Сообщество «Коридоры власти» 00:00 10 декабря 2015

Крымский энергомост

С момента воссоединения, то есть самое позднее с середины марта 2014 года, было понятно, что снабжение Крыма с территории Украины будет прервано и к этому надо готовиться заранее. Тем не менее реальной подготовки к этому не велось. Перекрытие киевской хунтой Северо-Крымского канала, приведшее к подтоплению значительных территорий, оказалось болезненной неожиданностью для Крыма. Его водоснабжение до сих пор осуществляется в, по сути, чрезвычайном порядке, и российские власти обещают решать проблему "системно" и решить её, соответственно, лишь через два-три года. Насколько можно судить, проведение простейшего водопровода со считанными насосными станциями из полноводной Кубани даже не рассматривалось российскими властями.

Пуск первой очереди энергомоста в Крым через Керченский пролив на 20 дней раньше запланированного срока, конечно, нельзя расценивать иначе, как серьёзный успех на пути реальной интеграции нового федерального округа в российское государство. Точно так же, как нельзя умалять личной роли в этом успехе президента Владимира Путина, который специально прибыл на полуостров для участия в данном событии. Но крымский "блэкаут" наглядно показал и другую сторону медали: необходимость буквально "ручного управления" для более-менее нормального функционирования институтов нашей государственной власти, не говоря уже о разного рода "форс-мажорах". Способна ли такая гигантская страна существовать в подобном режиме, и если да, то как долго? Вопросы, можно сказать, риторические. Но за ними — серьёзнейшая проблема управляемости нынешней "властной вертикали", нюансы которой применительно к Крыму и не только разбираются в публикуемой ниже статье нашего автора, постоянного члена Изборского клуба, доктора экономических наук, главного редактора журнала "Свободная мысль", директора Института проблем глобализации Михаила Геннадиевича Делягина.

Энергетическая блокада Крыма со стороны Украины, оккупированной приведёнными к власти Западом нацистами, с предельной наглядностью обнажила полную недееспособность либеральной "офшорной аристократии", вырабатывающей и осуществляющей социально-экономическую политику России.

С момента воссоединения, то есть самое позднее с середины марта 2014 года, было понятно, что снабжение Крыма с территории Украины будет прервано и к этому надо готовиться заранее.

Тем не менее реальной подготовки к этому не велось.

Перекрытие киевской хунтой Северо-Крымского канала, приведшее к подтоплению значительных территорий, оказалось болезненной неожиданностью для Крыма. Его водоснабжение до сих пор осуществляется в, по сути, чрезвычайном порядке, и российские власти обещают решать проблему "системно" и решить её, соответственно, лишь через два-три года. Насколько можно судить, проведение простейшего водопровода со считанными насосными станциями из полноводной Кубани даже не рассматривалось российскими властями.

Между тем "великая технологическая держава" — Турция — на наших глазах в кратчайшие сроки проложила значительно более длинный водопровод по дну значительно более глубокого моря в Северный Кипр. Может быть, стоит засунуть в карман негодование по поводу турецкой агрессии и осуществления государственного терроризма и смиренно умолить Эрдогана провести аналогичный водопровод в Крым? Ведь понятно, что Керченский пролив — значительно более серьёзная преграда для российских чиновников, чем Чёрное море — для турецких бизнесменов.

Подготовка к энергетической блокаде Крыма велась нацистами Украины длительное время и совершенно открыто. Сначала временными отключениями они добились получения значительных скидок на российскую электроэнергию, а затем направили сэкономленные деньги на строительство линий электропередачи с Ровенской и Хмельницкой АЭС в энергодефицитные регионы Украины. По завершении строительства этих линий потребность в российской энергии отпала, её закупки были прекращены, а линии электропередачи в Крым — взорваны якобы не имеющими отношения к властям бандитами Джемилева.

При этом возглавляемый устроившим дефолт 1998 года либералом Кириенко "Росэнергоатом", насколько можно судить, продолжает поставки атомного топлива для украинских АЭС, обеспечивая энергонезависимость украинских нацистов от России и блокаду Крыма.

Никакой реальной подготовки к такому развитию событий, насколько можно судить, не проводилось. Первую очередь энергомоста, обеспечивавшего лишь половину потребности Крыма во внешних поставках электроэнергии, планировалось запустить лишь в декабре, причём незадолго до энергоблокады официальные лица заговорили о её запуске лишь в январе следующего года. Чрезвычайные события ускорили работы: появилась надежда на пуск энергомоста 20 декабря, но полностью энергоснабжение Крыма может быть нормализовано не ранее следующей весны.

