Уже несколько месяцев я в составе небольшой группы преподавателей РАНХиГС при Президенте РФ готовлю НИР по вопросам реформирования системы образования. Хотя, Закон "Об образовании в РФ" от 29.12.2012 № 273-ФЗ вступил в действие с 1 сентября, видно, что данный закон - «сырой», промежуточный и нуждается в редактировании. Когда я полностью окунулся в работу, то обнаружил, что любые тактические меры, направленные, казалось бы, на улучшение системы образования, как-то: введение вступительных экзаменов в вузах, отмена (частичная отмена) ЕГЭ, введение (частичное введение) распределительной системы для выпускников вузов, увеличение бюджетного финансирования и т.п. – в итоге не приведут к положительным результатам, пока не решена стратегическая ГЛОБАЛЬНАЯ задача - ФОРМИРОВАНИЕ НОВОЙ ИДЕОЛОГИИ.
Дело в том, что в современной РФ (да и в большинстве других стран мира) научно выверенная идеология как таковая отсутствует. Отдельные идеологические постулаты, легшие в основу буржуазных духовных ценностей, были сформулированы философами - «просветителями» в XVIII веке. Это: неприкосновенность частной собственности и частной жизни, свобода предпринимательства, свобода совести, гражданские права и свободы, плюрализм, демократия, гуманизм и т.п. Но и эти духовные ценности постепенно «обросли» двойными стандартами. В настоящее время к ним еще добавилась такая сомнительная категория, как – «толерантность». А в нашей стране все эти навязываемые нам «ценности» выглядят вообще отвратительно – набор формальных штампов, прикрывающих истинную "замаскированную" сущность ИДЕОЛОГИИ ЗЛА.
Спросите, почему - зла? Да, потому что современная (прежде всего - западная) цивилизация вот уже более двухсот лет по факту развивается на отрицании БОГА. Ведь как рассуждают современные технократы во всем мире? «Человек является венцом совершенства, и только он в состоянии изменять природу и приспосабливать ее к своим, все более возрастающим потребностям! Целью развития современной цивилизации выступает производство средств потребления на основе развития техники. При этом, вера в БОГА – хотя, это конечно и неплохо, но она не должна мешать поступательному техническому прогрессу и духовной свободе каждого индивида».
Таким образом, современное глобальное общество мыслит, прежде всего, материалистическими категориями. Это: деньги, новые технологии, аккумулирование и реализация интеллектуальной собственности, контроль над мировыми сырьевыми ресурсами, контроль над рынками сбыта, обеспечение устойчивого потребления товаров и услуг. Духовные же категории являются производными и зависимыми от материальных (типичный атеистический подход: «бытие определяет сознание»). Это: всевозможные свободы (в том числе и от «пережитков» общественной морали), формирование психологии «универсального потребителя», насаждение «демократии», «свобод» и, якобы - гуманизма в различных странах мира, господство права над моралью, освобождение творчества от морали, приоритет коммерческого успеха и низменного эпатажа в творчестве.
К сожалению, Россия вовлечена во все это. Мы проиграли "холодную войну", и у нас "вынули" идеологический стержень. Я сейчас не буду вдаваться в детали по поводу советской идеологии - зло это было или добро (это - отдельная большая тема). Скажу лишь только, что кризис марксистко-ленинской идеологии начался ещё задолго до перестройки и был связан, несомненно, с внутренними факторами, основным из которых, по моему убеждению, являлось несовершенство самой философии диалектического материализма. Отрицание БОГА в этой концепции привело к "обожествлению" в СССР Маркса, Энгельса, Ленина и, таким образом, научный коммунизм превратился в "схоластическое учение" еще в 60-е г.г. XX в. "Не сотвори себе кумира" - наглядная притча.
