Баюн – гигантский котяра, который обладает волшебным голосом. С помощью него он заговаривает людей, усыпляет х и съедает. Однако, его голос может иметь и целебную силу, то есть Баюн – персонаж весьма двойственный. Как и Ягишна, у которой он, в некоторых сказках, проживает. («Баба Яга, Мировая Душа»)
Кроме того, Баюна помещают и в сказочном Тридевятом царстве, то есть, в Нави.
Существует, так сказать, «космологическая» версия расположения сказочного Тридевятого царства. Обращают внимание на то, что 27 диаметров Земли (тридевять земель) есть расстояние от нас до Луны. Это когда она в перигее, а 30 диаметров (тридесять земель) - когда спутник находится в апогее. Получается, наши далекие предки знали космологические реалии ещё до всякой астрономии. И данное знание (ведение) давала сакральная наука.
Луна, солнце мертвых, символизирует мир тонких форм, царство теней, Навь. («Вторжение теней») В принципе, это регион тотального Движения, там даже нет своего центра. Точнее сказать, данным центром является центром нашего мира. Так утверждает индоарийская традиция, согласно которой «полюсом» Луны является Агни-Вайшванара, Царь Мира. Славяне же почитали его как Царя-Огня, Сварожича. («Тайны русской Троицы»)
В этой оптике Иван Царевич (Сварожич) выступает как Царь Мира, который осуществляет воздействие на Тридевятое царство, на Лунную Навь. Он освобождает царевну, которая и есть Мировая Душа, то есть, всё та же Навь. И помогает ему Баба Яга, которая тоже является Мировой Душой, но только в её ветхом аспекте.
Воздействие Ивана омолаживает её, облегчает гнёт инферно.
В сказке «Хрустальная гора» Тридевятое царство оказывается наполовину поглощено некоей хрустальной махиной. А это уже указание на Гиперборею, которая сокрыта толщей льда, но всё-таки существует – и там пребывает Агни-Вайшванара, Мельхиседек, Царь Мира, Сверх-Личностный Принцип.
В сказке Царевич растопляет Хрустальную горю при помощи волшебного семени. И это символизирует частичное освобождение мира, пробуждение гиперборейских начал Золотого Века. Благодаря Царю Мира наше бытие продолжает существовать. Оно воспроизводится циклично, препятствуя воздействию инволюции. А на социальном уровне это воспроизведение происходит в видимом Царстве, где правит Монарх – образ Царя-Огня, Вайшванары, Мельхиседека. В настоящее время такого Царства нет, что ставит под вопрос существование нашего, плотно-вещественного мира. Однако, возможны – Преодоление и Возрождение.
Вернёмся, однако, к нашему Коту.
Приручить Баюна удаётся Ивану-царевичу. В результате, волшебный Котик поселяется в царском дворце, где исцеляет больного Царя.
Понятно, что Баюн – это символ Рацио, присущего именно Душе (Нави), а не Духу (Раю). Дух (греческий Нус) – един, тогда как Дуща двойственна. С одной стороны, она представляет собой некую сплошную эмоциональную Стихию. С другой стороны – это одно сплошное Рацио, которое, посредством аналитики, постоянно дробит какую-либо «вещь», пытаясь реконструировать из её частей – всю сущность. Тем самым, «вещь» как бы убивается. И, несмотря на всю свою видимую «формальность», Рацио есть смертоносная Стихия. Вот и Баюн - «уговаривает» человека, то есть совершает убийство его интеллекта, рационалистически съедает его. В то же время, духовное познание предполагает непосредственное созерцание нетварного логоса (Божественной идеи), присущего каждой вещи. Оно и приводит к нерасчлененному познанию её сущности.
Здесь существенное различие между интеллектуальным рассудком и умом (разумом), сверхинтеллектом. В православной Традиции ум - нус, который противопоставляется рациональному логикону. И если нус собран в себе, то логикон блуждает повсюду, его приходится собирать.
Однако, «рациональное» познание может быть направлено и в Высь – например, с его помощью можно обосновывать необходимость духовного (мистического) познания. (Безусловно, логикон необходим и в плане «практическом», это некая неизбежность, главное не ставить его на первое место.) И навий кот Баюн прилежно служит Царю – после своего укрощения. А его укрощение Иваном-царевичем есть один из вариантов воздействия Царя Мира (сверхличностного Принципа, центра, полюса нашей Вселенной) на регион Души Нави. (Собственно, в этом смысл и самого сказочного путешествия в Тридевятое царство.) Сам этот Полюс символизирует именно регион Духа, осуществляя высшие, небесные, райские влияния. И получается, что Навь укрощается с Земли, с нашего плотно-вещественной Вселенной.
Здесь имеет место тройственная диалектика. Дух – единовиден, Душа уже двойственна, а на Земле происходит их некий синтез, троица преодолевает двоицу, возрождая единство на новом уровне. То есть, наша Вселенная поражена Грехопадением, сама расколота, но даже в этих условиях возможно Преодоление, подчинение Душевного, восстановление Единого. И плоть может быть максимально соединена с духом – на этом, кстати, основаны многие духовно-аскетические практики, например – исихазм.
Теперь – немного о котиках, об их мистическом символизме. Кот – существо одновременно и хитроумное, и весьма эмоциональное. И оно любит (как логикон) побродить в ночи, которая освещается светом отраженного, лунного знания. Весьма возможно, что некогда коты были «агентами» Зла, но потом перешли на сторону Добра. («Символизм Кота»)