И вот настало новое — или не совсем новое, но с элементами новизны — время. За какую-то неделю вдруг всё пришло в движение. И это не только и даже не столько демонстрации на Болотной или суета вокруг предполагаемых назначений. Самое интересное стало происходить в сфере внешней политики. Первое, что долетело до нас, простых смертных, — отказ Путина ехать на встречу "восьмерки" в США, его телефонный разговор с Обамой и "понимание" американской стороны, хотя предлог был выбран весьма одиозный — формирование правительства, которым в принципе должен заниматься премьер. Тем более, слетать на пару дней в США не отнимает много времени для бесед с будущими министрами. А вместо президента в Кемп-Дэвид направили нынешнего премьера Медведева, любимчика западных демократий и Обамы. И только застыли изумленные либеральные СМИ и иностранные комментаторы, как вдруг последовало еще одно известие. Сам Обама также будет сильно занят предвыборной кампанией и не сможет поучаствовать в сессии АТЭС во Владивостоке в сентябре этого года. Надо сказать, что оценивать это решение трудно без ощущения "ответного действия". Поползли слухи, что ВВП показывает Западу свое недовольство по ЕвроПРО. Наверное, это так, хотя были и другие версии. Но и этого мало. Тут же была обнародована весть об июньской поездке президента в Пекин для обсуждения программ сотрудничества. Казалось бы, наконец ситуация несколько проясняется. Действительно, Путин несет какой-то "мессидж" западными "партнерам".
Но завершающим аккордом стал обнародованный указ В. Путина "О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации" Вот здесь и порылась самая большая собака. Которая и дает возможность порассуждать, что же происходит и какой "импульс" лежит за всеми этими шагами. Маневр с целью "придавить" и пошантажировать Вашингтон и в целом Запад, а потом пуститься с ними в объятия в полный рост. Или же действительно, ВВП вдруг осознал, что РФ с ним во главе не примут в "клуб приличных" западных ребят и придется выстраивать некую независимую платформу на длительный срок. Или же он реально сделал разворот в сторону КНР и готов сработать, как в свое время Александр Невский, в связке с Востоком против Запада, поскольку Запад "колонизирует" тотально, и не только политически и экономически, но и духовно, а Восток остается при любых вариантах чужеродным миром. Сразу скажем, что третий вариант не выдерживает никакой критики. ВВП есть и, видимо, останется заядлым "западником" с ориентацией на вхождение именно в тот мир, который формируют Америка и ее правящий класс. А вот между первым и вторым вариантом граница весьма условна. И это показывает опубликованный указ, который и следует более подробно разобрать.
Документ внешне сдержанный и во многом повторяющий предыдущие "благостные заявления" по внешней политике предыдущих руководителей РФ. И тем не менее, во многом он носит сенсационный характер. Ведь подобные документы с горбачевских времен концентрировались на заокеанском большом "брате" и переговорах с ним по разоружению и укреплению мира. Мир превыше всего — любимая мантра отечественных скрытых и открытых либералов, завывания которых оттенялись простой и понятной формулировкой госсекретаря рейгановского периода А.Хейга "есть вещи поважнее мира". Эта формула и остается фундаментальным основанием поведения Вашингтона на международной арене. В то же время с нашей стороны под флагами безмерного "стремления" к миру и мировой безопасности, ради спасения человечества" и были осуществлены наиболее жуткие предательства базовых стратегических интересов и позиций нашей страны, как бы она ни называлась — Советским Союзом и или Российской Федерацией. Страна со столицей в Москве все равно оставалась Россией: советской, царской или демократической, — неважно. Так вот, в этом документе никаких завываний о мире ради всего человечества нет. Отправная позиция, как бы взятая из китайских официальных документов по внешней политике, которые заявляли подобную формулу с 1979 г., начала этапа китайской модернизации. МИДу и другим федеральным ведомствам вменяется стратегическая установка "создание благоприятных внешних условий для долгосрочного развития РФ. Модернизации экономики, укрепления России как равноправного партнера на мировых рынках".
На первый взгляд, ничего особенного. Однако сама задача говорит о теснейшей связке внутренних и внешних реалий курса РФ и зависимости не от идеологических установок либералов и демократов "по вхождению в цивилизованный мир", а именно движение самостоятельным курсом к собственной роли в мировой экономике. Вы скажете: это только слова. И это будет правда. Но и слово "есмь дело". Так сказано в Библии. И возможно, здесь кроется некое новое начало.