Между тем весь "энергомост" — это две подстанции и кабель между ними! И его "создание" вполне можно было завершить уже прошлой осенью.

Разумеется, ничтожество "офшорной аристократии" ни в коей мере не распространяется на сферу пиара — и, как только её катастрофический провал стал очевидным, из всех щелей, как по команде, полезли разнообразные "специалисты", с величайшим тщанием пережёвывающие разнообразные технологические и бюрократические трудности энергетического строительства, — вплоть до необходимости "согласования опросных листов с производителями" и необходимости произвести не предусмотренные никакими планами кабель и оборудование на российских предприятиях, как будто их нельзя купить на внешних рынках.

Между тем стоит напомнить, что в блокадный Ленинград линия электропередачи была проложена по дну Ладожского озера (в условиях войны, под бомбёжками и на большее расстояние) за три недели, а полностью энергоснабжение города с большим населением, чем в Крыму, и в более холодном климате было восстановлено менее чем за два месяца. Этот пример позволяет предположить, что либеральное правительство Медведева с точки зрения организации хозяйственной деятельности является значительно более разрушительным фактором, чем война с немецко-фашистскими захватчиками.

На этом фоне о необходимых мощностях по сушке и очистке добываемого в Крыму газа можно и не вспоминать — однако даже увеличение его добычи практически прекратилось!

В 2011 году Крым добывал 1,1 млрд. кубометров газа; в 2013 году добыча была увеличена до 1,65 млрд. кубометров и по планам в 2014 году должна была составить 2,42, а в 2015-м — 3 млрд. кубометров. Поскольку потребности в собственной генерации не было, а базовая потребность Крыма не превышала 2 млрд. кубометров, перед Майданом планировалось направлять крымский газ на Украину. Решение повысить уровень газификации Крыма с 75% (по некоторым данным уже 70%) до 100%, равно как и необходимость развёртывания собственной генерации, повысили потребность в газе, — вот только добыча его разом перестала расти. В 2014 году вместо плановых 2,42 было добыто лишь 2 млрд. кубометров, и в 2015 году ожидается тот же уровень (хотя план был снижен с 3 до 2,5 млрд. кубометров).

Более того, торжественно рапортуется о намерении (это "в проклятом совке" рапортовали о введённых в строй объектах, а сейчас рапортуют о намерениях, чтобы потом забыть о них и начать сочинять другие сказки) вместо расширения добычи в Крыму проложить в него газопровод из Краснодарского края!

Другая "вечная" тема — мост через Керченский пролив. Понятно, что о строительстве мощного сооружения для превращения Крыма в центр дистрибуции товарных потоков из Китая, ориентированных на весь Юго-Восток и отчасти центр Европы (именно после подписания соглашения об этом США форсировали свержение Януковича) уже забыли.

Понятно, что даже узкий мост, ориентированный лишь на потребности самого Крыма, — сложное инженерное сооружение. И его уже ударно строят, преодолевая подземные грязевые вулканы, осенние штормы и галлюцинации о дешевизне тоннеля. Хотя нельзя исключить, что строительство тоннеля по европейским расценкам оказалось бы значительно дешевле строительства моста по расценкам олигархическим.

Однако никто даже не попытался решить проблему автомобильного сообщения с Крымом в сезон отсутствия штормов (а это как раз туристический сезон) раскатыванием больших армейских понтонов через неширокий Керченский пролив. Возможно, именно из-за дешевизны, быстроты и эффективности этого решения.

Более того, за полтора года не наладили толком даже паромное сообщение. Даже не обсуждается необходимость связать Крым паромами со всеми значимыми городами побережья — от Анапы до Ростова-на-Дону (от которого сейчас, чтобы попасть в Крым, надо объезжать всё Азовское море), чтобы разгрузить местные дороги и задыхающийся порт Кавказ. Соответственно, никто даже не подумал о необходимости развернуть на крымской стороне новые пристани, позволяющие в разы увеличить приток паромов!

Помнящие прошлогодний ад на переправе автотуристы этим летом радовались сокращению очередей с сорока часов до четырёх, нормализации работы краснодарских органов внутренних дел (язык не поворачивается звать их работников "полицаями"), появлению электронных билетов и открытию в порту Кавказ единственной столовой с едой, которой можно кормить детей. Однако с крымской стороны такой столовой так и не появилось — лишь забегаловки в стиле шашлычных на дальней трассе. Электронные же билеты порой порождали хаос; при нарушении переправы из-за штормов люди часами стояли в живой очереди и не пропускали их обладателей, администрация переправ самоустранялась и регулировать очередь приходилось лишь ОМОНу (правда, исключительно вежливому и профессиональному).

