул спровоцировал конфликт, поставив собственное Министерство и Россию в целом в глупое положение вульгарными рассуждениями о «предательстве крымских татар в Великую Отечественную войну».

На самом деле, он решил напоследок «хлопнуть дверью». Ведь еще до этого принципиальное решение о его замене было принято, и дело было совсем не в крымских татарах. Андреев остро критиковался за неумение выстраивать отношения с русской диаспорой, с Черноморским флотом, местными властями и собственным Посольством: отмечалось, что за время своего пребывания в Крыму он скандализировал и без того непростые отношения между активистами русских организаций Крыма и Севастополя.

Крым – особенная территория. На всем постсоветском пространстве это крупнейший эксклав русского населения за пределами России. Всем известно, что во времена Хрущева Крым безобразно, как вещь, был «перечислен» из Российской Федерации в Украинскую ССР (что потом сыграло роковую роль в его судьбе при распаде Советского Союза). И сегодня мы вынужденно сталкиваемся с огромной проблемой – люди в Крыму, по преимуществу русские, оказались заложниками российско-украинских отношений.

Россия не может открыто претендовать на Крым, это будет конфликт, который перечеркнет все планы, существовавшие и существующие для привлечения Украины в единое пространство. Безусловно, это будет использовано теми, кто всегда готов бить тревогу по поводу так называемой «угрозы России». А в этом случае угроза территориальной целостности нынешнего украинского государства возникнет – ясно, что это вызовет спонтанную реакцию не только антироссийских сил, но и вообще всех, кто рассматривает Украину как независимое государство.

Сложность ситуации обуславливается еще двумя факторами. Фактор Запада в этом конфликте, очевидно, был бы на стороне Украины. Еще важнее то, что, интересуясь только Крымом и русскими в Крыму, мы создаем впечатление, что пренебрегаем судьбой всех остальных русских на Украине. В Одессе, Херсоне и Николаеве, в Донецке и Харькове – повсюду в Восточной и Южной Украине русские и русскоязычные вправе задать вопрос: «А как же мы?».

Россия не выдвигает официальную претензию на Крым, но мы понимаем, что он значит для нашей истории и культуры, для самочувствия русского народа далеко за пределами Крыма. Мы должны всячески поддерживать огонь в очаге – русское движение в Крыму, а ведь многие в этом движении публично, будучи гражданами Украины, ставят вопрос о возвращении Крыма в Россию. Очень непростая ситуация для любого нашего дипломатического представителя на полуострове. Надо быть ювелиром. Вместо ювелира прислали закомплексованного, амбициозного, нетерпимого человека, который вместо того, чтобы собирать камни, начал их разбрасывать.

Андреев с некоторых пор попал, в прямом или переносном смысле слова, в плен к одной из групп в Крыму, сделавшей ставку на русское движение как бизнес-проект. И фактически способствовал тому, что русская община Крыма раскололась и началась внутренняя распря, в которую консул периодически подливал масла. Министерство иностранных дел, долго тянувшее с этим вопросом, запланировало его замену в июне. Зная об этом, консул то ли случайно, то ли нарочно выступил в амплуа «супер-патриота», – что на уме, то и на языке, – в интервью телепрограмме – изощренному пропагандисту крымско-татарской идеи.

Если бы МИД России поддержал консула, России пришлось бы оправдываться за то, что она предвзята к крымским татарам как таковым, фактически перечеркивает свое прежнее официальное отношение к их депортации и намерено раздувает межнациональный конфликт в принадлежащем Украине Крыму. Отставка же консула преподносится теперь как следствие нашей слабости, испуга или же непонимания, что же на самом деле происходило в Крыму в Великую Отечественную войну (консул, хочу заметить, постарался представить дело именно так, сам подав в отставку «в знак протеста». Довольно расчетливое поведение для человека, претендующего на лавры «рыцаря без страха и упрека»).

Это неправда. В России и понимают и помнят. Безусловно, большое количество лиц крымско-татарской национальности сотрудничали с немцами в Крыму в годы его оккупации. И на их совести разгром партизанского движения, которое фактически не состоялось в Крыму так, как на других оккупированных территориях. Но это не значит, что депортация была единственно правильным решением. Потому что были такие крымские татары, как Амет-хан Султан, дважды Герой Советского Союза, летчик-испытатель, первый произведший заправку самолета в воздухе. И были предатели, которые выслуживались перед гитлеровцами, дезертировали из рядов Красной армии и так далее. Надо было одних покарать, а других наградить, но не возлагать в целом каинову печать на весь крымско-татарский народ.

Наказывать целый народ – это ошибка, на годы вперед заложившая антисоветский, а затем и антирусский элемент в национальное самосознание крымских татар. Борясь с этим клеймом предателя, крымско-татарский народ развивается политически в невыгодном для нас направлении. То есть в прошлом сформирована матрица, с которой сегодня враги России раскручивают крымских татар как врагов всего русского в Крыму, мечтающих об этническом перевороте и превращении Крыма в национальную автономию. Хотя к депортации, скорее, имели отношение представители совсем другого народа, проталкивавшие проект создания в очищенном от татар Крыму «советского Израиля».

На соседнем Кавказе есть поговорка: «То, что говорит лошадь, не должно говорить седло». Зная непростую ситуацию в Крыму, Андреев обязан был воздержаться от рассуждений на эту тему, но, исходя из своих личных амбиций и проблем, дал волю языку и не остановился перед публичным обвинением своего собственного Министерства. И это за рубежом, да еще и находясь, по-прежнему, в должности!

Человек оказался профнепригоден для работы, которую ему поручили, да еще в таком неспокойном регионе. Ошибка МИДа, за которую сам же МИД и расплачивается. Вместе с Россией и русскими в Крыму.

Материал подготовила Мария Карпова

Фото Виктора Новикова

1.0x