А вот уже второй пункт разворачивает наши внешнеполитические ведомства к задаче "добиваться утверждения верховенства права в международных отношениях, твердо отстаивать центральную роль ООН в мировых делах, основополагающие принципы ООН". Другими словами, документ сразу поворачивает к ситуации в Сирии с опорой на произошедшие ливийские события. А уже в третьем пункте говорится о том, через какие инструменты к этому надо двигаться. И здесь в первую очередь говорится о странах "БРИКС", группе-20, а уже потом о "восьмерке", куда и не поехал Путин. И лишь затем говорится о "содействии активизации коллективных международных усилий по противодействию глобальным вызовам и угрозам, куда включается опасность распространения оружия массового уничтожения и средств его доставки, а также международный терроризм — любимая тема вашингтонского обкома… Но это лишь короткий абзац. А вот далее пункты начинают трактовать стратегические приоритеты страны. И здесь на первом месте оказывается многостороннее взаимодействие со странами Содружества независимых государств и интеграционные процессы между ними. Это направление провозглашается как ключевое во внешней политики РФ. Соответственно, выстраивается и механизм будущей деятельности через Договор о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 г. (т.е. Таможенный союз), который наряду с делом строительства Союзного государства с Белоруссией выводится на первый план. При этом говорится об открытости и желательности присоединения новых государств к этому процессу. И более того, подтверждается идея формирования Евразийского экономического сообщества в рамках международного позиционирования новых интегральных структур.
Затем текст еще раз определяет позиции РФ в конфликтных точках СНГ, в том числе говорится о незыблемости линии на поддержку нейтрального статуса Молдовы при особом положении Приднестровья, а также взаимодействия по урегулированию конфликтов в Нагорном Карабахе в рамках минского процесса. И вот здесь впервые появляются США и Франция как партнеры в решении этого конфликта. Самое важное в данной части документа — это жесткое и активное содействие независимости Абхазии и Южной Осетии, что не приемлют Запад и, в первую очередь, США.
Показательно, что только затем наступает очередь рассмотрения отношений с крупными союзами. Это отношения с ЕС, АТР, и только в последнюю очередь — США. О нашем "заклятом друге" говорится сдержанно, с готовностью сотрудничать и поддерживать стабильное и предсказуемое взаимодействие. При этом упор в первую очередь делается на торгово-экономических связях, которые должны развиваться на равноправной и недискриминационной основе. И лишь потом в документе переходят к вопросу ограничения стратегических вооружений и мерах по дальнейшему их сокращению. Здесь и выдвигается формула о том, что переговоры и дальнейшие соглашения возможны только в контексте учета всех, без исключения, факторов, влияющих на стратегическую стабильность. А это и означает достаточно твердый подход к намерению США строить глобальную ПРО. Но, как всегда, сразу делается оговорка, что российская сторона будет добиваться "твердых гарантий ее ненаправленности против российских сил ядерного сдерживания". Казалось бы, все шло по четкой линии, отвечающей нашим стратегическим интересам, но в конце происходит схлопывание четко по горбачевскому образу и подобию. Дайте нам письменные гарантии, и мы успокоимся. А ведь гарантии и могут дать, да потом, как всегда, выбросить их на свалку истории. Когда и если разразится реальный конфликт — все эти гарантии ничего не будут стоить. Правда, на ум сразу приходит и другой контраргумент. Видимо, и сам ВВП не очень верит в данные схемы, поскольку государство ныне выделяет серьезные суммы на модернизацию наших стратегических и обычных Вооруженных Сил.
А далее в документе идет прояснение позиций РФ по конкретным вопросам и текущим конфликтам в международных отношений. И опять начинается поразительная двойственность. С одной стороны, усиливать взаимодействие с партнерами по Организации Договора о коллективной безопасности и Шанхайской организации сотрудничества, а с другой, углублять сотрудничество по линии РФ-НАТО и оказывать содействие нынешнему правительству Афганистана, которое вот-вот должно "почить в бозе", как только его американские покровители уйдут с территории. При этом тут же указывается, что РФ будет вести дело к разграничению морских пространств в Арктике и сотрудничеству с другими государствами. Возможно, эта эклектика, двойственность и взаимоисключающие схемы и нужны сейчас для более изящного маневрирования. Но опять же ясно, что США и Запад в целом, опускаясь в приближающуюся вторую фазу всемирного финансового кризиса, обязательно пойдут по пути развязывания масштабного военного конфликта. А здесь Москве и придется столкнуться с необходимостью судьбоносных решений. И опять же наши интересы окажутся параллельными, если и не совпадающими с интересами коммунистического Китая.
Так что же представляет собой нынешняя конфигурация действий Москвы и лично ново-старого президента? Ответим сразу. Это маневр и стремление получить более привлекательные предложения именно от Вашингтона. И если в предыдущих статьях мы ожидали, что после избрания ВВП сразу сделает бросок к сотрудничеству с США, а потом обстоятельства его заставят разворачиваться в направлении Востока, то он сделал несколько более изящный маневр. Но пока это лишь тактический маневр в целях расширения и укрепления связей с мистером Обамой, но жизнь и складывающиеся обстоятельства, если ВВП действительно стремится к развитию РФ, всё равно выведут его на путь взаимодействия с Востоком, поэтому и наш прогноз остается прежним. Но для этого нужны и более последовательные действия внутри страны: радикальный разгром олигархической коррупции и заимствование китайской экономической модели. Но это совсем будет другая история. И сможет ли это осуществить ново-старый президент?