Авторский блог Надежда Куликова 07:39 18 января 2024

Крепкая семья — сильная Россия!

Как создать здоровое общество

В условиях нарастающей эскалации военных конфликтов и ведения гибридной войны против России (в том числе разрушающей традиционные ценности семьи и духовно-нравственные скрепы общества изнутри страны) роль семьи как основы государственности резко возрастает, поэтому поддержка семьи сегодня становится делом особой государственной важности.

Семья приносит полноту жизни, семья приносит счастье, но каждая семья является прежде всего большим делом, имеющим государственное значение.

А.С. Макаренко


Институт семьи в соверменных условиях

Восприятие семьи (а значит, и отношение к браку, деторождению, семейным отношениям и пр.) сегодня претерпевает значительные изменения. Традиционная семья — это союз мужчины и женщины, социальный институт, базовая ячейка общества, основа государства, которая характеризуется признаками добровольности вступления в брак и наличия юридически значимого акта об этом, духовной и культурной общности, ведения совместного хозяйства, стремления к рождению детей и продолжению рода, желания развивать, социализировать и воспитывать детей. Семья постмодерна воспринимается уже как неустойчивое гражданское объединение, реализующее механизмы взаимопомощи и/или совместного хозяйствования, и характеризуется нечёткостью признаков: общность или различие интересов и рода занятий, юридически оформленное или неформальное совместное или раздельное проживание и хозяйствование, общий или раздельный семейный бюджет, совместное, поочерёдное участие или уклонение от участия в воспитании детей. На Западе уже в явном виде происходит значительная трансформация самого института семьи, когда обществу навязываются как норма однополые, временные, пробные и коммунальные браки.

Семья — это социальное образование, имеющее в каждом конкретном историческом типе общества свои традиции и специфику: доиндустриальная, индустриальная и постиндустриальная. Она, как и другие социальные институты, эволюционирует, пытаясь адаптироваться к социально-экономическим, политическим и технологическим изменениям. Меняются способы производства, форма собственности, социальные институты, политический режим, культура и образ жизни, соответственно, это вызывает и демографические изменения численности населения и социальной структуры общества.

Нужно отметить, что семейная повестка прочно вошла за последние годы в государственную и общественную жизнь и сегодня обретает и новую ценность, и новые смыслы. Роль института семьи в нашем государстве, провозгласившем в новой Конституции традиционные ценности и понимание семейных уз как закреплённых отношений между мужчиной и женщиной (в отличие от новомодных западных "моделей" семьи), по мере углубления глобального противостояния только возрастает. Семья как общественный институт и как базовая ячейка государства теперь воспринимается как основной и стратегически важный объект внимания и заботы государства, концентрация на котором позволяет иначе, более системно и адресно выстроить и социальную, и семейную, и демографическую политику. Такой фокус внимания можно обеспечить, только если мы создадим и будем развивать специальные общественные институты, которые позволят не только выделить семью как отдельный объект работы, но и сосредоточить ресурсы поддержки на этом объекте с учётом социального статуса, материального благосостояния, фаз жизненного цикла, специфики жизненных ситуаций каждой семьи. Такой опыт у нас уже имеется.

Семейные кластеры: первые позитивные результаты

Более четырёх лет назад, начиная с одной инициативы АОЗС — Ассоциации организаций по защите семьи (руководитель — Филина Мария Леонидовна), получившей поддержку Фонда президентских грантов, был начат путь к созданию национальной экосистемы поддержки семей. В рамках первого проекта "Семья. ЗаРождение" была разработана концепция создания социальных семейных кластеров с ядрами в виде семейно-ресурсных центров (СРЦ), которые быстро, буквально за полгода, были созданы в 11 регионах РФ.

Инициатива оказалась настолько востребованной, что на второй год таких регионов стало уже 27, и АОЗС вошла, при поддержке А.Ю. Кузнецовой (тогда ещё детского омбудсмена), в когорту организаций, чьи предложения учитываются при разработке государственных решений в области семейной политики. Но, пожалуй, ещё более убедительным подтверждением важности и продуктивности кластерного взаимодействия при работе с семьями оказалось то, что в тех регионах, где были созданы семейные ресурсные центры, трудности и испытания, с которыми пришлось столкнуться во время эпидемии ковида и после начала СВО, преодолевались гораздо лучше, чем в других. Это стало возможным потому, что удалось в предыдущие годы наладить более эффективное межсекторное взаимодействие, объединить и мобилизовать региональные социально ориентированные НКО, ранее работавшие в различных сегментах разрозненно, сосредоточить их усилия на семьях, реально нуждающихся в опеке и специальном внимании.

Повышение связности между организациями всех трёх секторов (государства, общества и бизнеса), вовлечение большего количества региональных организаций в так называемые просемейные проекты, развитие доверительных отношений между участниками показало, что в обществе существует не только большой потенциал, но и огромный запрос на общее делание, достижение социально и общественно значимых целей. А в тех регионах, где в этих социальных проектах принимали активное участие традиционные конфессии, значительно вырос запрос на духовно-нравственное возрождение и укрепление семейных традиций, интерес к национальной культуре.

Иными словами, фокусирование внимания государства и общества не на отдельных гражданах, нуждающихся в поддержке при возникновении трудной жизненной ситуации, а на семье в целом, с её нуждами и потребностями, позволило сконцентрировать усилия и ресурсы на устранение реальных причин социального неблагополучия. Более того, позволило определить внутренние резервы самой семьи и внешние возможности для действенной помощи.

