"Профессионализм и качество работы властей Крыма вызывают серьезную озабоченность". Именно с такой фразы, прозвучавшей в сообщении РИА "Новости", начался новый виток противостояния между крымскими и центральными властями. Интересно то, что столь серьёзные обвинения по отношению к руководству республики, волею истории оказавшейся на передовой противостояния России с враждебно настроенной Украиной, прозвучали анонимно.
Их не озвучили премьер-министр или же вице-премьер правительства — столь нелицеприятные слова по отношению к руководству Крыма прозвучали из уст "неназванного источника в Кабинете министров".
Такой подход к конфликту со стороны Москвы уже сам по себе интересен, так как изначально оставлял достаточно широкое поле для манёвра, при этом позволяя, в случае "неправильного" развития сюжета, замять конфликт на более высоком уровне, не подставляя под удар как конкретных должностных лиц в Крыму, так и недовольных ими в Москве. Ну, подумаешь, кое-кто высказался о том, что кто-то "непрофессионально и некачественно" работает в Крыму. Слова такого рода к конкретным делам не пришьёшь.
Тем резче в сложившейся ситуации прозвучал ответ Сергея Аксёнова, который в ответном слове ясно и чётко назвал все вещи своими именами, подчеркнув, что никаких официальных заявлений о некомпетентности и служебном несоответствии он из центра не получал и, более того, имеет встречные претензии к центральным ведомствам, отвечающим за развитие Крыма. Причём претензии конкретные и связанные в первую очередь с тем, что деньги целевых программ по развитию Крыма попадали и попадают на полуостров с критическим опозданием, а то и не попадают вовсе.
В итоге тут уже Москве пришлось путём заявлений самых высокопоставленных персон "тушить водой" тот изначальный бензин сообщения "Новостей", который Аксёнов тут же поджёг своей собственной "спичкой".
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков разъяснил, что текущие проблемы в ежедневной работе некорректно "возводить в ранг кризисов", а премьер-министр Дмитрий Медведев поручил Генпрокуратуре разобраться с вопросом расходования средств, выделенных на федерально-целевую программу "Социально-экономическое развитие Крыма и Севастополя до 2020 года".
Интересным фактом в этих заявлениях является и то, что, как оказалось, такое поручение было выдано правительством ещё в сентябре этого года. Разобраться в ситуации своевременности поступления средств целевой программы в Крым должны были именно те ведомства, которые отвечали за этот процесс — Минфин и Минэкономразвития. Однако, судя по выплёскиванию скандала в публичную плоскость, — изначальное расследование Минфина и Минэкономразвития по их собственным действиям зашло в тупик, в силу чего "унтер-офицерской вдовой, выпоровшей себя самостоятельно" им быть не захотелось. После чего, собственно говоря, и произошёл переход конфликта в публичную плоскость, который ожидаемо заканчивается призывами "жить дружно" и одновременным поручением Генпропуратуре "разобраться по-быстрому и наказать кого следует".
Вопрос "крымских" денег уже не первый раз встаёт в публичной плоскости. В августе 2015 года вопрос о деньгах для учреждений культуры Крыма даже прозвучал на встрече Путина с крымскими властями. В итоге прямо заданный Владимиром Путиным вопрос о 1,6 миллиарда рублей, обещанных учреждениям культуры Крыма, буквально "повис в воздухе" — никто из присутствующих московских чиновников, включая и министра культуры Владимира Мединского, не смог внятно пояснить президенту, где же "застряла" данная немалая сумма, так и не дошедшая до Крыма.
Крым сегодня, как магическое зеркало, высвечивает всю неповоротливость и расслабленность центральной власти России, которая привыкла в тучные, сытные годы прошлого десятилетия тратить деньги без счёта и без определённых сроков, да ещё и не забывая учесть при распределении государственного добра свой собственный корыстный интерес. Непубличное распределение подрядов, изматывающие и непрозрачные процедуры распределения тендеров, привлечение "родственных" банков и подрядчиков — всё это стало буквально "родимым пятном" практически любой целевой программы правительства. И пока нефть стоила 100 долларов за бочку, сам доллар был на отметке в 35 рублей, а бюджет не знал, куда девать налоги от экспорта углеводородов — такая ржавая и неэффективная система со скрипом и с брызгами капающей нефти — но всё же ползла в будущее.
Однако вдруг оказалось, что на дворе уже скоро 2016 год. Крым, внезапно оказавшийся на передовой, отрезанный от материка украинской транспортной, продовольственной, энергетической блокадой — показал, что государственная машина Российской Федерации совершенно не приспособлена к минимально мобилизующим мероприятиям. Чудом ведь является не то, что Крым смог более-менее без аварий и жертв пережить недавнюю украинскую энергоблокаду — чудом является то, что она не случилась прошлой зимой, когда Крым ещё был к ней категорически не готов.
Да, Сергей Аксёнов и руководство Крыма далеки от идеала, об их недостатках и просчётах мы, возможно, ещё услышим — и не раз. Но одного у них не отнять — сегодня они там, в Крыму, вместе со своими согражданами, гражданами России, которые живут в состоянии постоянной блокады всех видов — буквально на линии фронта. Ведь Крым — это не только короткое лето на южном берегу в Ялте, но и долгая зима на двухмиллионном полуострове.
И, к чести Сергея Аксёнова — он играет с "открытым забралом", называя вещи своими именами и заставляя неповоротливый механизм российского государства решать насущные и критические для выживания страны задачи.