Авторский блог Александр Сотниченко 17:37 29 апреля 2014

Крым, Россия и Восток

Нет ничего удивительного в том, что Турция поддержала евро-американскую резолюцию. Ведь эта страна связана с Крымом особыми узами.

Не секрет, что аннексия Крымского полуострова Россией вызвала оживлённую дискуссию на всех международных площадках, главной из которых, разумеется, стала ООН. На заседании Совета безопасности Россия заветировала западный проект резолюции по Крыму, причём при поддержке Китая, принявшего решение воздержаться при голосовании. Потом было заседание Генеральной Ассамблеи ООН, где также были страны, напрямую поддержавшие Россию – это и КНДР, и Венесуэла, и Сирия – государства, не только относящиеся к нашей стране как к союзнику, но и выступающие в качестве некой альтернативы западному миру. Был и целый ряд других крупных государств решивших воздержаться или не голосовать. Но в данный момент немалый интерес представляет то, как к присоединению Крымского полуострова относятся крупные государства Востока.

Нет ничего удивительного в том, что Турция поддержала евро-американскую резолюцию. Ведь эта страна связана с Крымом особыми узами. С самого начала турецкое правительство высказывалось в поддержку территориальной целостности Украины и на словах критиковало российскую позицию. При этом в целом их критика была очень вялой. У Турции сейчас не лучшие времена – серьёзный политический кризис, связанный с противостоянием различных группировок внутри правящей партии. Недавно прошли выборы, с одной стороны, подтвердившие народное доверие к премьер-министру Эрдогану, с другой, обнажившие очень многие проблемы и внутри правящей партии, и в стране вообще.

Мировые эксперты-экономисты говорят, что возможно Турция сейчас на пороге серьёзного экономического кризиса. При этом руководство готовится к первым в истории страны всенародным президентским выборам, способными стать историческими не только потому, что они первые, но и из-за политической интриги, которая на них, возможно, реализуется. Будет много кандидатов, и на пост президента, конечно же, претендует нынешний премьер Реджеп Тайип Эрдоган.

Всё это заставляет Турцию отвлечься от международных дел. Тем более что именно внешняя политика за последние несколько лет принесла этой стране очень много проблем. Известно, что Турция поддержала события «арабской весны»: и правительство «Братьев мусульман» в Египте, и оппозицию в Сирии. В конце концов, как мы знаем, её союзники не смогли удержать власть.

Поэтому сейчас Турция совершенно не заинтересована в том, чтобы активно педалировать вопрос Крыма, критиковать Россию. И помимо внутренних проблем, здесь, вне всякого сомнения, играет свою роль и отсутствие желания ссориться с Россией. Ведь Россия является вторым экономическим партнёром Турции, поставляет в страну около 70% газа и более 40% нефти, да и турецкие бизнесмены воспринимают Россию как очень серьёзный рынок сбыта собственных товаров. Естественно, в таких условиях с Россией никто ссориться не будет. Поэтому этот фланг в целом достаточно безопасен.

Другая восточная страна, на которую хотелось бы обратить внимание в связи с присоединением Крыма к России – это Иран, отказавшийся от участия в голосовании в Совбезе. В последнее время отношения между Россией и Ираном серьёзно укрепились. В первую очередь это связано с сирийским кризисом, где Иран и Россия выступают с одной стороны конфликта, поддерживая Асада. Кроме того, Россия активно поддерживает Иран против санкций, навязанных со стороны международного сообщества. В частности сейчас готовится проект о перепродаже иранской нефти через российский рынок, то есть Россия будет в обход санкций покупать иранскую нефть и потом перепродавать её на международных рынках. Для Ирана это настоящее спасение. И это значительно сближает позиции наших государств. Поэтому от Ирана никакой критики по вопросу Крыма ждать не приходится.

