В этом году Пасха, Воскресение Христово, и День Космонавтики - отмечаются в один день. Это весьма символично и даёт лишний повод порассуждать о воскрешении как таковом. Русский философ-космист Николай Федоров надеялся, что в будущем человечеству удастся воскресить всех умерших предков. И тогда воскресшим понадобятся другие планеты - для расселения. Таким образом, тема воскрешения увязывалась им с темой космической экспансии. Вопрос о рукотворном воскрешении мертвых - весьма тонкий и крайне спорный. Но, в любом случае, сам выход человека в космос имеет пасхальный символизм. Выйдя из земного пространства в космическое, русский лётчик Юрий Гагарин победил Смерть. Да, на уровне символическом, но любой символ, как известно, содержит в себе символизируемое, хотя и не отождествляется с ним.
До Воскресения Христова человеку (даже и праведнику) был закрыт путь на духовные, райские небеса. Немногие удостаивались участи попасть в небесное Отечество, покинутое Адамом. Например, праотец Енох, который был взят на небо даже живым. Так же окончил свой земной путь пророк Илия: «Вдруг явилась колесница огненная и кони огненные... и понесся Илия в вихре на Небо». (4 Царств 2.11)
Образ огненной колесницы столь впечатлил многих людей современной эпохи научно-технического прогресса, что они почитали её космическим аппаратом. В этом, конечно, проявляется некоторая наивность современного человека, который во всех явлениях древности, имевших сходство с современностью, видит нечто ему привычное. Но само это сходство весьма показательно. Современные «огненные колесницы» вполне выражают извечное стремление человеческого духа подняться ввысь, преодолев сопротивление «тяги земной». В этом плане весьма показательна древнерусская иконография «Вознесения Александра Македонского». «К деяниям македонского царя относили не только битвы или устройство всемирного государства, но и научные эксперименты - попытки измерить «высоту небесную и глубину морскую», - пишет Роман Багдасаров. - Для первой цели Александр повелел изготовить воздушный снаряд, в котором грифоны подняли его на высоту планетных кругов. Изображение Александра, взмывающего в небо, было чрезвычайно популярным, оно помещено на стенах соборов Владимиро-Суздальской Руси, на медных образках и монетах Тверского княжества XIV века, на одеждах священнослужителей. Эпизод с полётом македонского царя включается в Лицевой Летописный свод, а «Александрия» переписывается русскими монахами вплоть до XVIII столетия». («Иконография космизма» // «Волшебная гора», XVI)
Но до Воскресения Христова путь к духовному, райскому восхождению человека был закрыт. Люди были как бы «привязаны» к преисподней, к инфернальному подземелью. И только великий подвиг Христа открыл им путь на Небо. До полёта Гагарина человек был «также» привязан к земному пространству, хотя и стал уже осваивать его воздушную сферу. К слову, тут есть один очень интересный момент, на котором следовало бы остановиться. В Евангелии падшие ангелы (бесы) именуются духами «злобы поднебесной». Получается, воздух был назван наипервейшей их стихией. Таким образом, выход за пределы воздушной сферы можно рассматривать ещё и как преодоление этой стихии, столь излюбленной инферно.
До Гагарина люди оставались в рабстве у «тяги земной». Их пребывание на Земле можно сравнить с пребыванием в гробу. Эта «тяга» как бы влекла их вниз, в Подземелье, которое близко области инферно. После же великого солнечного полёта (не случайно название гагаринского корабля - «Восток»!) человек восстал из гроба и оттолкнулся от Земли и Подземелья. И в ходе космической экспансии земля окончательно перестанет быть гробом человека, но останется планетарной родиной.