И здесь вопрос не только к федеральным, но и к крымским органам власти: понятно, что в условиях революции в них набилась масса случайных людей, но освобождение от них (вплоть до министра энергетики, неспособного даже подготовить график веерных отключений) непростительно затянулось. Как тут не вспомнить прошлогодний шок крымских патриотов, увидевших перед прошлогодними выборами на плакатах в том числе и тех, кто ещё совсем недавно гнобил их за любовь к России.

Но больше всё же вопросов именно к федеральным властям.

Чем можно объяснить тоскливое молчание российской дипломатии о юридической стороне воссоединения? Ведь в результате государственного нацистского переворота, организованного в Киеве Западом (при личном участии министров иностранных дел Германии, Франции и Польши), украинская государственность перестала существовать, в принципе исключив саму почву для каких бы то ни было разговоров о "территориальной целостности". А в новой форме её окончательно создала именно Россия — признанием режима Порошенко и "выборов" на охваченной бандитизмом и находящейся в состоянии гражданской войны территории.

Зачем надо было с помпой учреждать Министерство по развитию Крыма, чтобы потом разогнать его за вопиющее безделье?

Почему так медленно и с такими чудовищными издержками нормализовывалась банковская деятельность в Крыму — хотя достаточно было выделить несколько не работающих с Западом банков (что было сделано) и оказать им необходимую помощь для выполнения заранее чётко поставленных задач?

И зачем при создании паромной переправы в прошлом году разорвали единый технологический комплекс, искусственно выделив оператора паромов в отдельную структуру, которая, похоже, концентрировала всю прибыль от перевозок, не позволяя зарабатывать региональным властям, обустраивающим портовые комплексы и подъезды к ним?

Да, этот недостаток исправлен — но ценой огромной потери времени и сил. Неужели нельзя было защитить хотя бы один-единственный Крым от фирменного подхода либеральных реформаторов — приватизации прибыли при национализации издержек и, соответственно, убытков?

Вероятно, причина беспомощности госуправления, с патологической последовательностью демонстрируемая в Крыму, заключается в самой мотивации "эффективных менеджеров". Это китайские и турецкие управленцы по старинке пытаются решать проблемы; американские раздувают их и перекладывают на плечи других стран, европейские уживаются с ними, а российские, обслуживая интересы "офшорной аристократии", научились превращать проблемы в инструмент личного обогащения. В этом случае решение проблемы есть преступление перед правящим классом, так как лишает его значимую часть привычных доходов, режет курицу, несущую для него золотые яйца. Естественно, длительная работа в подобной парадигме превращает многих управленцев (как мы видим на примере губернаторского корпуса) в алчных безумцев, глубоко убеждённых в своей полной безнаказанности.

Другую причину столь последовательного саботажа развития Крыма представить себе сложно — если, конечно, либералы правительства Медведева не занимаются простой, откровенной и публичной местью крымчанам за то, что они предпочли "быдлорашку" священному для обслуживающих глобальный бизнес "цивилизованному мировому сообществу".

По-другому трудно объяснить выдачу жителям Крыма загранпаспортов с указанием места выдачи "Крым", что гарантированно исключает получение американской и шенгенских виз. Между тем бизнес давно уже наладил подготовку паспортов с отметками Краснодарского края или Москвы с подготовкой всех остальных документов для передачи в посольства, включая штамп о перерегистрации в других регионах во внутреннем российском паспорте.

Иначе, кроме как местью Крыму, трудно обосновать и безнаказанность либерала Грефа, публично провозгласившего, что Крым для государственного российского Сбербанка — часть Украины, и Сбербанк будет работать в нём лишь после присоединения его к Украине.

Государственная пропаганда, раздувающая до гомерических масштабов любой снисходительный кивок третьестепенных западных политиков в нашу сторону, не случайно игнорирует реальную колоссальную победу России по прорыву западных санкций. Ведь, воссоединившись с Крымом, в рамках этих санкций создали специального отдельного авиаперевозчика, не имеющего отношения к крупным компаниям. Его быстро раздавили санкциями — и тогда крупные авиакомпании, полностью игнорируя и прямо нарушая санкции, восстановили свои полёты в Крым.

