Сообщество «Форум» 11:27 3 декабря 2020

Критика вместо помощи

почему Макрон обвиняет ливанцев в предательстве?

Президент Франции Эммануэль Макрон в ходе своего недавнего визита в Бейрут обвинил политическое руководство Ливана в предательстве и невыполнении обязательств, касающихся преодоления разногласий по вопросу формирования ливанского правительства технократов.

Судя по всему, Макрон надеялся, что новый премьер-министр Ливана Мустафа Адиб сможет в максимально короткие сроки сформировать правительство технократов после отставки бывшего премьер-министра Хасана Дияба, последовавшей за взрывом в морском порту Бейрута.

Не исключено, что президент Франции рассчитывал на то, что шок от взрыва объединит ливанцев, заставит их преодолеть разногласия, как это случилось ранее с правительством Наджиба Микати, которое было сформировано также в обстановке, когда вся страна находилась в шоке после убийства премьер-министра Рафика Харири. Тогда ливанцы в сложной ситуации смогли преодолеть существующие разногласия.

Мог ли Мустафа Адиб успешно выполнить возложенную на него задачу, если бы Макрон ещё на несколько дней задержался в Бейруте? Не исключено.

Действительно, ливанцы понимали, что президент Макрон и Франция с её возможностями являются основными гарантами решения стоящих перед Ливаном экономических проблем, гарантами защиты Ливана от внешнего давления, особенно со стороны Соединённых Штатов, гарантами, ставящими надёжный заслон на пути тех, кто пытается увязать решение внутренних проблем Ливана с выполнением ряда условий, таких как, например, демаркация границ (в том числе морских) с Израилем, требование США прекратить снабжать оружием организацию "Хезболла" и учёт позиции Вашингтона по сирийскому конфликту.

Надо признать, что ливанцы и Макрон упустили шанс использовать ситуацию, сложившуюся сразу же после взрыва в бейрутском морском порту, и реакцию на это трагическое событие. Когда обстановка нормализовалась и улеглись страсти, ливанское руководство, политические деятели страны обратились к выполнению своих международных обязательств как на межгосударственном уровне, так и на уровне взаимодействия по линии спецслужб. Далее всё вернулось на круги своя: осложнилась обстановка, обострились противоречия, никуда не делась и проблема формирования нового правительства.

Несмотря на всё это, следует признать, что после долгого и сложного пути, страданий, войны и конфликтов Ливан по-прежнему является примером подлинно демократического государственного устройства для всего региона. В отличие от многих арабских стран в Ливане сосуществуют блоки, представляющие интересы различных конфессий и политических сил. Сааду Харири снова поручено формирование правительства. Харири уже заявил, что сформирует правительство технократов после консультаций с основными политическими силами Ливана. Это будет временное, своего рода "чрезвычайное" правительство, которое станет выполнять свои функции в течение полугода. Его основная задача будет заключаться в том, чтобы вывести страну из кризиса.

Сегодня мы видим, что Саад Харири в своей работе сталкивается со многими препятствиями, хотя именно он является наиболее подходящей политической фигурой, способной в нынешней сложной обстановке сформировать правительство, которое после достижения консенсуса между всеми политическими силами будет в состоянии преодолеть нынешний кризис.

Каковы же те причины, которые мешают ему добиться этой цели?

В Ливане есть несколько политических деятелей, которые непосредственно влияют на нынешнюю и будущую ситуацию в стране. К ним относятся Хасан Насралла, Набих Берри, Сулейман Франжье, Джозеф Аун, Саад Харири, Валид Джумблат, генерал Мишель Аун, Самир Джааджаа, Фуад Синьора и Джубран Басиль.

И реальность такова, что судьба Ливана в той или иной степени связана с этими людьми. Независимо от различных мнений по тому или иному вопросу, от различных оценок ситуации в этой стране именно они стали важным фактором, определяющим ход происходящих в Ливане событий. В течение ряда лет вышеупомянутые деятели смогли выстроить довольно сложную систему взаимоотношений, о которой можно долго говорить, но важно подчеркнуть, что именно эта система оказывает большое влияние на ситуацию в стране. Что же касается связей некоторых из этих людей с внешними игроками, особенно с Соединёнными Штатами, то ливанские политики, прежде всего, должны достичь внутреннего консенсуса, избавиться от внешнего влияния, которое пытаются навязать Ливану некоторые государства, поставить во главу угла национальные интересы ливанского народа, отказаться от личных амбиций и планов, отражающих политическую позицию партий и сил, которые они представляют, сделать всё возможное, чтобы извлечь уроки из прошлого.

Необходимо противодействовать давлению со стороны Соединённых Штатов, пытающихся сделать Ливан послушным орудием с целью ужесточения экономических санкций, которые были введены нынешней американской администрацией в отношении Сирии и Ирана. Вашингтон считает, что для снижения напряжённости в Ливане необходимо сменить режим в Дамаске, покончить с присутствием "Хезболлы" на юге Ливана и гарантировать безопасность Израиля. К сожалению, Вашингтон также оказывает давление на страны Залива, которые пообещали своему "заокеанскому союзнику" не предоставлять Ливану финансовую помощь, необходимую для выхода из экономического кризиса и восстановления национальной экономики. Между тем известно, что размеры финансовой помощи, в которой нуждается Ливан, не являются непосильными для богатых стран Залива. Однако эти государства не обладают политическим и экономическим суверенитетом и не распоряжаются своими богатствами.