Сама Пасха имеет свои космические смыслы, понимание которых чрезвычайно важно. Возьмем, например, так хорошо известные и привычные нам пасхальные яйца, которые принято красить именно в красный цвет. Яйцо с древности считалось символом мира, его изначального единств. Согласно многим языческим традициям, сам нынешний мир возникает из Яйца. Однако, древняя языческая космогония нуждается в существенной корректировке космогонией библейской, которая знает об изначальной Катастрофе (Грехопадении), в результате которой человечество лишилось Рая. Некоторые православные богословы , например, епископ Василий (Родзянко) считают, что пресловутый «Большой Взрыв» и был такой Катастрофой. После этого райское единство человека, характеризующееся равновесием Целого и Части, было взорвано, и на месте райской вселенной возникла вселенная «осколков», враждебных друг другу. «Если бы люди не пали, если бы не исполнились духа противления и разделения, если бы не ослабили единства естества своего, то и в их сердцах с такой же силой, с которой ныне проявляются страсти, обнаружилась бы жизнь общего, или богозданного естества человеческого, которое было «добро зело», как сказал о творении Бог, и которое Бог соделал «образом вечного бытия Своего», как сказано в книге Премудрости Соломона (Прем.2:23), - отмечает епископ. - Но такую блаженную жизнь человеческого естества наш праотец прервал себялюбивым непослушанием, а его потомки новыми грехами все более и более губили ее, так что и самосознание человеческое почти вовсе ее утеряло, дойдя до такой степени обособленности, что источником человеческого мышления сделалась противоположность между «я» и «не-я»... Так создались условия, формирующие «психологию осколка» взамен психологии «части целого», когда «целое выражает частное, а частное выражает общее, целое», как сказано у Плотина. И произошло то, что не могло не произойти в сложившихся обстоятельствах, то, что современные космологи гипотетически полагают «великим взрывом»... Вместо вселенской гармонии - летящие во все стороны «осколки»: люди на бренной земле, звезды - во всю необъятную ширь земного неба. И не будь Промысла Божия, обратного процесса восстановления гармонии Личной Жертвой Сына Божия, Премудрости и Слова Его, сгореть бы всему в огненном аду, символом которого является разбушевавшаяся энергия «мира сего». («Теория распада вселенной и вера Отцов»)
Таким образом, мировое Яйцо символизирует райское единство того мира, который существовал до самого первого Раскола. Но тогда и пасхальное яйцо также выражает его на символическом уровне. И это вполне соответствует символизму возрождения и воскрешения, который также связывают с пасхальным яйцом. Празднование Воскресения Христова как бы восстанавливает изначальное единство мира. (При этом, надо иметь ввиду, что сам Христос соединил в своей Божественной Ипостаси всю человеческую природу, восстановив изначальное единство на высшем, мистическом уровне.)
Красный цвет пасхального яйца объясняют по-разному. Не претендуя на какой-то богословский авторитет, предложим и такую трактовку. Имя Первочеловека - «Адам» - переводится как «земля» (слово «адама»), что явственно указывает - изначальная вселенная содержалась внутри Антропоса. Классик традиционализма Рене Генон находил здесь глубокие смыслы: «Скорее даже следует допустить, что, наоборот, адама производно от этого имени; но на самом деле эти два существительных берут свое начало от корня слова адам, которое обозначает красный цвет. Слово адама, по крайней мере первоначально, не обозначает ни землю вообще (эрец), ни элемент земли... это, собственно говоря, красная глина... Именно по этой причине «красная земля» имеет особое значение в герметическом символизме, где она может рассматриваться как один из символов «первоматерии», хотя если строго придерживаться точного смысла последнего понятия, то для такой роли «красная земля» едва ли подходит, поскольку уже обладает определенными свойствами.... Слово дам, «кровь» (которое одинаково и в еврейском, и в арабском языках), также происходит от того же корня адам: кровь является жидкостью красного цвета, то есть именно тем предметом, который обнаруживает это свое качество с самой непосредственной очевидностью». («Очерки о традиции и метафизике»)
Красный цвет пасхального яйца - это и есть цвет изначального, райского, адамического единства. И сама космическая экспансия как бы восстанавливает, воскрешает это единство. Великой мисией звездоплавателей грядущего является соединение вселенских осколков (планет, звезд), преодоление великого вселенского Отчуждения.