И — о чудо! — Запад не украл их счета и не закрыл для них своё небо: он молча умылся и сделал вид, что ничего не произошло. Вдохновители украинского нацизма просто перепугались и не посмели выполнить свои санкционные обещания в отношении бизнеса, нужного им самим.

Тем самым наглядно показав: единственный способ отмены санкций — это их полное и демонстративное игнорирование крупными компаниями.

Однако либералы правительства Медведева стремятся всячески замолчать, изгладить из общественной памяти этот успех ничуть не меньше западных покровителей нацизма и организаторов государственного переворота в Киеве.

Может быть, они искренне идентифицируют себя с Западом в лице глобального бизнеса, которому истово служат, в том числе и прямо против народа России.

А может, всего лишь боятся, что западная юстиция заинтересуется происхождением денег, на которые они напокупали дворцы, бизнесы и "паломнические центры" в фешенебельных странах (правда, первый вице-премьер Шувалов, например, надо отдать ему должное, теперь официально арендует дворец в Австрии, которым он раньше официально владел, — и, возможно, даже не сам у себя).

Но генерируемое ими враждебное отношение к Крыму разрушает нормальную жизнь в нём даже безо всяких энергоблокад и иных провокаций украинских нацистов.

Не стоит забывать, как в прошлом сентябре работники Севастопольского гражданского порта, получив зарплату в 4 тыс. руб. (примерно в восемь раз ниже украинского уровня), провели марш не столько протеста, сколько недоумения к приёмной Медведева.

А уже в конце этого августа Керченский стрелочный завод, являющийся монопольным поставщиком стрелочного оборудования на все железные дороги Украины и потому вроде бы держащий свидомитов за глотку, был парализован забастовкой. Похоже, он по-прежнему принадлежит украинскому олигарху, высасывающему из него оборотные средства. Рабочие просто не могли трудиться за 8 тыс. руб. в месяц, что было ниже прожиточного минимума.

Но дело не только в собственнике. Кто скажет что-то плохое против успешно изживающего последствия сердюковщины Минобороны? А на одном из его крымских заводов зарплата инженера составляла 7 тыс. руб. в месяц.

Крымские вина — гордость России, но производство "Массандры" в этом году упало в разы, причём его вино стали непристойно "бодяжить"; возможно, из-за замены легендарного директора, спасавшего и развивавшего комбинат все 23 года "незалежности", а теперь загремевшего под уголовное дело.

Путин спас виноградники "Массандры" от хищнической приватизации едва ли не "по Чубайсу и Коху" лично, но их надо развивать. А с развитием у России проблемы не только в Крыму: либеральный клан, определяющий социально-экономическую политику на протяжении всей эпохи национального предательства (с полугодовым перерывом на правительство Е.М. Примакова), делает всё, чтобы не допустить перехода от разграбления "советского наследства" к созиданию страны. Доходит до совершенно официальной трактовки накопленных федеральным бюджетом и лежащих (частично с 2004 года) без движения на его счетах 10,4 трлн. руб. как нехватки средств, вынуждающей сокращать даже жизненно необходимые расходы и варварски разрушать социальную сферу.

Крым должен был стать витриной и образцом для всех остальных регионов России. Его необходимо было развивать как символ будущего, исходно свободный от наших сегодняшних недостатков, от налоговых до политических. Однако российская бюрократия тупо давила его специфику, навязывая ему свои порядки и пороки, включая худшие из них.

А ведь Крым не был "украден" Россией: не стоит забывать, что он вступил в Россию сам, преодолевая сопротивление отчаянно отбивавшихся от него либералов в том числе прямой демонстрацией вооружённой силы.

Сегодня "офшорная аристократия", насколько можно судить, всеми силами пытается довести крымчан до такого состояния, чтобы они передумали и начали искать пути обратно из России — к жизни под контролем и защитой США.

Эти попытки обречены, как и вся русофобская деятельность либералов, однако нельзя забывать: чтобы вернуть своё законное место в мире, Россия должна вернуть себе саму себя, освободившись от гнёта "офшорной аристократии" и готовых украсть собственные шнурки "эффективных менеджеров".

Пока до этого почти так же далеко, как и до освобождения Киева.

На фото: Симферополь. 2 декабря 2015 года. Владимир Путин на запуске первой нити энергомоста в Крым

17 сентября 2024
Cообщество
«Коридоры власти»
1.0x