Я утверждаю, что любая идеология, основанная на атеизме, приведет (рано или поздно) к плачевному результату. "Если бы БОГА не было, его стоило бы придумать", писал в свое время Вольтер, и я думаю - он совершенно прав. Без БОГА мораль и нравственность – несовершенна и, рано или поздно, неизбежно подвергается коррозии. «Категорический Императив», провозглашенный Кантом, «Кодекс Строителя Коммунизма» в СССР, "Американская Мечта" для представителей "золотого миллиарда" - все это звенья одной цепи. Такие устои действуют лишь на определенный период времени: либо когда в обществе все стабильно, либо когда общество мобилизовано и очаровано идеологическим "кумиром". Но, в условиях материального и духовного общественных кризисов, идеологические устои всегда подвергаются сомнению. Несомненна лишь ВЕРА, ибо в каждом вероисповедовании существует идея «загробной жизни», которая помогает сохранить обществу духовный «стержень» в любых ситуациях. Представьте себе, что индусы, например, стали атеистами (что тогда будут делать «неприкасаемые» шудры? правильно...грабить и резать! ведь наказания «на том свете» уже не будет, а в этой жизни им терять нечего). Более того, в этих кризисных условиях ортодоксальные религии и традиционные философские учения, такие как: православие, буддизм, ислам, иудаизм, конфуцианство – существенно выигрывают в моральной устойчивости перед конфессиями, уже искушенными в «ереси» на определенных этапах истории. Наглядный пример – не так давно в некоторых странах католические и протестантские Церкви уже практически одобрили решение о легализации однополых браков, хотя это прямо противоречит Библии.
Как возникло такое удручающее положение в современном мире? Почему материалистическая концепция бытия повсеместно укрепилась в сознании так называемого "цивилизованного общества"? Конечно, вина здесь ложится на Церковь (как институт власти). Ещё в 1054 г. произошел раскол Церкви на Католическую и Православную. Католики в Риме решили, что можно по-своему интерпретировать понятие "Святая Троица". Затем, Эпоха Возрождения, Реформации в Германии, Швейцарии, Англии и др. европейских странах, которые были следствием «мракобесия», схоластики, алчности и цинизма представителей католической Церкви. Церковной идеологии была противопоставлена Гуманистическая идеология, где Человек был признан высшим Божественным творением. С другой стороны, протестантская церковь, несмотря на некоторые положительные моменты, выразившиеся в отрицании негативов папства, все же "с водой выплеснула и ребенка". ИНДИВИДУАЛИЗМ протестантского христианина поднял САМОМНЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА еще на большую высоту. А тут уже и до отрицания БОГА недалеко!
Буржуазные революции в Голландии, Англии, укрепившие нарождающийся класс ростовщиков и предпринимателей, формирование общества потребления - все это размывало не только феодальные, но и нравственные устои. В XVII в. в общественном сознании интеллектуалов Европы господствовали уже не религиозные догмы, но научные трактаты эмпиристов и рационалистов (Ф.Бэкон, Декарт, Локк и др.). Наконец, в XVIII в. целый ряд философов полностью отошли от мысли о существовании БОГА. Это так называемые энциклопедисты - "просветители" (Руссо, Дидро, Монтескье, Вольтер, Гольбах).
Но, потом была Великая Французская Революция, которая, в итоге не принесла ни Свободы, ни Равенства, ни Братства. Зато распространила по Европе либеральные идеи, позже использованные Марксом и Ко для создания относительно совершенной на тот момент идеологии диалектического материализма. Маркс обосновал свое учение безупречно: новейшие теории Дарвина, Смита и Риккардо, Фейербаха и, в основе всего – учение Гегеля как вершина объективного идеализма. Не случайно, марксизм (с некоторыми модификациями) до сих пор имеет достаточно много приверженцев во всем мире. Мина замедленного действия в этом учении была заложена в том, что Маркс «перевернул Гегеля с ног на голову», взяв за основу законы и категории диалектики, но применив их в сугубо материалистической (экономической) плоскости. Иными словами, он «сузил» содержание и смысл всеобъемлющих универсальных законов до «мелкого» атеистического и потребительского мировоззрения. Так, согласно одному из основных постулатов диалектического (исторического) материализма, общество на каждом из этапов его развития представляет собой экономическую формацию: БАЗИС (производительные силы и производственные отношения) и, производную от базиса НАДСТРОЙКУ, куда относятся, в том числе и идеология, и культура в целом.