«Адам» значит «красный», и тут самое время вспомнить о красных знаменах Русской Революции. Красные предложили России и всему миру идеал братского, соборного, общинного единения, которое означало восстановление и воскрешение (на социальном уровне) изначального, Райского, Адамова единства. Да, сама Красная Революция была искажена, правящая элита повела её по партийно-номенклатурному пути. Это, кстати, был именно западный путь, так как западная капиталистическая цивилизация основывается на господстве Части, которая подчиняет себе Целое. Подобным же образом и «советская» партноменклатура была частью, подчиняющей себе народное целое, поэтому тогдашний «социализм» часто (и небезосновательно) именуют государственным капитализмом. (В, конечном итоге, он закономерно переродился в капитализм «классический» , пусть и с бюрократическим уклоном.) Однако, сама Красная Революция пробудила мощную социальную энергию, что и привело к Великому Полёту Гагарина. К тому же, многие элементы социализма, гармонизирующего отношения части и целого, всё-таки были созданы. А в страхе перед Красной Идеей их создали и на Западе. И в будущем Красное Знамя Адамова единства ещё взовьётся над планетой. Речь, конечно, вовсе не идёт о глобалистском проекте формирования некоего «единого человечества», представляющего собой серую, однородную, безродную массу, которую столь удобно эксплуатировать транснациональным элитариям. Единство будет восстановлено на уровне национальном, государственном, имперском - при братской солдарности между странами и народами, образующими «цветущую сложность».
Неудивительно, что в авангарде Красной Революции, стремившейся восстановить Адамово единство и вывести Человека в Космос, стал русский народ, чьё имя этимологически связано с красным цветом. В различных этимологических словарях слово «русский» тождественно слову «русый», которое означает не столько «белый», сколько «ярко-красный», и даже «рыжий». Например, в словаре А. Г. Преображенского слово «рус» («русый», «руса», «русо») означает «темнорыжий». А ему соответствуют украинское слово «русый», белорусское и сербское «рус», словацкое «rus», чешское «rusu». В словаре М. Фасмера словенское «rus» дано в значении «красный». О «красном» значении слова «русъ» поведал в своем словаре И. И. Срезневский. Врочем, можно говорить не только о всеславянской, но и об индоевропейской основе данного феномена. Так, латышское слово «russys» означает «кроваво-красный», литовское «rusvas» - «темнокрасный», а латинские слова «russeus» и «russys» - «красный», «рыжий».
Красный цвет имел огромное распространение ещё в Древней Руси. Можно вспомнить и о том, что красные стяги являлись «штандартами» киевских князей. Они видны на старинных миниатюрах, о них говорит «Слово о полку Игореве»: «Русичи великие поля червлеными щитами перегородили, ища себе чести, а князю - славы. Спозаранок в пятницу потоптали они поганые полки половецкие... Червлен стяг, белая хоругвь, червлена челка, серебряно древко - храброму Святославичу!». Понятно, что Красное Знамя Революции пробуждало мощнейшей и древнейшей архетип в русских душах.
По сообщению былин, красный цвет широко использовался для раскраски русских боевых кораблей. Русы охотно красили в него лица, используя в качестве боевой раскраски. Арабский автор Ибн Фадлан писал о русах, что они «подобны пальмам, белокуры, красны лицом и белы телом…» А поэт Низами Гянджеви («Искандернаме») изобразил это в стихах: «Краснолицые русы сверкали. Они // Так сверкали, как магов сверкают огни».
С красным цветом теснейшим образом был связан культ Рода-Громовержца (Перун - громовержец младший), верховного бога славян-русов, которого наши далекие предки считали творцом. (В «Слове о вдуновении» автор, полемизирующий с язычниками, замечает: «Всем бо есть творец Бог, а не Род».) Имя этого божества следует поставить в один ряд со словами «родрый» («красный»), «рдеть» («краснеть»), «рудый» («рыжий», «красный»), «руда» (диалектное обозначение крови). При этом, что очень важно, у Рода есть индоарийский аналог – бог Рудра (Шива), которого именуют «красный вепрь неба». Само слово «род», взятое в значении «коллектива», означает некое единство людей, отсюда и слово «народ», означающее единство национальное. Тот факт, что этим словом древние русы именовали своего верховного бога-творца, говорит о том, насколько близка русским идея изначального, соборного единства.