Исламский же фактор здесь не может играть серьёзной роли: крымские татары – это мусульмане-сунниты, да и среди них достаточно широко распространены различные экстремистские течения, которые Иран напрямую критикует. Поэтому Иран будет выступать скорее за смягчение градуса напряжённости на Крымском полуострове и за то, чтобы Россия своим авторитетом утихомирила существующие экстремистские направления в исламе.

Индия тоже воздержалась при голосовании на Совете безопасности ООН. Конечно, трудно было ожидать, что она поддержит Крымский референдум, потому что в Индии есть проблема Кашмира, и если бы референдум был проведён в штатах Джамму и Кашмир, то 80% мусульман, проживающих там, наверное, проголосовали бы за отделение и, возможно, за присоединение к Пакистану. Для Индии лишние разговоры о сепаратизме, об отделении через референдум невыгодны. Именно поэтому индийскую позицию по крымскому референдуму можно считать настоящим подвигом. И это связано с целой серией факторов. Во-первых, индийско-американские отношения переживают сейчас большой кризис. Американцы не оправдали ожидания Индии в поставке им различных высокотехнологичных товаров. А во-вторых, конечно, очень повлиял на отношения между Дели и Вашингтоном прошлогодний дипломатический скандал.

Китай, как известно, также воздержался от голосования. Вообще, на международной арене Китай занимает всё более и более независимую позицию. Конечно, по заветам Дэн Сяопина он активно не лезет в международную политику. Но, тем не менее, по вопросу Крыма Китай совершил два серьёзных шага в пользу России – воздержался на заседании Совета безопасности ООН и воздержался на заседании Генассамблеи. С одной стороны, это может показаться неким знаком того, что Китай вообще не хочет вмешиваться в эту ситуацию. С другой, западные эксперты довольно активно пишут обо всё возрастающей роли Китая на евразийском пространстве и потенциальном союзе между Китаем и Россией. После этого, как писала пресса, исторического голосования, между российской и китайской стороной прошли переговоры о поставках в Китай современного оружия, о будущих газовых контрактах. Плюс ко всему довольно серьёзной темой является контракт между Китаем и Украиной, ещё той прежней Украиной, во главе которой стоял Янукович, о строительстве в Крыму большого порта.

Дело в том, что в Крыму есть только один удобный порт – «Севастополь», который, по сути, военный порт. Украина уже давно предлагала Китаю поучаствовать в разработке проекта по строительству крупного торгового порта, но для этого нужно было очень серьёзно углублять дно Чёрного моря на побережье. Проект уже был составлен. Судя по всему, сейчас, когда Крым присоединился к России, этот совместный проект превращения Крыма в серьёзный черноморский торговый порт будет продолжаться. Если Китай не признаёт включение Крыма в состав Российской Федерации, это будет связано с некими дипломатическими затруднениями на международной арене.

В общем, позиция Китая в целом оказалась дружественной России. И это чрезвычайно не понравилось американским и европейским экспертам и российским либералам. На протяжении уже многих лет в российской либеральной прессе ведётся обсуждение того, что Китай хочет завоевать Россию, что Китай хочет отторгнуть у России Сибирь. Вплоть до того, что даже в глянцевых журналах можно наткнуться на статьи, посвящённые угрозе от нашего восточного соседа. Это, конечно, говорит о заинтересованности в такого рода пропаганде со стороны американских кругов.

Действительно, для Америки страшный сон – союз России и Китая. Китай экономический гигант, но в качестве альтернативного независимого центра силы у него очень мало опыта на международной арене. У России же проблема в другом – это энергетический гигант, но экономически, к сожалению, пока карлик. Тем не менее, наш геополитический опыт, наши геополитические пространства, которые по-прежнему находятся под нашим контролем, вместе с нашим международным авторитетом дают повод к тому, чтобы вести значительно более независимую и направленную политику. Поэтому союз с Китаем мог бы сослужить хорошую службу для обеих сторон. Будем надеяться, что вопрос Крыма ещё более сблизил наши стороны, и в дальнейшем российско-китайские отношения будут только укрепляться.

1.0x