Создаётся впечатление, что страны Залива не могут распоряжаться и собственными финансами без получения инструкций от США, даже если речь идёт о такой "пустяковой" сумме, как миллион долларов. Это обстоятельство является основной причиной колебаний, нерешительности и противодействия шагам, направленным на формирование ливанского правительства. Судя по всему, в Ливане не уверены в том, что существуют гарантии получения кредитов, оказания финансовой помощи сформированному ливанскому правительству, что должно способствовать оздоровлению экономики Ливана, экономическому росту страны. Разногласия между странами Залива являются проблемой, искусственно созданной американцами для того, чтобы воспрепятствовать общеарабским шагам по решению того или иного вопроса в тех случаях, когда существует острая потребность в межарабской солидарности, в арабском единстве, в активизации роли Лиги арабских государств. Именно в этом нуждается арабский мир сейчас. Вместо этого мы являемся свидетелями размещения на территории государств Залива огромных американских военных баз, от которых может зависеть судьба всего ближневосточного региона, свидетелями попыток принудить арабские страны к пресловутой "нормализации отношений" с Израилем. При этом законные национальные права палестинского народа игнорируются. Именно эту цель преследует так называемая сделка века. К тому же эти базы планируется использовать в соответствии с антироссийской военной стратегией Соединённых Штатов. Как известно, именно Россия возглавляет "список врагов США", о чём говорят многочисленные заявления представителей сменяющих друг друга вашингтонских администраций. Это представляет прямую угрозу национальной безопасности России.

Наличие таких огромных военных баз на фоне напряжённости в отношениях между Вашингтоном и Москвой представляет также и прямую угрозу безопасности стран Залива. Ведь если, не дай бог, произойдёт — пусть даже в результате ошибки — какой-то инцидент, угрожающий безопасности России, последней придётся действовать против американских баз, расположенных на территории стран Залива, неподалёку от южных границ Российского государства. В зоне досягаемости российских ракетных комплексов окажутся все населённые пункты, расположенные вблизи от военных баз США и их союзников по НАТО. Интересно, кто-нибудь задумывался над таким сценарием?

Часто задают вопросы о "тайных" причинах невмешательства России в проблему решения ливанского кризиса. Но вышеупомянутым ливанским политикам в первую очередь необходима сильная политическая воля, чтобы оказать помощь Сааду Харири в вопросе формирования правительства. Именно этот фактор более важен для Ливана, чем финансовая помощь, значение которой, конечно, нельзя преуменьшать. Формирование правительства стало бы победой Ливана и достойным ответом всем попыткам ограничить его национальный суверенитет, ограничить свободу руководства страны принимать самостоятельные политические решения, диктовать ему извне приоритеты внутренней и внешней политики.

Россия, как известно, не вмешивается во внутренние дела суверенных государств. Она уважает выбор ливанского народа, поддерживает хорошие отношения со всеми ливанскими политическими силами и деятелями. Одной из целей созванной недавно по инициативе России международной конференции по проблемам сирийских беженцев было решение чрезвычайно важной для Ливана проблемы. Речь идёт о полутора миллионах сирийских беженцев, находящихся на территории Ливана, об их возвращении на родину. Хотелось бы надеяться на то, что американская администрация изменит свой внешнеполитический курс и перестанет использовать санкционный механизм в отношении других государств. Ведь от санкций страдают прежде всего простые люди, а не правящие режимы. Хотелось бы также надеяться и на то, что государства Залива избавятся от американского диктата, от попыток Соединённых Штатов распоряжаться чужими ресурсами. Это нужно для того, чтобы государства региона смогли оказать необходимую поддержку своим братьям в Ливане, Сирии и Йемене. Именно эти страны столкнулись с беспрецедентным экономическим кризисом. Они нуждаются в срочной помощи для оздоровления национальной экономики, восстановления полностью разрушенной инфраструктуры, решения проблемы беженцев и внутренних перемещённых лиц.

Страны Залива располагают всеми необходимыми ресурсами для решения этих задач. Однако они не в состоянии сделать это в условиях, когда сотни тысяч квалифицированных специалистов были вынуждены эмигрировать из Ливана и других арабских стран. Это невосполнимая потеря не только для Ливана, но и для всего ближневосточного региона.

Вне всякого сомнения, президент Макрон прекрасно понимает невозможность прорыва санкционной блокады, организованной Соединёнными Штатами, в том числе и в отношении Ливана. Судя по всему, его попытки сделать это потерпели неудачу. К этому следует добавить и отсутствие какой-либо международной поддержки подобных попыток. В такой ситуации, видимо, и было решено — "впредь до особого распоряжения" — разыграть карту "предательства" и "невыполнения обязательств" по формированию ливанского правительства.

12 ноября 2024
Cообщество
«Форум»
Cообщество
«Форум»
1.0x