Авторский блог Дмитрий Бельтов 14:43 18 ноября 2013

Крушение Боинга

В аэропорту Казани при заходе на посадку разбился пассажирский Boeing 737-500 авиакомпании «Татарстан», следовавший рейсом из Москвы. Все 50 человек, находившиеся на борту, погибли. Среди них сын президента Татарстана Рустама Минниханова Ирек и глава УФСБ по Татарстану Александр Антонов.

В 19:25 по московскому времени в аэропорту Казани при заходе на посадку разбился самолет Boeing, следовавший рейсом Москва-Казань. По последним данным, самолет принадлежал авиакомпании «Татарстан», на его борту находились 50 человек, все они погибли.

«(Было) три попытки ухода на второй круг. Boeing 737-500 авиакомпании "Татарстан" следовал из Москвы в Казань. Самолет столкнулся с землей на летном поле аэродрома. На борту находились 44 пассажира и шесть членов экипажа. Сведения о пострадавших выясняются. На месте проводятся аварийно-спасательные работы»,— сообщил представитель Росавиации.

В качестве основных версий крушения рассматривается техническая неисправность самолета, а также ошибка экипажа. «Скорее всего, пилоты допустили ошибку при заходе на второй круг, однако могла и автоматика подвести, то есть версии технической неисправности мы также рассматриваем»,— сообщил источник в экстренных службах Татарстана. Известно, что самолет находился в эксплуатации 23 года.

По факту крушения самолета в Казани возбуждено уголовное дело по статье «нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта», сообщает Следственный комитет России. Президент России Владимир Путин поручил правительству сформировать комиссию по расследованию причин авиакатастрофы. «После получения соответствующего доклада об авиакатастрофе, глава государства поручил правительству РФ срочно сформировать правительственную комиссию по расследованию причин и обстоятельств авиакатастрофы»,— сказал пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.

Наиболее вероятная версия крушения самолета в Казани — человеческий фактор. Так считает заместитель председателя комитета Госдумы по транспорту Александр Старовойтов.

«Я считаю, что это все-таки ошибка пилотирования. Значит, квалификации пилота не хватило, чтобы зайти на посадку. Потому что действительно у нас в России есть огромная нехватка первых пилотов, хотя компании как-то выкручиваются, находят этих первых пилотов, у которых есть достаточное количество налета. Грешить на технику я все-таки не склонен. Что касается метеоусловий, да, возможно, они могли послужить причиной. Но, опять же, я считаю, что в топливном баке достаточное количество топлива, чтобы имелась возможность зайти на запасной круг, на второй, на третий круг, это никаким образом не могло бы повлиять на нормальную посадку. Аэропорт оборудован по последнему слову техники, это показала Универсиада в Казани. И на ошибку диспетчера здесь тоже грешить не стоит».

К техническому состоянию самолета Boeing 737 претензий не было, заявила руководитель пресс-службы ОАО «Авиакомпания "Татарстан"» Гульназ Минниханова. По ее словам, самолет в воскресенье сделал несколько рейсов. Из Казани борт совершил полет по маршруту Казань-Ереван-Казань, после вылетел в Москву и должен был совершить посадку в Казани. Госпожа Минниханова отметила, что самолет между рейсами проходил оперативное техобслуживание, и неполадок вывялено не было. Предыдущие рейсы были выполнены в штатном режиме.
Гульназ Минниханова: «Пилоты, оба 1966-го года рождения, имели большой опыт работы. Командир воздушного судна Рустем Салихов начал выполнение полетов на этом самолете в 2012 году вторым пилотом, в марте того же года стал командиром. Его общий летный стаж - 21 год. Общий летный стаж второго пилота — Виктора Гуцула — 23 года».

В настоящее время следователи проверяют компанию «Татарстан».

Официальный представитель СКР Владимир Маркин: «Следователи намерены оценить своевременность, достаточность и эффективность контроля за эксплуатантом воздушного судна, полноту мер по обеспечению безопасности полетов на нем. С этой целью в авиакомпании «Татарстан» и аэропорту вылета судна уже изъята вся необходимая документация».

Кроме ошибок пилота, технических неполадок или плохих погодных условий причиной катастрофы могло стать некачественное топливо. «Одним из вариантов рассматривается и некачественное топливо. На данный момент дана команда изъять образцы топлива, которым заправляли авиасудно в Москве. Сейчас уже идет допрос диспетчеров, принимавших "Боинг" на посадку»,— заявил заместитель руководителя Следственного управления СК по Татарстану Марат Зарипов.

На данный момент следователи уже изъяли образцы топлива, которым был заправлен разбившийся Boeing, а также видео с камер слежения аэропорта в Казани.

«В настоящее время следователями и криминалистами СКР продолжается осмотр места происшествия, территория которого весьма обширна и составляет 250 тыс. кв. м. С целью проверки качества топлива уже изъяты его образцы. Изъято и детально изучается видео с камер слежения аэропорта, на котором зафиксирована траектория падения судна», - сообщил Владимир Маркин.

Также обнаружены оба «черных ящика». «Бортовой и речевой самописцы найдены. Говорить об их состоянии рано»,— сказала глава Межгосударственного авиационного комитета (МАК) Татьяна Анодина. Расшифровка «черных ящиков» будет проводиться в Москве.

Вообще следственные органы рассматривают пять версий крушения самолета, при этом исключают теракт как одну из возможных причин авиакатастрофы. «До тех пор, пока Межгосударственный авиационный комитет не завершит свою работу, я думаю, что эти пять версий имеют право на жизнь и дальнейшую разработку. Это и ошибка пилотирования, и техническая неисправность самолета, и некачественное топливо, работа наземных служб и погодные условия»,— говорит министр транспорта Максим Соколов.