По мере развития проекта по созданию региональных социальных семейных кластеров и семейных ресурсных центров стало ясно, что сосредоточения их деятельности только на неблагополучных семьях недостаточно. Необходимо охватывать вниманием все категории семей, уделять внимание только ещё формирующимся молодым семьям, а главное — созданию комфортной семейной среды. Были разработаны критерии комфортной среды для следующих пространств жизни семьи: инфраструктура среды обитания, правовая, социальная, культурная, информационная и экономическая среда. Совокупность данных усилий и их специфика в каждом регионе определяют основные условия жизни семей.

Очевидно, для того чтобы изменить эти условия, требуется пересмотр государственной семейной политики и развитие механизмов её реализации. И тогда у экспертов АОЗС, сопровождающих данный проект, возникло понимание, что необходимо создавать новые механизмы реализации государственной семейной политики с активным участием общества. В рамках стратегических сессий, посвящённых развитию семейных кластеров, была определена новая организационная форма общественного института — семейный многофункциональный центр (СМФЦ) и поставлены цели формирования региональных экосистем поддержки семей с их участием.

СМФЦ в целом охватывает и выстраивает работу по четырём главным направлениям работы с семьями, находящимися на территории его дислокации: поддержка, консультирование, сопровождение и развитие. Пилотным регионом для отработки модели такого СМФЦ была выбрана Орловская область, где в настоящий момент действуют уже два СМФЦ: один центр в городе Орёл, образованный на базе государственного социального учреждения, а второй — в городе Ливны, на базе АНО "Святые Покрова", возглавляемой Светланой Черенковой. Здесь реализуется очень интересная модель межсекторного взаимодействия не только в рамках известных нам трёх секторов (государство, общество и бизнес), но и с активным участием Ливенской епархии.

Очевидно, что и другим регионам можно взять на вооружение такую модель межсекторного взаимодействия, с включением в социально значимые проекты традиционных конфессий, ибо именно они являются хранителями духовно-нравственных ценностей.

Роль активистов в приоритизации семейной политики

Однако следует отметить, что эта общественная инициатива не была бы реализована и подхвачена сегодня многими активными "просемейными" организациями и органами власти, если бы ранее не были заложены необходимые предпосылки. И здесь с огромной благодарностью хочется отметить не только вклад, сделанный Ассоциацией организаций по защите семьи, действующей с 2015 года и объединившей просемейные организации, но и многолетний упорный труд Союза женщин России, который охватывает самый широкий спектр вопросов, связанных с жизнью российских семей.

Особую роль в развитии семейной политики и создании предпосылок для развития новых механизмов и инструментов её реализации играет Национальный общественный комитет "Российская семья". Главной целью деятельности НОК "Российская семья" является "объединение интеллектуальных, духовных сил и материальных возможностей физических и юридических лиц Российской Федерации для возрождения лучших традиций российской семьи, улучшения положения российских семей, активного влияния на формирование общественного мнения по актуальным проблемам семейной политики".

В активе Национального общественного комитета работают учёные и эксперты как Москвы, так и субъектов Российской Федерации. Он действует в стране с 2004 года, и за это время проведено более 20 крупнейших общенациональных конгрессов по различным проблемам жизнедеятельности российских семей. НОК "Российская семья" была создана новая традиция — учреждение в 2008 году национального праздника Всероссийского дня семьи, любви и верности. Ещё в марте 2006 года на конференции в г. Муроме была озвучена эта идея, которую поддержало Законодательное собрание Владимирской области. Она была поддержана и рядом регионов России, а затем и РПЦ. И праздник стал действительно общенародным. Те необходимые предпосылки, которые были созданы общественными организациями, работающими в семейной повестке, как раз и привели к значительным сдвигам в социальной политике государства в сторону приоритизации развития механизмов демографической и семейной политики, что позволило тему поддержки семьи и детей вывести на первый план внимания и заботы государственной власти.

Организационно-прагматические задачи

Институциональные основы семейно ориентированной среды должны быть реализованы в многообразии компонентов, которые:

— с одной стороны, позволят сохранить всем семьям России традиционный жизненный уклад с возможностью пользоваться технологическими благами цивилизации;

— с другой стороны, помогут каждой семье адаптироваться под множество социальных, культурных, экономических и других интересов и потребностей семьи, зададут эталоны образа жизни.

Институциональная среда, которая формируется вокруг семьи, должна содействовать реализации многообразия функций семьи с учётом её жизненного цикла, социального статуса и жизненной ситуации, а также — обеспечению стабилизации семьи как социального института и базовой ячейки государства.

Отсюда к первостепенным задачам по развитию институциональной основы для формирования семейно ориентированной среды можно отнести:

— учреждение федерального органа, ответственного за разработку, совершенствование и координацию государственной политики в отношении институтов семьи и детства, осуществление социального мониторинга, сбор, оценка и обобщение лучших практик, развитие правового и методического обеспечения деятельности участников формирования семейно ориентированной среды;

— создание единого методического комплекса и стандартов деятельности СМФЦ и семейных центров, общую координацию их деятельности со стороны федерального органа;

— создание и статуирование центров методических компетенций, специализирующихся на обобщении и развитии практик, методик и регламентов деятельности участников семейной инфраструктуры;

— введение понятия региональной семейной инфраструктуры, представленной совокупностью организаций, участвующих в формировании семейно ориентированной среды;

— развитие механизмов сетевого взаимодействия на региональном и муниципальном уровнях в форме социальных семейно ориентированных кластеров;

— разработка чётких критериев оценки благополучия семьи и комфортности семейно ориентированной среды, введённых в том числе в состав критериев оценивания эффективности деятельности органов государственной и муниципальной власти.

От решения данных задач будет зависеть не только эффективность государственной семейной политики, но и успешность деятельности многих негосударственных организаций, которые сегодня реализуют высокую миссию защиты и укрепления института семьи в России. Будет крепкая семья — будет и сильная Россия!

1.0x