Тем не менее, марксизм все же представлял собой серьезный шаг в реализации идей французских «просветителей» и революционеров. Достаточно вспомнить знаменитый лозунг: «Свобода, Равенство, Братство». Как известно, эти «тренды» пытались реализовать еще якобинцы во главе с Робеспьером (неудачно). Но, буржуазия, взяв на вооружение эти лозунги, «выхолостила» их содержание, приспособив их исключительно для своих интересов. По существу, лишь категория «Свободы» использовалась капиталистами в полном объеме (про Равенство и Братство речь заводили лишь социалисты).
С крахом СССР социалистический общественный уклад рухнул повсеместно (за редким исключением). Что же остается? Остается лишь идеология «просветителей», основанная на категории «Свобода» («Равенство» и «Братство» - не в счет), опосредованную через служение «мамоне». Можно сюда добавить, возникшие в XIX веке позитивизм и социологию, отметающие все транцендентальное в науке, разложившие «по-полочкам» то, что можно объяснить математически. Чуть позже, американские философы: Пирс, Джемс и Дьюи логически довели позитивизм до прагматизма – очень удобную для потребительского общества философию.
Но, в последнее время мы видим, что РАЦИОНАЛИЗМ, основанный на технократии и атеизме, дает серьезные сбои (теракты, катастрофы экологического, технологического и космогенного характера, социальная напряженность, внешняя агрессия, финансовый и политический кризисы, в конце концов - демографические и психологические проблемы западного общества). ИРРАЦИОНАЛИЗМ все сильнее прощупывает Запад "на вшивость".
Стоит ли нам, при таких условиях, прыгать в «вагон горящего поезда», как это пытаются сделать с нашим обществом наши же власти в течение уже более двадцати лет? При этом, место нам обещают в общем вагоне, а не в вагоне «люкс». Так называемые «демократические и общечеловеческие ценности» может и хороши (пока!) для западного обывателя, но, мы-то знаем как разрушительно эти «ценности» действуют в нашей стране.
Исходя из всего вышеуказанного, рискну взять на себя смелость предложить формат НОВОЙ ИДЕОЛОГИИ. Убежден – ее «призрак» витает именно над Россией, ибо постсоветское общество, уже давно «переросло» из марксистко-ленинской идеологии диалектического материализма, а либеральная западная идеология совершенно чужда и вредна для России. Кроме того, Россия еще остается (по инерции) авторитетной державой мира, пока еще имеет соответствующие вооруженные силы, имеет оставшийся по-наследству высокий уровень (и главное - потенциал) в образовании и культуре. Новая идеология должна быть идеалистической (духовная составляющая) и социалистической (материальная составляющая). При этом, духовная часть, наоборот, должна иметь приоритет над материальной частью. Иными словами, «материальное» вытекает из «духовного» (помните – «в начале было СЛОВО»…). Новая идеология должна иметь структуру, состоящую из двух уровней:
А) уровень традиционной национальной идеологии (формируется, главным образом на особенностях традиционной культуры каждого народа, составляющего многонациональную Российскую Федерацию);
Б) уровень научной идеологии объективного идеализма, объединяющий не только все национальные конфессии РФ, но и другие мировые религии (идеологии), основанные на нравственных принципах, приемлемых для новой идеологии (формируется на основе гегелевского объективного идеализма и синергетики).
НОВАЯ ИДЕОЛОГИЯ ДОБРА должна быть противопоставлена ИДЕОЛОГИИ ЗЛА (глобальному материализму).