Авторский блог Сергей Прудников 12:38 15 января 2021

«Красная зона» как спасение

что стоит и чего категорически не стоит делать при заражении COVID-19 

В России сохраняется пик заболевания коронавирусом: за сутки число вновь заражённых составляет около 25 тысяч человек, общее число – больше 3,3 млн. человек. Несмотря на то, что пандемия не прекращается одинадцатый месяц, вопросы - как избежать тяжёлой формы, чем лечиться, и настолько всё это серьёзно – для большинства остаются открытыми. Переболев тяжёлой формой, делюсь своей историей и озвучиваю ошибки, которых желательно избежать при заражении.

Не в группе риска

Болезнь застала меня в Донецке, в ДНР. В донецкую же больницу я попал на госпитализацию - в одно из оперативно переориентированных под COVID-19 хирургических отделений. Цифры пострадавших от пандемии в республике не такие тревожные, как в России – около 14 человек с начала весны. Но и не очень объективные: попадают в этот список только те, кто поступил в больницу с уже подтверждённым тестом. Я, к примеру, в эту категорию не попал.

Сразу скажу, что не верил, что смогу стать жертвой коварной инфекции: хронических заболеваний нет, возраст - меньше сорока, здоровый образ жизни. И тем не менее я свалился с двусторонней пневмонией и 2,5 недели провёл в больнице в горизонтальном положении. Коронавирус, объяснили врачи - зараза коварная и малоизученная, попасть под этот нож может любой.

Болезнь свалила в одно утро - температура поднялась до 37 с копейками, возникло недомогание. На следующий день начали затухать запахи и вкус. На третий я вызвал «скорую», врачи которой диагностировали - «лёгкие в порядке», «сатурация нормальная» (насыщение тканей кислородом). И добавили, что «запахи и вкус - не показатель, возможно, обычная простуда», чем ввели в заблуждение на последующие пять дней.

Спустя сутки возникла иллюзия выздоровления, я поторопился сделать интенсивную оздоравливающую дыхательную гимнастику. Вследствие чего, по словам будущего лечащего врача, вогнал, верорятно, коронавирус из верхних дыхательных путей в лёгкие. «Дыхательные и прочие гимнастики при заражении, а также перенагрузка организма категорически не приемлемы!» - объяснил он. После гимнастки температура моментально подпрыгнула до 38,5 и в ближайшие дни уже не снижалась. Передвигаться самостоятельно также уже не было никакой возможности.

Спасла госпитализация. Точнее, спасли знакомые медики, которые нашли место в одной из городских клиник: попасть в стационар, будь до ДНР или Россия, как мы знаем, крайне сложно. В то время, как после определённой черты, когда вирус начинает уничтожать лёгкие, счёт идёт на дни, а потом и на часы! Все мои соседи по палате и палатам были госпитализированы после потери этих драгоценных часов. Все, кроме меня, лежали под кислородными аппаратами.

Без всяких тестов на COVID-19 я вошёл в «красную зону» спасительной больницы (тест из-за тяжёлого самочувствия сделать просто не было возможности). Диагноз после осмотра - коронавирус, пневмония. Спустя час я уже лежал под капельницей. Анализы крови и результат компьютерной томографии лёгких на следующий день подтвердили - состояние сложное.

По протоколу

Откуда такой тяжёлый ход? «Чёткого ответа нет», – разводили руками врачи. Один вариант – схватил слишком большую порцию вируса, и, возможно, в несколько приёмов. Другой - сильный иммунитет иногда даёт сильный ответ, так называемый иммунный взрыв, остановить который трудно, организм в результате начинает уничтожать сам себя. Третий – губительное влияние гимнастик и прочих «народных» средств, включая неконтролируемое потребление таблеток.

В протокол лечения вошли антивирусные препараты: эффективны они первые 7-14 дней. Гормоны, регулирующие иммунный ответ. Антибиотики – очень дозированно. Лекарства, препятствующие возникновению тромбов: коронавирус провоцирует обширный тромбоз. И как вспомогательное - витамины С и Д, а также магний и цинк. Всё, увы, только за свои средства.