Советский «космизм» был, во многом, ориентирован на Марс, который является красной планетой. И это, опять-таки, весьма символично. Кстати сказать, в 1960-1970-е годы существовали, если так можно выразиться, две космические партии - «лунная» и «марсианская». «В августе 1962 года межведомственная комиссия под председательством президента АН СССР М.В. Келдыша утвердила эскизный проект ракеты Н1, в его составе — проект тяжелого межпланетного корабля, - вспоминает ведущий конструктор проекта «Энергия-Буран» и пилотируемых ракетно-космических комплексов для высадки на Луну Владимиром Бугровым. - На сегодня это единственный официальный проект экспедиции на Марс, выполненный по постановлению правительства и утвержденный в установленном порядке. Но конкуренты не дремали. И пока Королев работал над марсианской программой, они предлагали Хрущеву свои варианты тяжелых ракет и возбудили у него интерес к лунной программе, над которой американцы работали уже 3 года... В 1974 году реальный фундамент для экспедиции на Марс, 15 лет создававшийся усилиями всей страны, был варварски уничтожен бывшими соратниками Королева. Иначе, как актом вандализма, это и не назвать. Вся материальная часть и техническая документация по марсианскому и лунному проектам были полностью уничтожены. (Ю. Новицкая. «К Марсу — из подвала у Красных ворот»)
Что ж, всё это весьма и весьма показательно. «Лунная партия» сумела найти путь к сердцу стихийного атлантиста и бывшего троцкиста Хрущева. А ведь Луна это «солнце мёртвых» (кстати, Запад - сторона заката, западания, место где «заходит» Солнце), она светит отраженным солнечным светом, это один из символов царства теней - Нави, страны мёртвых. А вот Марс - это уже совсем иное. Марс - это Арес, это Ярила (цепочка - «арий»-«ярый»-«герой»), это «красная планета», это уже солнечное начало. (Имя первого русского космонавта - «Юрий» - весьма близко к слову «Ирий» (так называли Рай славяне-русы), а также к теониму «Ярила», который был именем бога весеннего Солнца и одновременно воинской битвы («ярости благородной»). При этом, сам Ярила назывался ещё и Юрилой). Именно Марс должен стать первоочередной задачей русской космонавтики, когда она полностью возродится. Луна - это цель Запада, не случайно туда первыми слетали «штатники». Причем, не важно, слетали ли на самом деле, важно, что полёт застолбили именно за ними. (Конечно, это не означает отказа от лунных полётов, баз и т.д.)
Не слишком ли высокую планку здесь предложена? Нет, для России космическая экспансия есть воскрешение, восстание от того смертного сна, в который она погрузилась после распада Красной Империи. Какие-то обычные улучшения (пусть даже и значимые) нам не помогут. Необходим Рывок, Прорыв - нечто такое, что поднимет нацию в пассионарном порыве. «Подъем производства», «улучшение благосостояния» и прочее - мало кого воодушевят - мы так и будем идти медленно, отставая от других. А отставание грозит тем, что вырвавшиеся вперед просто-напросто поглотят нас.
Это наша ахиллесова пята - обгоняющее развитие, стремление именно догнать ведущие страны. «Перегнать» - это уже мы оставляем на «потом, которого при таком подходе не будет. В таком режиме мы обречены догонять, не догнав - подобно Ахиллу, гонящемуся за черепахой. Из этой «зеноновской» апории выход только один - немедленно брать самую высокую планку, переходя в космический режим существования человечества. Только тогда, когда русский космический Орёл сменит русского земного Ахилла, мы совершим сверхрывок и создадим невиданную в мире цивилизацию. Не догоняющую, а обгоняющую. Сразу обгоняющую, иначе смерть. Пусть даже это будет совершенно «модернизационная» и «мобилизационная» смерть. Выход, он же Прорыв, только в одном - сверхмодернизация и сверхмобилизация. Застой и отстой преодолеет только одно - Русский Рывок к Звёздам.
«Пасха красная, Пасха, Господня Пасха! Пасха всечестная нам возсия!»