По заявлению следственного комитета, Boeing упал перпендикулярно земле на ВПП и взорвался.

Тем временем представитель Минздрава Татарстана сообщил, что «только останки двух погибших могут быть опознаны уже сегодня». «Все остальные фрагменты будут тщательно собраны, будет осуществлен забор генетического материала»,— сказал он, добавив, что экспертиза ДНК будет проводиться как в Татарстане, так и в Москве.

"Нештатная работа какой-либо системы механизации крыла, возможно, предкрылков или закрылков, могла вынудить пилотов доложить диспетчеру о «непосадочной конфигурации» и запросить заход на второй круг. Такое мнение высказал военный пилот первого класса, попадавший в похожую ситуацию. «Упомянутое летчиками в переговорах с авиадиспетчером в Казани выражение "непосадочная конфигурация" могло означать, что у самолета во время захода на посадку, возможно, обнаружились серьезные механические проблемы, связанные с невыпуском предкрылков или закрылков,— сказал эксперт, пожелавший остаться неизвестным.— Я сам попадал в похожую ситуацию. На малой высоте при полностью выведенных оборотах двигателя единственно правильное решение — не брать штурвал на себя, чтобы уйти от земли, хотя это и естественная реакция человека. Нас же, военных пилотов, тренировали до автоматизма, что действия должны быть прямо противоположными: то есть отдать штурвал от себя, попытаться разогнать машину, а далее уже набирать высоту: благо, длина посадочных полос на современных аэродромах это позволяет».

Время открытия аэропорта Казани, меж тем, в очередной раз перенесено, теперь на 18:00.

Интересно будет отметить, что с Боингами в последнее время нередко происходят крупные катастрофы. Чаще всего, это давно эксплуатируемы машины, отправленные доживать свой век в развивающиеся страны. Случай в Казани не исключение:

19 апреля 2000 года над островом Самал (Филиппины) разбился Boeing 737-200 авиакомпании «Эйр Филиппинз». Погибли 124 пассажира и 7 членов экипажа.
7 мая 2002 года при заходе на посадку в 6 км от столичного аэропорта «Карфаген» (Тунис) авиалайнер Boeing 737-500 египетской авиакомпании «Иджипт эйр» врезался в гору. На его борту находились 56 пассажиров и 6 членов экипажа. Погибли около 30 человек.

6 марта 2003 года сразу после взлета из аэропорта Таманрассета (Алжир) разбился Boeing 737 компании «Эр Алжери». Из 103 человек, находившихся на борту, уцелел 1.

8 июля 2003 года неподалеку от Порт-Судана (Судан) вскоре после взлета разбился Boeing 737 компании «Судан эйруэйз». Из 116 человек, находившихся на борту, в живых остался один ребенок.

3 января 2004 года над Красным морем в 15 км от побережья Египта потерпел катастрофу Boeing 737 частной египетской авиакомпании «Флэш- Эйр». На борту находились 148 человек, все погибли.

3 февраля 2005 года близ Кабула (Афганистан) разбился Boeing 737 частной афганской авиакомпании «Кам эйр». Все находившиеся на борту 96 пассажиров и 8 членов экипажа погибли.

14 августа 2005 года при подлете к столице Греции потерпел катастрофу Boeing 737 частной кипрской авиакомпании «Илиос». Погибли все находившиеся на борту 115 пассажиров и 6 членов экипажа.

23 августа 2005 года близ аэропорта Пукальпы (Перу) разбился Boeing 737 перуанской компании «Танс». На его борту находились 100 человек, 48 человек погибли.

5 сентября 2005 года на жилые кварталы Медана (Индонезия, остров Суматра) рухнул индонезийский Boeing 737-200 авиакомпании «Мандала эйрлайнз». Погибли 111 пассажиров и членов экипажа самолета и около 50 человек на земле.

22 октября 2005 года в районе Лагоса (Нигерия) разбился Boeing 737 частной нигерийской авиакомпании «Бельвью эйрлайнз». Погибли все 117 человек, находившиеся на его борту.

29 сентября 2006 года в районе Амазонии в Бразилии Boeing 737-800 столкнулся в воздухе с частным самолетом «Легаси». Погибли 155 человек.

29 октября 2006 года недалеко от взлетно-посадочной полосы аэропорта Сокото (Нигерия) упал и взорвался Boeing 737 частной нигерийской компании. На борту находились 104 человека, спастись удалось шестерым.

1 января 2007 года над островом Сулавеси (Индонезия) разбился Boeing 737 частной индонезийской авиакомпании. На борту находились 102 человека, все погибли.

5 мая 2007 года в районе Лолодорфа (Камерун) разбился камерунский Boeing 737-800, на борту которого находились 105 пассажиров и 9 членов экипажа. Все погибли.

24 августа 2008 года под Бишкеком (Киргизия) разбился самолет Boeing 737, на борту которого находились 90 человек. Погибли 65 человек. Самолет выполнял рейс Бишкек-Тегеран и принадлежал киргизской авиакомпании «Итекэйр».

25 января 2010 года самолет Boeing 737 эфиопской государственной авиакомпании «Эфиопиан эйрлайнз» рухнул в Средиземное море после вылета из аэропорта Бейрута (лайнер направлялся в эфиопскую столицу Аддис-Абебу). На борту было 85 пассажиров, один из которых имел российское гражданство, и семь членов экипажа.

1.0x