При низкой сатурации и высоком поражении лёгких пациенты подключаются к кислороду. В экстренных случаях, когда лёгкие отказываются работать самостоятельно – к аппарату ИВЛ в реанимации. В Донецке и большинстве регионов России, если верить статистике, из реанимации возвращается каждый десятый, в Москве - каждый четвёртый.

«Не уходите»

Сложное и неконтролируемое физическое состояние сохраняется на протяжении всех дней госпитализации: ощущение, что тебя или придавили плитами, или чем-то прищемили. По этой причине трудно воспринимать всё и всех, включая врачей и медсестёр: хочется, чтобы тебя оставили в покое, и одновременно помогли и не оставляли. На тарелку с кашей при появлении аппетита может уйти полчаса. На то, чтобы собраться с духом и встать до раковины - ещё час.

Сюда же стоит прибавить скачки пульса с 60 до 180. Кашель. Отсутствие сна. Резкую потерю в весе. Лежать полагается исключительно на животе: только так происходит необходимый дренаж лёгких, в обратном случае лечение оказывается малоэффективным (лёжа в нужной позиции, ты буквально физически ощущаешь, как что-то внутри по капелькам выходит, уходит, освобождая грудь).

Психологическое состояние тоже, увы, не самое оптимистичное. Для понимания ситуации: один из троих моих соседей по палате умер. Ещё один - Володя - бывший шахтёр, сильный и могучий человек, его привезли к нам из провинциального городка с размазанными кругами вместо лёгких на рентген-снимке - три дня хрипел под кислородной маской, просил о помощи. После появления места в реанимации его отправили на ИВЛ. А через неделю неожиданно привезли обратно. «Чудо, выкарабкался!» - констатировали врачи. Третий сосед после пяти недель лечения выздоровел.

Вот такая статистика. Это к вопросу серьёзности карантина и прочих ограничительных мер.

Психологический настрой и поддержка ближних, кстати, играют весомую роль в выздоровлении. Тот самый сосед, что поправился, рассказал, что телефонный звонок и новость о рождении внучки дали ему столько сил, что в тот же день он впервые за неделю заставил себя встать с постели. А обращение одной из медсестёр к вернувшемуся из реанимации Володе: «Заяц, поворачивайся, мой хороший, укол тебе сделаю» - заставляла его говорить, снимая кислородную маску: «Мне лучше от ваших слов, не уходите, побудьте со мной…»

Три причины

Спустя 2,5 недели анализ крови и повторная томография лёгких показали - болезнь мне удалось победить. Экспресс-тест установил, что сформирован иммунитет - антитела G. Причины выздоровления – своевременная госпитализация, правильное лечение, а также сопротивление самого организма. Не будь одной из этих составляющих – результат мог быть совсем иным.

От каких ошибок хотелось бы предостеречь других?

Если чувствуете, что всё-таки заболели и течение непростое (температура 38 и выше) - обращайтесь в больницу, не тяните, это главное, коронавирусную пневмонию, в отличие от обычной, в домашних условиях вылечить крайне сложно, болезнь развивается и поражает лёгкие стремительно. Отсутствие обоняния и вкуса – главный признак коронавируса, к обычному ОРВИ оно, чаще всего, не имеет отношения. Факторы, которые могут сделать течение болезни сложным, по словам специалистов - недостаток сна, плохое питание, и особенно – стрессы. Да, у 80% пациентов заболевание проходит в лёгкой или бессимптомной форме, но, повторюсь, от тяжёлого течения не застрахован никто.

Если у вас есть знакомые в медицинской сфере – озаботьтесь вопросом возможной будущей госпитализации. При сложном течении – настаивайте на госпитализации, в экстренном случае проще даже самому приехать к дверям «ковидного» отделения. Самолечение или народные средства либо губительны, либо не несут ощутимой пользы. И – если болеете и есть подозрение на COVID-19 - пожалуйста, не ходите в общественные места, оставайтесь какое-то время дома. Будьте ответственны.

1.0x